Кадры

А.Г. Бабакин, редактор "КР". Пустите парней в летчики

На 70-летии Балашовского высшего военного училища летчиков, преобразованного еще в 2002 году в учебный авиационный центр Краснодарского филиала Военного учебно-научного центра "Военно-воздушная академия" в городе Воронеже, как ныне после реформаций системы военного образования в стране называется российская академия ВВС, высветились проблемы подготовки военных летчиков.

Заслуженную школу лишили имени

Балашовской школе военных пилотов одному из старейших военных учебных заведений России в июле 2014 года исполнилось 70 лет. Еще с 30-х годов ХХ века здесь началась подготовка пилотов и техников Дальней Авиации. Школа неоднократно меняла свое наименование, переформировывалась. В 1945 году она переименовалась во Второе Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС Красной Армии, в 1948 году преобразовалась в училище летчиков-бомбардировщиков Дальней Авиации Вооруженных Сил. В 1977 году стало Балашовским высшим авиационным училищем летчиков имени Дважды Героя Советского Союза, главного маршала авиации Новикова. "Училище в Балашове готовило летный состав для стратегической Дальней авиации, входящей отечественную ядерную триаду, - отметил на торжественном мероприятии главнокомандующий ВВС России, Герой Российской Федерации, генерал-лейтенант авиации Виктор Бондарев, - к сожалению, ныне это училище не существует. Но люди, которые в нем служили, с честью выполнили свой воинский долг и продолжают сейчас в новых условиях готовить и воспитывать летный состав».

Командующими Военно-транспортной авиацией ВВС РФ стали выпускники-балашовцы: генерал-полковник авиации Ефанов Вячеслав Васильевич, генерал-лейтенант авиации Дырдин Вячеслав Александрович, генерал-лейтенант авиации Денисов Виктор Федорович, генерал-майор авиации Качалкин Виктор Тимофеевич, генерал-майор авиации Бенедиктов Владимир Валентинович. Прекрасные летчики. Это о них вот что сказал нынешний командующий ВТА России, генерал-майор авиации Владимир Бенедиктов: "Всякий летчик ВТА может стать командующим, но не всякий командующий летчиком". И это соответствует действительности.

В 2002 году в ходе реформы военного образования в стране прославленное летное училище преобразуется в учебную авиационную базу центра летной подготовки 6-го авиационного факультета Дальней и Военно-транспортной авиации Краснодарского филиала Военного учебно-научного центра ВВС "Военно-воздушная академия", расположенного в городе Воронеже. Вот такое длинное получила заслуженная летная школа наименование. К сожалению, с того же года изменился ее статус. Возможно, это привело к существенному сокращению набора курсантов.

Старая школа летчиков заслуженная и с большими, хорошими традициями. Стоит напомнить тем, кто ее реформировал и закрывал, что с образования в декабре 1944 года до закрытия в 2002 году училище выпустило около 20 тысяч военных летчиков. Героями Советского Союза стали 132 балашовца, 9 Героями Российской Федерации. Из них в годы Великой Отечественной войны 26 выпускников-балашовцев стали Героями Советского Союза. Два летчика совершили воздушные тараны. После 2002 года, когда Балашовское высшее военное училище летчиков преобразовалось в 6-й факультет авиационный Краснодарского филиала ВУНЦ "Военная академия" здесь выпустили еще 1447 летчиков.

Следует рассказать и о знаменитых балашовцах, подвиги, которых вписаны в славную летопись старого училища. Вот они: Герой Советского Союза, "Заслуженный летчик - испытатель" Гарнаев Юрий Александрович (погиб в 70-х года прошлого века во Франции во время тушения лесных пожаров на вертолете), Герои Советского Союза Перелет Алексей Дмитриевич, Титлов Михаил Алексеевич, Ильюшин Владимир Сергеевич, Ковалев Владимир Александрович, Сарафанов Геннадий Васильевич (летчик-космонавт), Зудов Вячеслав Дмитриевич (летчик-космонавт), Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Коваленок Владимир Васильевич; Герои Российской Федерации Дейнекин Петр Степанович, Мезах Владимир Чембуевич, Зеленко Андрей Жанович, Лаптев Андрей Александрович, Андронов Анатолий Васильевич, Зеленов Евгений Алексеевич, Копыркин Анатолий Степанович, Епанешников Александр Николаевич, Хайруллин Газинур Гарифзянович.

