ТЕРРИТОРИЯ РОСТА: ГДЕ ГОТОВЯТ КАДРЫ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Кадры – самый больной вопрос в российской промышленности. Квалифицированных кадров никогда не бывает в избытке, а ведь от того какими придут в отрасль молодые инженеры, зависит все будущее машиностроения и реального сектора экономики. Как вовлечь детей в научно- техническое творчество и реализацию инновационных проектов в области высоких технологий, применяемых для решения задач как армии, так и гражданского общества? Как повысить мотивацию школьников к получению инженерного образования? Вот проблемы, с которыми сегодня необходимо разобраться образовательным учреждениям всех уровней, чтобы поддержать общую стратегию в рамках реализации государственной промышленной политики и обеспечить разнообразие форм взаимодействия.
Лариса Васильевна АВЕРЬЯНОВА, директор Московского колледжа
бизнес-технологий
Одним из инструментов решения этих вопросов может стать новая федеральная конкурсная программа Министерства промышленности и торговли РФ (проектный офис Московского колледжа бизнес- технологий (КБТ) при поддержке столичного департамента образования и науки – проект «Кадры для цифровой промышленности . Создание законченных проектно - конструкторских решений в режиме соревнований» по направлению «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» для школьников Москвы и регионов России. Программу планируется провести в формате инженерно-технического конкурса, финал которого намечен на вторую половину 2020 года. Национальный авиационный журнал «Крылья Родины» рассказывает о задачах конкурса, о реализованном в одном из регионов пилотном проекте, и о том, какие изменения траектории развития Московский колледж бизнес-технологий запланировал и осуществил на пути к лидерству в подготовке квалифицированных кадров для современного цифровизированного образовательного пространства, имея огромный опыт подготовки кадров для экономической сферы, постепенно трансформируясь и осуществляя переход к подготовке кадров не только для цифровой экономики, но и для востребованной сферы высокотехнологичных профессий.
КАДРЫ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Цифровизация сегодня – это генеральный путь развития страны в целом и конкретно промышленности, – подчеркивает президент РФ Владимир Путин. Ее практический смысл в том, чтобы сократить сроки производства, снизить затраты, повысить эффективность и максимально быстро вывести продукт в коммерческое использование. Современные цифровые технологии позволяют быстро реагировать на повседневные проблемы населения, отвечать на инициативы граждан, их обращения, оперативно реагировать и эффективнее и быстрее решать проблемы, с которыми люди сталкиваются ежедневно.
Популяризация цифровых компетенций в промышленности среди обучающихся образовательных учреждений, привлечение обучающихся к инновационному, научно- техническому творчеству в области цифровых компетенций в промышленности, а также пропаганда цифровых компетенций в промышленности – вот ключевые задачи проекта «Кадры для цифровой промышленности. Создание законченных проектно-конструкторских решений в режиме соревнований». Идея конкурса в том, чтобы сформировать у обучающихся инновационную модель мышления «от услуги до электронной компонентной базы», создавая проектные команды как основы перспективных распределенных конструкторских бюро. Московский колледж бизнес-технологий (КБТ) при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ занимается планированием и последующей реализацией данного проекта.
«Конкурс может придать дополнительный импульс развития российской электроники и отечественных доверенных систем проектирования и программирования, а также возродить интерес к инженерным специальностям», – отмечает замглавы Минпромторга Олег Бочаров.
Выявлена необходимость создания отечественной доверенной экосистемы обучения и доверенных средств разработки, поясняют в ведомстве. Она позволит организовать взаимодействие распределенных команд и обеспечит законченный цикл разработки отечественных доверенных систем искусственного интеллекта от создания глубоких нейронных сетей до автоматизированного тестирования и портирования сформированных и обученных глубоких нейронных сетей в перспективные вычислители. Основой экосистемы станут отечественные аппаратно-программные средства, создаваемые по заказу Минпромторга.
Московский колледж бизнес-технологий при поддержке Министерства и ведущих российских производителей и разработчиков, робототехники и нейросетей создали модульные программы обучения. В них есть теоретические блоки и практические занятия, предусмотрена самостоятельная работа в командах и командные соревнования. Программы разработаны по таким перспективным направлениям, как программирование беспилотных воздушных судов (БВС), обучение нейронных сетей, проектирование ЭКБ, - моделирование и изготовление узлов БВС и интернета вещей.
Финал соревнований запланирован в рамках Международной выставки и научной конференции по гидроавиации «Гидроавиасалон-2020». На данный момент запущен пилотный проект на базе Орловского Государственного Университета, в котором приняло участие уже около трехсот школьников и студентов. В «пилоте» принимали участие также представители екатеринбургского Кванториума, подмосковного Технополиса ЦАГИ, казанского Иннополиса, тверского Суворовского училища и тамбовского Института им. Г.Р. Державина. По итогам созданы специализированные учебно-соревновательные программы и кейсы, которые теперь можно эффективно тиражировать на всю страну. Идею оценили и в Государственной Думе – депутат от Орловской области, где проводился пилотный проект, Ольга Пилипенко подчеркивает, что стратегическая цель – создание системы опережающей подготовки и переподготовки кадров нового поколения для цифровой промышленности. «Действуют образовательные программы, которые ориентированы на приобретение учащимися цифровых компетенций. Важно, что полученные знания будущие специалисты уже применяют на практике. Запущена проектная школа создания законченных проектно-конструкторских решений в режиме соревнований, объединившая школьников, студентов и наставников. Подготовлены и успешно защищены проекты по обучению нейросетям, программированию дронов», – прокомментировала она.
