Кадры

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. Тамбовские крылья

Всегда являлись цветом нации

Кто был, кто есть, кто будет в авиации!

26 октября в штабе Дальней авиации состоялась встреча выпускников Тамбовского высшего военного авиационного училища летчиков имени Марины Расковой, окончивших его 50 лет назад, в 1963 году. Убеленные сединами ветераны вспоминали свое славное прошлое, службу в воинских частях. Многим их них довелось пилотировать тяжелые воздушные корабли над морями и океанами, вдали от родных берегов. По-разному сложились судьбы выпускников, двое из них вышли в отставку в звании генерал-лейтенантов авиации и прибыли в добром здравии на встречу выпускников. Это заслуженный военный летчик СССР генерал-лейтенант авиации Валентин Степанович Иванов, уволившийся с должности первого заместителя командующего Дальней авиации, ныне он возглавляет аэропорт Остафьево, и генерал-лейтенант авиации Александр Николаевич Осипенко, уволившийся с должности начальника управления кадров ВВС РФ. Юрий Алексеевич Белоусов по окончании остался в училище, на летной работе и за 20 лет службы, с 1963 по 1984 гг. подготовил более 1000 пилотов. Примечательно, что 38 процентов выпускников продолжили военное образование в Академиях. Двое закончили службу генерал-лейтенантами авиации, трое- генерал – майорами авиации, один- генерал-майором, 30 – полковниками, 30- подполковниками, 23- майорами, шестеро- капитанами, ттое- старшими лейтенантами. Несмотря на различие в воинских званиях и должностях, все они пронесли чрез всю жизнь любовь к Родине, летному делу, любовь к авиации.

В начале встречи гостям был показан музей Дальней авиации, экспонаты которого наглядно отразили ее историю от истоков развития до наших дней, а также тематический кинофильм об авиационной технике. История училища восходит к началу 30-х гг. 20-го века, когда в связи с усложнением международной обстановки по решению Правительства СССР в стране начала создаваться сеть авиационных учебных заведений. Директивой Наркома обороны СССР от 15 декабря 1930 года было определено создать 14-ю военную школу летчиков с дислокацией в г. Энгельсе Саратовской области. 14 декабря 1954 года на основании Директивы Генерального штаба Советской Армии Энгельсское училище в полном составе передислоцируется в г. Тамбов. С января 1956 года Энгельсское училище переименовывается в Тамбовское училище летчиков имени М.М. Расковой. В 1959 году училище переходит на подготовку летчиков по программе высшей школы и получает наименование Тамбовского высшего военного авиационного училища летчиков имени Марины Расковой. Спустя 18 лет, 23 октября 1995 года в училище состоялся 75-й завершающий выпуск военных летчиков.

Дальняя авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Это первое в мире соединение тяжелых бомбардировщиков создано на основании решения военного совета Российской армии, которое было высочайше утверждено 10(23) декабря 1914 года. Начальником эскадры стал инициатор ее создания М.В.Шидловский—бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, производившего самолеты «Илья Муромец». За годы 1 мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В воздушных боях ими уничтожено 12 вражеских истребителей, в то время как за всю войну был сбит всего один «Илья Муромец». После февральской революции 1917 года началась дезорганизация армии. По требованию нижних чинов от руководства эскадрой отстранены ее начальник и заместители, выборно были заменены практически все командиры кораблей. В сентябре 1917 года при подходе немцев к Виннице организовать ее эвакуацию в тыл оказалось некому, самолеты были сожжены.

Принятие на вооружение в декабре 1930 года ТБ-3 позволило значительно увеличить боевой состав Дальней авиации. В 1933 году тяжелобомбардировочные отряды, эскадрильи, бригады объединены в авиационные корпуса. В 1936 году Дальняя авиация пополнилась новым дальним бомбардировщиком конструкции С.В.Ильюшина ДБ-3. После ряда усовершенствований, установки более мощных двигателей этот самолет в 1940 году получил название Ил-4. С началом Великой Отечественной войны экипажи дальнебомбардировочных частей уже в полдень 22 июня 1941 года вступили в боевые действия по уничтожению скопления немецко-фашистских войск в районах Сувалки и Прасныш. 23 июня совместно с морскими летчиками они бомбили объекты глубокого тыла в Данциге, Кенигсберге, Варшаве, Кракове, Бухаресте. 5 марта 1942 года Постановлением ГКО дальнебомбардировочная авиация была преобразована в авиацию дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке ВГК. Командующим АДД был назначен генерал А.Е.Голованов. За годы войны экипажи дальних бомбардировщиков совершили около 220 тысяч боевых вылетов, сбросили на войска и объекты противника 2 млн. 276 тысяч бомб различного калибра.