И вот это прославленное летное училище в 2002 году в ходе, мягко говоря, непродуманной реформы военного образования в России лишили наименования, известного в нашей стране и многих государствах мира и по Постановлению Правительства РФ преобразовали в 4-й факультет Краснодарского военного авиационного института. Далее по директиве начальника Генштаба ВС РФ в 2011 году 4-й факультет переименован в 6-й факультет авиационный Дальней и Военно-транспортной авиации в городе Балашове ВУНЦ ВВС ВВА филиал город Краснодар. Из-под пера чиновников вышло весьма неблагозвучное и малопонятное молодежи название летного военного вуза. Не веет от него романтикой дальних полетов, в том числе и в чужие страны. Так что это за реформа летного военного образования, после которой так катастрофически снизился набор в бывшее знаменитое Балашовское летное училище, куда еще 10-20 лет назад конкурс составлял от 4 до 8 человек на одно место.

Обучение летчиков отреформировали

Военные летчики это штучные специалисты, как в свое время сказал начальник Вооружения ВС РФ 1994-2000 годы, генерал-полковник Анатолий Ситнов, на обучение которых государство тратит гораздо больше средств, чем на подготовку офицеров других Видов и родов войск. Например, обучение летчика ВВС США обходится федеральному бюджету более 20 миллионов долларов. У нас немного меньше. Система обучения летчиков в нашей стране и Вооруженных силах создавалась тщательно и качественно годами. Она была пятиуровневой – школы начальной подготовки летчиков, летные центры ДОСААФ, военные училища по родам авиации, две военные академии - инженерная и летная и высшее звено обучения – Академия Генерального штаба, где готовился высший командный состав для ВВС, ВТА, ДА.

В 2002 году отработанную годами систему обучения летных кадров сломали под предлогом изменения задач ВВС и сокращения самой военной авиации. Училища по родам авиации - Балашовское, Борисоглебское, Барнаульское, Ставропольское, Армавирское ПВО, Челябинское штурманское, Воронежское, Иркутское, Краснодарское для подготовки летчиков-иностранцев и ряд других летных и инженерно-технических объединили в Военный учебно-научный центр ВВС "Военно-воздушная академия" в городе Воронеж. В него же вошли выведенные по коммерческим и авторитарным соображениям из Москвы и Монино Военно-инженерная академия имени Жуковского и Военно-воздушная академия имени Гагарина.

Организационно ВУНЦ в Воронеже состоит из трех филиалов. Самый крупный в городе Краснодаре, где непосредственно готовятся летчики по всем родам авиации – оперативно-тактической, военно-транспортной, дальней. Так же в ВУНЦ входят 11 авиационных баз практического обучения и одна учебная авиационная группа. В Сызрани филиал занимается подготовкой летчиков для армейской авиации. В Челябинске на базе бывшего высшего военного училища штурманов располагается филиал по подготовке штурманов, офицеров боевого управления, специалистов управления воздушного движения.

Вот такая в России выстроена новая система подготовки военных летных кадров. Как считают некоторые специалисты она слишком громоздкая и слабоуправляемая из единого центра.

Летчики ветераны-балашовцы обеспокоены

На юбилей заслуженного училища прилетели и приехали более сотни ветеранов летчиков-балашовцев. «Мы в училище прилетели группой выпускников1957 года, - сказал главнокомандующий ВВС РФ с 1991 по 1998 годы, Герой Российской Федерации, генерал армии Петр Дейнекин, - думали, что в бывшем нашем училище уже мало что сохранилось от высоконравственного духа, который воспитали в нас в нашей старой школе пилотов. Только традиции сохраняются. Надеюсь, что ВВС в очень сжатые сроки достигнут былого могущества.

