Гражданская Авиация

Валерий Окулов: Приоритет региональных перевозок – не пустая декларация!

Из 74 млн. перевезенных в 2012 году пассажиров на внутренний поток пришлось 34,3 млн., из них на региональные перевозки без учета направлений на Москву и местных авиалиний пришлось всего 4,9 млн. В то же время региональные перевозки чрезвычайно важны для укрепления целостности России и развития местной экономики. Вот почему теме региональных перевозок государственными органами и всем авиационным сообществом в последнее время уделяется большое внимание, разрабатываются различные программы, выделяются большие средства. В ближайшее время мы почувствуем результаты этой работы и увидим, что региональная авиации встает на ноги.

28 августа в конгресс центре МАКС 2013 прошла конференция «Региональные авиаперевозки и аэропортовая деятельность». С центральным докладом на которой выступил заместитель министра транспорта Валерий Окулов. Приводим текст доклада с небольшими сокращениями.

Если мы слышим как в небе отдаленных регионов гудят авиационные двигатели и проносятся воздушные суда, значит там есть жизнь, есть связь с Большой землей, есть деловая активность. От разговоров о необходимости развития региональных перевозок и местных воздушных линий пора перейти к конкретным действиям по их государственной поддержке. Оценим, во что обходится перевозка одного пассажира на региональных и местных в воздушных линиях? Что вкладывают в эти перевозки федеральный и местный бюджеты? Очень существенные средства. В 2013 году мы перевезем на региональных и местных воздушных линиях порядка 10 млн. пассажиров. Стоимость программ их субсидирования из федерального бюджета, в том числе субсидирования казенных предприятий на Дальнем Востоке и в Якутии и субсидирования лизинга воздушных судов, составляет сумму порядка 9 млрд. руб., а из бюджета субъектов РФ– порядка 6 млрд. руб. В итоге перевозка одного пассажира обходится в полторы тысячи руб. дотаций из федерального и субъектового бюджетов. Много это или мало? Это столько сколько есть. Наша задача – использовать эти средства разумно, эффективно для увеличения региональных перевозок. Мало? А ты докажи, что ты умеешь эти средства использовать умело, рационально, с пользой. Самое главное – то, что деньги есть.

А теперь остановимся на программах. Та «дорожная карта», которая разработана на среднесрочную перспективу, предусматривает увеличение объема перевозок на внутреннем рынке России до 40 млн. пассажиров год к 2015 году, - налицо явный прирост по отношению к 2012 году. Предусматривается увеличение количества региональных связей с нынешних 1200 до 1500. С 20 апреля этого года стартовала программа субсидирования перевозок на территориях северо-западного, сибирского, уральского и дальневосточного федеральных округов. Программой предусмотрено субсидирование 50% среднего тарифа на авиаперевозку всех категорий пассажиров, без возрастных ограничений по 32 маршрутам. Ожидаемый рост объема перевозок составит 40%. Для сравнения, в целом рост перевозок за первое полугодие 2013 года составил около 15%. Заложенные 40% - это очевидный приоритет региональных перевозок. Со 154 тысяч пассажиров мы планируем выйти на годовой уровень 216 тысяч пассажиров. На реализацию этой программы выделено 1,3 млрд. руб. По состоянию на 22 августа 2013 года этими региональными авиакомпаниями уже перевезено 74 тысячи пассажиров, реализовано 95 тысяч билетов.

Пилотный проект Приволжского Федерального округа реализуется на принципах софинансирования федерального и субьектового бюджетов. По состоянию на 22 августа 2013 года уже перевезено 45 тысяч пассажиров, а это больше, чем за весь 2012 год в Приволжском федеральном округе. Мы внесли некоторые изменения в эту программу, продлили ее действие до конца 2013 года, и внесли дифференцированый подход к субсидированию. На всех маршрутах, которые работали в 2012 году, мы сохраняем субсидирование пассажиров в размере 50% стоимости билетов. В отношении новых маршрутов, которых не было в 2012 году и которые появились благодаря принятой программе, мы вводим оптимальное субсидирование, чтобы добиться окупаемости линий. Таким образом, мы разделяем риск с авиакомпаниями, часть бюджета которых идет на окупаемость линий. Тем самым обеспечивается активизация авиационной мобильности населения.

С 1 августа 2013 года введена в действие еще одна программа. Вышло Постановление № 509 о предоставлении субсидий организациям воздушного транспорта, осуществляющих региональные воздушные перевозки, и формирование региональной воздушной сети. Согласно этой программе, появляется 69 новых маршрутов.