В августе 1945 года американцы сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Бомбы были доставлены за 2800 км до цели тяжелым бомбардировщиком Б-29. Тогда у нас такого самолета не было. Правительством СССР была поставлена задача создать подобный самолет, задача в сжатые сроки была выполнена. В 1947 году на вооружение Дальней авиации поступает стратегический бомбардировщик Ту-4. А в 1951 году в связи с оснащением Дальней авиации ядерным оружием началось ее массовое перевооружение на этот самолет.

1954 год открывает новый этап в развитии Дальней авиации—на вооружение принят первый дальний реактивный бомбардировщик Ту-16. Через два года самолетный парк Дальней авиации пополняет стратегический бомбардировщик Ту-95, а еще через год— стратегический бомбардировщик конструкции В.М.Мясищева ЗМ. В связи с широким внедрением реактивной техники, Правительством страны было принято решение образовать высшее военное авиационное училище, готовящее летчиков-инженеров. На первый курс в Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков имени Марины Расковой 1959 году поступило 156 человек, из них через 4 года, 23 октября 1963 года, успешно закончили обучение 96 летчиками-инженерами и два – офицерами штабных должностей. Один человек кончил училище с золотой медалью и четыре с отличием. Всем выпускникам было обеспечено освоение новейшей авиатехники и продвижение по служебной лестнице. Среди выпускников было 18 родом из Тамбова и Тамбовской области.

В 1959 году на вооружение поступили дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 и первые ракетоносцы Ту-16К. Вслед за ними появились ракетоносцы Ту-95К и Ту-22К. Дальняя авиация становится ракетоносной, что подняло ее на качественно новый уровень, сделало авиационной составляющей стратегических ядерных сил. Поступившие на вооружение Дальней авиации в 70-80-е годы новые авиационные комплексы Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160 подняли на новую высоту роль и место Дальней авиации в общей системе обороны страны. Вооруженные крылатыми ракетами большой дальности стратегические ракетоносцы способны не только наносить мощные удары по заданным целям в любой точке земного шара, но, также, не прибегая непосредственно к военным действиям, демонстрировать решимость применения своего оружия.

В соответствии с планом военной реформы в апреле 1998 года Дальняя авиация была преобразована в 37 ВА ВГК (СН). Оптимизирован ее боевой состав. Но география базирования соединений и частей почти не изменилась. Она включает территории 23 субъектов Российской Федерации. Достаточно высоким остается боевой потенциал объединения. В июне 2009 года по истечению 10 лет поисков и решений, руководство страны, Вооруженных сил, Военно-воздушных сил приняло решение о преобразовании 37 ВА ВГК (СН) в Дальнюю авиацию ВВС России, с возрождением управления командующего Дальней авиацией. С 1 декабря 20 Юг в результате штатных преобразований Дальняя авиация организационно состоит из 2-х основных авиационных баз, в состав которых входят авиационные группы и части непосредственного подчинения. По статусу, масштабу и характеру выполняемых задач командования Дальней авиации является средством Верховного Главнокомандующего, компонентом сил ядерного сдерживания, составной частью ВВС, служит для решения стратегических и оперативных задач на континентальных, океанских (морских) ТВД и на отдельных стратегических (операционных) направлениях.

На торжественном собрании, посвященном знаменательной годовщине, выступили командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Анатолий Дмитриевич Жихарев, который рассказал о современном статусе Дальней авиации, и генерал-лейтенант Александр Николаевич Осипенко. В своем выступлении Командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант А.Д.Жихарев отметил отличную техническую и моральную подготовку, а также высокие достижения выпускников училища, никто из которых не запятнал его чести. «Ни один враг не осмелился вторгнуться в пределы нашей страны, пока за штурвалом находились воспитанники Тамбовского училища», - подчеркнул Командующий Дальней авиацией. В заключение встречи Командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант А.Д.Жихарев напомнил, что в будущем году исполнится 100 лет российской Дальней авиации и вручил ветеранам почетные грамоты. Удостоились благодарностей и боевые подруги ветеранов, прошедшие с ними нелегкий воинский путь. Участники встречи с благодарностью приняли сборник «Тамбовские крылья», подготовленный А.Е. Кречетовым. В сборнике, выдержавшем три издания, приведены рассказы летчиков-инженеров выпускников Тамбовского училища 1963 года о полетах, службе и боевых товарищах. Встреча завершилась праздничным обедом, во время которого ветераны рассказывали о своих жизненных путях и судьбах, вспоминали товарищей.