Замечу, что в подготовке кадров для авиации мы переживали постоянные потрясения, которые в дальнейшем исправлялись десятилетиями. Погромы в деле подготовки авиационных кадров в нашей стране имеют определенную периодичность. И в последнее десятилетие случились очень сильные провалы в подготовке летчиков, особенно при предыдущем руководстве Минобороны РФ. Их очень тяжело выправлять. Невзирая на то, как ныне называется наше заслуженное летное училище, главное, что в Балашове не только ныне учат летать, но и воспитывают будущих командиров многоместных воздушных судов».

Ветераны-летчики балашовцы, командование ВТА, 6-го факультета собрались обсудить нынешние проблемы старого училища в аудитории учебного авиационного центра, или сокращенно УАЦ, где проводятся ученые советы, конференции, заседания военно-научного общества курсантов. Командир учебного авиационного полка, начальник Балашовского гарнизона полковник Алексей Олейник рассказал об учебном авиационном центре, его задачах: "В Балашове на месте бывшего военного училища ныне располагается 6-й факультет по подготовке летчиков Дальней авиации и Военно-транспортной авиации. В Воронеже находится Военный учебно-научный центр "Военно-воздушная академия", который занимается подготовкой офицеров по всем специальностям летным, аэродромно-технического, радиотехнического, метеорологического обеспечения для ВВС и других Видов и родов войск ВС РФ. Воронежский ВУНЦ возглавляет генерал-лейтенант Зибров Геннадий Васильевич. В городе располагается центр летной подготовки, начальник которого заместитель начальника ВУНЦ генерал-майор Сушков Юрий Александрович. Там находится летно-методический, инженерно-авиационной службы отделы и другие службы тыла».

В Краснодарском филиале первые три года курсанты занимаются теоретической подготовкой на трех факультетах. Далее они распределяются по морально-психологическим, деловым качествам по родам авиации. В Балашове на базе бывшего училища летчиков располагается 6-й авиационный факультет Краснодарского филиала ВУНЦ, где обучаются курсанты 4 и 5 курсов для ДА и ВТА.

Первичная подготовка летчиков ВТА и ДА проходит на самолете Л-410 на авиабазе в Ртищево. Четвертый курс курсанты обучаются в летном полку в Балашове на Ан-26. На пятом курсе курсанты ВТА стажируются в центре летного обучения в Иваново, курсанты ДА стажируются в центре в Тамбове. Молодежь за два последних года налетывают не менее 150 часов и даже до 220 часов, что довольно много. Так что учеба, по словам генерал-лейтенанта авиации Геннадия Зиброва, нормализуется. В этом году перед Краснодарским филиалом стоит задача набрать не менее 600 человек. Командование ВУНЦ надеется конкурс довести до 1000 абитуриентов, как в прошлые "золотые" времена Балашовского училища. В эти надежды верится с трудом. Ведь обвал с набором курсантов произошел в 2000-х годах из-за просчетов в реформе военного образования в российском государстве, когда несколько лет вообще не принимали курсантов на учебу. В результате в 2012 году в ВТА направлены 75 выпускников-летчиков, а в прошлом году всего 45 офицеров-летчиков. И все же в ВУНЦ надеются проработать еще три следующих трудных по набору курантов года. После этого ежегодный выпуск летчиков для ВТА наверняка достигнет 200 человек.

Таким образом, в России выстроена, вместо прежней, довольно своеобразная система подготовки военных летных кадров. Заместитель командира Краснодарского филиала ВУНЦ по работе с личным составом подполковник Сергей Иванов рассказал, что 6-й факультет в Балашове еще два года назад готовил летчиков ВТА, ДА, противолодочной, морской ракетоносной авиаций. В настоящее время на 5-м курсе учится всего 14 курсантов для ВТА, 5 курсантов для ДА, одного курсанта списали, как непригодного для летной работы и один курсант никарагуанец. На 4 курсе в филиале учится 14 курсантов. Причем один для ВТА, остальные для авиаций МВД, ФСБ, МЧС, 9 курсантов летчики-иностранцы. В 2015 году выпустится всего один летчик для ВТА, 4 летчика для ДА, остальные летчики-транспортники для других силовых структур.