Минтрансом проводится также работа по формированию долгосрочной, длительностью не менее трех лет, программы поддержке региональных перевозок в масштабе всей РФ. В этой программе заложен механизм субсидирования маршрутов, выполняемых авиакомпаниями. Перевозчики приобретают воздушные суда, а это самые дорогие основные средства производства, не на год-два, поэтому и программа поддержки должна быть рассчитана хотя бы на три года, т.е. должна быть долгосрочной. Чтобы и авиакомпании понимали, что они не напрасно пришли в этот самый рискованный, самый тяжелый сегмент отрасли. Для обеспечения условий по обновлению авиапарка региональных самолетов, принято Постановление о субсидировании российских авиакомпаний в части приобретения региональной и малой авиации. В 2012 году по этой программе было приобретено 26 самолетов на общую сумму 1,2 млрд. руб. В первом полугодии 2013 года приобретено уже 18 самолетов. Мы планируем, что до конца года их число составит 40 единиц, заявки авиакомпаний уже поданы. Сумма субсидий на эти цели в 2013 году составит 2,15 млрд. руб. На 2014 год эта сумма увеличится до 2,4 млрд. руб. В этот проект внесены изменения и дополнения, предусматривающие прежде всего субсидирование региональных самолетов Ан-148 и «Сухой Суперджет 100» и распространение этой программы на унитарные предприятия. Расширены возможности приобретения региональных самолетов авиакомпаниями, входящими в ведение ряда субъектов РФ.

В этом году мы тестируем различные схемы субсидирования с тем, чтобы выбрать наиболее эффективную. Мы выбираем наиболее логичный механизм субсидирования, который думаем запустить с 2014 года. Поскольку страна у нас большая и условия эксплуатации авиапарка разные, в новом Постановлении будет предусмотрена определенная вариативность, но в любом случае будет сохранено субсидирование пассажиров. Прежде всего это касается социальных направлений, учащихся и лиц пенсионного возраста. Приоритет в субсидировании региональных авиалиний будет подчиняться в первую очередь задачам расширения географии полетов и маршрутной сети. Предпочтение будет отдаваться тем перевозчикам, которые берут на себя такой риск. Во вторую очередь субсидирование получат те авиакомпании, которые добавляют частоты к существующим региональным перевозкам. Здесь мы видим серьезную поддержку, субсидирование со стороны субъектов РФ. Например, Саха Якутия выделяет на эти цели 390 млн. руб. в год, Костромская область- 50 млн. руб., Сахалин – 499 млн. руб. в год, Чукотка -75 млн. руб. Рекордсмен здесь – Ямало-ненецкий округ, который выделят ежегодно 1,29 млрд. руб. Благодаря этим субсидиям существуют местные воздушные линии и воздушное сообщение в регионах. И еще очень важно, чтобы между программами федерального и субъектового субсидирования была синергия, чтобы мы организовали подпитку региональных и узловых аэропортов для доступа пассажиров на магистральные внутренние и международные маршруты.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа по активизации региональных и местных перевозок осуществляется совместно с субъектами и регионами РФ. К рассмотрению не просто принимаются, но и учитываются наработки, сделанные на местах. Принимаются к сведению соображения и мнения авиакомпаний, которые работают в регионах. Без этого не создадим мы, чиновники из Москвы, правильную маршрутную сеть. В регионах знают, кого, куда и как возить, каковы перспективы развития региона и его маршрутной сети. Поэтому только тесное взаимодействие с регионами позволит нам создать адекватную систему воздушных сообщений.

Мы часто слышим критику в свой адрес, что, мол, минтранс при выполнении той или иной программы субсидирования меняет правила. Но эту критику мы воспринимаем с воодушевлением. Ведь это говорит о том, что мы в состоянии реагировать на меняющиеся условия и оперативно корректируем те правила, в которых при реализации возникла необходимость внесения изменений. И впредь, те правила, которые будем применять с 2014 года, не будут догмой, они будут постоянно совершенствоваться. Мы считаем не только возможным, но и необходимым в ходе реализации любой программы вносить необходимые, востребованные рынком, авиакомпаниями и пассажирами изменения и дополнения в рамках тех ассигнований, которые предусмотрены федеральным бюджетом на 2014-2016 гг. Приоритет региональных перевозок – не пустая декларация, поскольку он подкреплен конкретным финансированием, как из федерального, так и субъектовых бюджетов по всем направлениям: пассажиры, авиалинии, аэродромы, самолеты.

Г.Д. Аралов, обозреватель «КР», к.т.н.