Один из ветеранов с места задал вопрос командиру полка, сколько летных кадров подготовлено в 2014 году? Прозвучал ответ, что еще в 2009 году в Краснодарский филиал на летную специальность набрано было около 30 человек. Из них в 2014 году на транспортный Ан-26 обучаются 14 российских курсантов 5 курса и один военнослужащий из Никарагуа.

Структурно 6-й факультет в Балашове состоит из кафедр общевоенных дисциплин, эксплуатации самолета и двигателя, боевой подготовки и безопасности полетов, и кафедры иностранных языков, где много лет уже работает Сорокина Лариса Владимировна. С 1 сентября этого года предполагается вместо кафедры иностранных языков иметь в штате факультета просто отдельную дисциплину – «Английский язык». Возможно, это негативно отразится на обучении. На факультете работают 65 гражданских специалистов и 37 офицеров. Из них 10 офицеров командный состав курсов факультета. Ныне на указанное количество курсантов 2 начальника курсов и 9 курсовых офицеров. Преподавателей, командиров гораздо больше чем курсантов. Вот такая ситуация сложилась в прежде весьма престижном летном училище, куда в предыдущие годы молодежь буквально валом валила.

В 2013 году набрали в Краснодарский филиал 392 курсанта для всех видов авиации Вооруженных сил. В 2014 году предполагается набрать 585 курсантов. В 2013 году выпустили 380 офицеров летчиков. В 2014 году выпускается всего 48 офицеров-летчиков для всех видов авиаций. В настоящее время по истребительной, фронтовой-бомбардировочной, Дальней авиаций учатся всего по 6 курсантов. Так проявила себя проведенная реформа военного образования.

В 2010, 2011, 2012 годах очень мало набрали курсантов потому что, по словам подполковника Сергея Иванова, очень трудно, оказалось, привлечь для обучения в ВУНЦ молодых парней. В прошлом году предполагалось набрать, по директиве военного ведомства, 666 курсантов, а вышло всего 392. В 2014 году требуется иметь 585 человек. В филиале активно этим занимаются. Только уже сейчас ясно, что конкурса для поступления не получится. По регионам ездят группы офицеров, которые агитируют старшеклассников поступать в Краснодарский филиал ВУНЦ. Однако во многих школах в городах и весях в выпускных классах, по словам подполковника Сергея Иванова, очень мало парней. Да и те выбирают, как правило, учебу в различных гражданских вузах, в том числе гражданской авиации, где конкурс 4-5 человек на место. Профессия военного летчика в стране явно стала непопулярной. Причину в этом заместитель начальника филиала ВУНЦ по работе с личным составом видит в развале за последние 20 лет системы военной, допризывной работы с молодежью, отсутствие действенной пропаганды кадровой воинской службы и самой профессии военного летчика. «За пару лет здесь положение дел не выправить, - считает подполковник Сергей Иванов».

На мой взгляд, это связано еще и с явно до конца непродуманным реформированием системы обучения военных летчиков. Молодежь пока предпочитает поступать в известные в стране летные вузы и обходит стороной непонятный ВУНЦ.

С места от ветерана раздался следующий вопрос. Выполняется ли решение, которое было принято на совещании у вице-премьера по Военно-промышленному комплексу Правительства РФ Дмитрия Рогозина, что абитуриентам по различным причинам не прошедшим в гражданские институты и университеты, предлагать поступать в военные вузы?

Подполковник Сергей Иванов разъяснил, что для этого требуется на несколько недель разнести по времени сдачу экзаменов в гражданские и военные вузы. Согласно приказа министра обороны, например, в этом году срок приема документов в военные вузы несколько раз продлевался. Он завершился 15 июля. Только в интересах набора курсантов его еще продлили. В середине июля в Хабаровск, где 143 молодых человека хотят поступить в летное училище, выехала приемная комиссия Краснодарского филиала ВУНЦ. Только, несмотря на все усилия по набору молодых парней на учебу на военных летчиков в будущем году курсантов будет очень мало на всех трех факультетах Краснодарского филиала. К великому сожалению, в прошлом году здесь иностранцев больше училось на летчиков, чем россиян. В настоящее время обучаются более 300 курсантов из 19 стран.

В 2014 году в Краснодарский филиал ВУНЦ подано 1070 дел желающих учиться на летчиков. При прохождении профессионально-психологического отбора, медицинской комиссии, сдачи физической подготовки не смогли даже набрать 585 абитуриентов. Очень многих не зачисляют из-за низких баллов ЕГЭ. Так, согласно постановления Правительства РФ, по физике, русскому языку и литературе проходной бал в ВУНЦ составил 36, по математике 24. Ниже просто некуда. Только в военном летном вузе ждали от Минобразования еще большего уменьшения проходных баллов. Ведь в гражданских вузах многие абитуриенты по физике, математике получали по 30, 20 баллов. И вот с такими баллами многие физически здоровые парни, потенциальные курсанты не прошли и в ВУНЦ и в Краснодарский филиал.

Один ветеран задал вопрос, имеются ли льготы для поступления для выпускников интернатов первоначальной летной подготовки?

- При поступлении в Краснодарский филиал ВУНЦ, согласно федерального закона об образовании, - рассказал подполковник Сергей Иванов, - пользуются льготами только дети-сироты. В общем порядке поступают даже суворовцы, выпускники 11 интернатов первоначальной летной подготовки. В государстве не создан механизм принятия вне конкурса таких парней, которые с 14 лет уже готовят себя к воинской службе. Так, из Ахтубинской школы-интерната из 36 человек сдали физику выше 36 баллов только 9. Краснодарский филиал заинтересован взять на обучение всех желающих пойти в летчики выпускников школ-интернатов. Однако дорогу в небо преграждают чиновниками установленные стандарты уровня знаний.

Вопрос - реплика из зала от ветерана. Если такой набор в наше прославленное училище, то выходит среди молодежи упал престиж профессии военного летчика. Знаю, что в училища гражданского воздушного флота очень высокий ныне конкурс. Что надо сделать, для поднятия престижа нашего военного вуза и профессии военного летчика, как это было в советское время? Думаю, что у летчиков гражданского флота выше перспективы в работе, чем перспективы в службе у военных летчиков.

- На данный момент денежное довольствие военнослужащих в ВВС и социальные льготы вполне адекватны нашей профессии, - ответил подполковник Сергей Иванов, - престиж упал, прежде всего, из-за негативной информации по ВВС и армии вообще в обществе за последние 20 лет.

Вопрос - реплика из зала. Выпускники средних школ не могут на экзаменах набрать утвержденные Правительством баллы и не поступают в наше летное училище, ставшее факультетом Краснодарского филиала Военного учебно-научного центра в Воронеже. Только это же происходит из-за провалов в нынешней системе среднего образования в нашей стране. Масса физически здоровых парней из-за пресловутого ЕГЭ не проходят по конкурсу в летное училище. Почему из-за каких-то, кем-то утвержденных баллов не хватает в ВВС молодых военных летчиков, а в целом страдает оборона нашего государства?

- Искренне рад, что вы наши замечательные ветераны нашли время и приехали на 70-летие летного училища в Балашов, - ответил подполковник Сергей Иванов, - и объективно посмотрели на нынешние проблемы высшего военного образования военных летчиков. Вы авторитетные военные летчики и можете на всех уровнях поднять эту важнейшую для обороны страны и ВВС проблему. Командование ВУНЦ, Краснодарского филиала, Балашовского 6-го факультета многое предпринимают для повышения численности набора курсантов, поддержания учебной материально-технической базы знаменитого прежде летного военного училища, сохранения профессорско-преподавательского состава, летчиков-инструкторов, которые непосредственно учат летать курсантов. Уверен, что ситуацию с набором курсантов мы изменим к лучшему. А сейчас я вас приглашаю посмотреть учебные аудитории, лаборатории, тренажеры, где вы когда-то осваивали самолеты и летную профессию.

В классах исправные самолеты

Вместе с командующим ВТА России генерал-майором авиации Владимиром Бенедиктовым и еще несколькими ветеранами мы обошли учебные аудитории. Не просто так, ради интереса генерал-летчик осматривал стенды, макеты, технику. По всей видимости, проверял работоспособность учебной материально - технической базы 6-го факультета, где готовятся военные пилоты для ВТА и ДА. На установленном в аудитории самолете чешского производства Л-410 работала вся гидравлика, двигались закрылки, флюгировались винты, убиралось шасси, действовал интерцептор или в просторечье воздушный тормоз. Можно руками пощупать все узлы и детали учебного самолета, что, в общем-то, и делают курсанты на занятиях, изучая конструкцию самолета первоначального обучения. В кабине Л-410 включались табло, загорались лампочки, которые показывали исправность или нет различных датчиков, системы убирания шасси, другого оборудования. В кабине Ил-76МД Владимир Валентинович сел за штурвал, привычными движениями переключил несколько рычагов, тумблеров. Аппаратура загудела. Со стороны было видно, что командующему ВТА все знакомо в этой кабине-тренажере. Он и в настоящее время реально летает на этом самолете.

В другой аудитории, куда мы зашли, находился самолет первоначального обучения Л-39. Так называемая летающая парта. Командир Балашовской базы полковник Олейник сам окончил летное училище в 1996 году, похлопал самолет по крашеному борту. По его словам все механизмы, трубопроводы, агрегаты курсанты буквально щупают руками, изучая эту машину, все системы можно увидеть в классе в работе. Тренироваться по включению двигателя.

В рабочем состоянии оказался и тренажер-кабина Ан-26. «Прямо на вот этом стенде, - пояснил полковник Олейник, - можно отработать все операции по запуску двигателя АИ-24 этого транспортного самолета». Командир базы стал переключать тумблеры на стенде двигателя, нажимать кнопки, передвигать рычаги. Через некоторое время загорелись все необходимые контрольные лампочки, загудел в стенде какой-то механизм, загорелись контрольные табло «Питание якоря», «Пусковое топливо», «Напряжение 48 вольт», потом «Рабочее топливо» и вверху стенда заработал небольшой воздушный винт. Наглядность запуска двигателя впечатляла. Дальше в классе располагался стенд флюгирования винтов. И тоже оказался в рабочем состоянии.

Вся учебная материальная база в бывшем училище действовала и ждала, когда масса курсантов, вместо нынешних единиц, станет изучать конструкцию самолетов, систем, двигателей, установленных в учебных аудиториях.

На юбилей училища собрался весь город

На плацу в 10.00 19 июля в субботу выстроился личный состав Балашовской учебной авиационной базы, 6-го авиационного факультета. На краю плаца, на постаменте навечно застыл памятником знаменитый транспортник Ил-14. Под самолетом на трибуне главнокомандующий ВВС РФ, Герой Российской Федерации, генерал-лейтенант авиации Бондарев Виктор Николаевич, главнокомандующий ВВС РФ в 1991-1998 годах, Герой Российской Федерации, генерал армии Дейнекин Петр Степанович, командующий Военно-транспортной авиацией, генерал-майор авиации Бенедиктов Владимир Валентинович, начальник Военного учебно-научного центра в Воронеже генерал-лейтенант авиации Зибров Геннадий Васильевич, ветераны ВТА и ДА, руководство города Балашова. Звучали речи в честь прославленного летного училища, которое знают во многих странах мира.

Глава муниципального Балашовского района Елена Щербакова отметила, что училище является основным предприятием в городе и его надо сохранять и развивать.

Генерал армии Петр Дейнекин - балашовец 50-х годов прошлого века отметил, что с 1944 года по 2002 год Балашовское среднее, потом высшее училище выпустило более 20 тысяч летчиков. В заслуженном теперь бывшем летном училище и поныне сохраняются традиции прежних лет – обучать и выпускать из вуза высокоподготовленных, высоконравственных офицеров-летчиков, способных командовать многоместными воздушными кораблями. Потом состоялось награждение отличившихся офицеров и других военнослужащих, гражданского персонала базы, 6-го факультета. После парада гарнизона масса людей хлынула на поблизости расположенный стадион. Парашютисты точно приземлялись в круги на футбольном поле. Величаво над верхушками огромных, старых деревьев, покачивая крыльями, прошли транспортные самолеты Балашовской учебной авиационной базы. Затем небо заняли истребители пилотажной группы из Липецкого учебного центра ВВС "Соколы России". Самолеты впечатляли маневренностью, фигурами высшего пилотажа.

Возродить гордые наименования

Воздушный парад – это красота и мощь самолетов и мастерство экипажей, летчиков. И это мастерство куется на земле и прежде всего в учебных классах и лекционных аудиториях. Самолетами управляют люди, которые добротно освоили высокотехнологичные машины. А с курсантами как раз в Балашовском бывшем летном училище ныне проблемы. Физические здоровые парни не могут поступать из-за пресловутого балла ЕГЭ. Минобороны, Минобразование, Правительство РФ почему-то не видят эту проблему и сами того не ведая буквально «режут» набор в летный ВУНЦ. Договориться бы, снизить экзаменационный бал и дать возможность парням, которые мечтают об авиации, даже с посредственными знаниями поступать и учиться на военных летчиков. В том же Краснодарском филиале для отстающих вполне можно устроить дополнительные занятия по различным предметам. В считанные месяцы можно повысить знания у ребят из сельской местности, небольших городков, где школьное образование ныне «хромает на обе ноги». Лишь бы у них было желание учиться в ВУНЦе и стать военными летчиками.

Решить на федеральном уровне вопрос со льготами для поступления в летные училища. Ныне при поступлении в военные вузы, согласно федерального закона об образовании, пользуются льготами только дети-сироты. Законодательно учредить льготы для суворовцев и нахимовцев, выпускников интернатов первоначальной летной подготовки, военнослужащих срочной службы и контрактников.

Кроме того, почему бы, например, законодательно не разнести на несколько недель, а то и месяц сдачу экзаменов в Краснодарский филиал, в других военных вузах Минобороны и в гражданских институтах, университетах. Провести соответствующую пропагандистскую работу среди абитуриентов. Не сдавших экзамены, но получивших довольно высокий балл, зачислять по желанию в военный вуз. Наверняка, найдутся те, кто станет курсантами, а потом через пять лет летчиками ВТА и ДА с высшим военным образованием.

А может корень проблемы с набором курсантов кроется еще и в названиях военных летных вузов. Не пора ли вместо безликих ВУНЦ, Краснодарского филиала, Балашовского 6-го факультета возродить знакомые стране и всему миру наименования – Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, Балашовское высшее военное училище летчиков имени Дважды Героя Советского Союза, главного маршала авиации Новикова? Традиции нельзя сбрасывать со счетов в таком непростом деле, как набор курсантов и обучение на сложную и опасную профессию военного летчика.

Но все же, не все так грустно с курсантами в Балашове. Положение дел с их набором, как рассказал начальник Военного учебно-научно центра "Военно-воздушная академия", доктор педагогических наук, профессор, генерал-лейтенант авиации Геннадий Зибров, постепенно меняется. В 2013 году по Дальней и Военно-транспортной авиации набрано более 150 курсантов. В 2014 году свыше 250 курсантов. Так что в старом-новом ввузе по-прежнему готовятся авиационные кадры для ВВС России, всех силовых структур, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Решаются здесь и социальные вопросы. В Балашовском гарнизоне более 250 военнослужащих нуждаются в служебных квартирах. Как сказал генерал Зибров, и эта проблема до 2020 года закроется. Хочется надеяться, что все нынешние проблемы военного летного образования, самих летных вузов скоро решатся. Ведь от этого зависит боеспособность важнейшего Вида ВС РФ – Военно-воздушных сил, в том числе стратегической Дальней авиации, Военно-транспортной авиации, которая решает многие задачи в интересах самого российского государства, обеспечивает мобильность нашей армии.