«Проект позволил создать систему оперативного формирования и подготовки проектных команд для решения сложных инженерных задач, скооперировать промышленные предприятия для тестирования новых решений. Смешанные команды показали свою эффективность, ведь благодаря разным компетенциям и знаниям, освоение материала происходит быстрее и предлагается более широкий спектр решений. Особо отмечу также, что игровая форма проекта вызвала у учащихся значительную мотивацию к освоению инженерных специальностей», – отметила в беседе с «КР» директор Московского колледжа бизнес-технологий Лариса Аверьянова.
Подобный проект для региона может стать серьезной точкой роста, поможет сформировать кластер электронной промышленности, создать рабочие места и воспитывать высококвалифицированных специалистов.
ОТ БУХГАЛТЕРИИ К ПОКОРЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ДИСТАНЦИЙ
Функционирование целого ряда отраслей экономики страны в настоящее время немыслимы без использования бизнес-технологий – это и связь, и навигация, и системы управления и мониторинга. Для генерации оригинальных идей требуются высококвалифицированные профессионалы, творческие личности, в равной степени владеющие как фундаментальными знаниями, так и практическими навыками. Подготовка таких специалистов – важнейшая задача Московского колледжа бизнес-технологий. В учебном заведении готовят высококлассных специалистов с учетом потребностей рынка труда города Москвы, налажена взаимосвязь с социальными партнерами – в учебный процесс введены дуальные уроки, благодаря которым студент овладевает своей будущей профессией не только за партой, но и на рабочем месте в профильной организации.
Московский колледж бизнес-технологий готовит специалистов IT и экономической направленностей. В течение уже 45 лет преподаватели КБТ выпускали специалистов учетно-экономических служб, обучали бухгалтеров владению компьютерными программами – здесь в 1990-е годы начали готовить служащих финансовых и страховых организаций. С введением компьютеризации во всех сферах экономический колледж объединился с колледжем информационных технологий «Московским радиотехническим колледжем имени А.А. Расплетина» – так был создан Колледж бизнес-технологий, который получил от нового партнерства синергетический эффект. Сегодня колледж – современное, динамично развивающееся образовательное учреждение.
В настоящее время КБТ ведет подготовку по специальностям в области информационных технологий и беспилотных летательных аппаратов. Будучи изначально сугубо экономически-направленным учебным заведением, осенью 2017 года на основе имеющейся сильной IT-базы колледж открыл новаторское направление – управление беспилотными летательными аппаратами. Специальность «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», по которой обучаются студенты, интересующиеся управлением и применением дронов в бизнесе, вошла в ТОП-50 наиболее перспективных в будущем и была названа в качестве приоритетной в «майских указах» президента России Владимира Путина. Сегодня именно это направление стало наиболее востребованным в колледже.
«Прогресс в развитии беспилотных летательных аппаратов называют самым главным достижением в современной авиации последних десятилетий. На сегодняшний день разработками беспилотных летательных аппаратов занимаются в основном специалисты военно-промышленного комплекса, но тем не менее, применяются БПЛА также и в других сферах: для аэро-, фото- и видеосъемки, патрулирования, геодезических изысканий, мониторинга с воздуха различных объектов и даже для доставки покупок на дом», – отмечает директор Московского колледжа бизнес-технологий Лариса Аверьянова.
В настоящее время ИКАО и аэрокосмическая отрасль занимаются изучением беспилотных авиационных систем (БАС), определением и их интеграцией в общую авиационную систему. Эти системы основаны на новейших разработках в области аэрокосмической технологии, позволяющих реализовать новые более совершенные виды применения авиации в гражданских и коммерческих целях, а также повысить безопасность полетов и эффективность использования гражданской авиации в целом.
Безопасная интеграция БАС в неразделенное воздушное пространство предполагает участие многих заинтересованных сторон и привлечение их экспертизы в таких областях, как выдача свидетельств членам экипажа и медицинское освидетельствование членов экипажа БАС, создание систем обнаружения и предупреждения, использование частотного спектра (включая его защиту от непреднамеренного или незаконного вмешательства), обеспечение эшелонирования относительно других воздушных судов, а также разработка надежной нормативной базы.
Курс Вооруженных Сил России на развитие военной авиации предполагает наличие в кадровом составе профессионально подготовленных операторов беспилотных летательных аппаратов. Такие специалисты сегодня очень востребованы и в оборонно-промышленном комплексе. Все большую популярность приобретают и гражданские беспилотные летательные аппараты – дроны, что также приводит к востребованности пилотов БПЛА – самым выгодным и перспективным направлением развития беспилотного транспорта эксперты сегодня считают аграрный сектор и сферу доставки.
Все это доказывает перспективность выбранного колледжем курса развития образовательных программ. Обучение студентов КБТ проходит не только в стенах колледжа, но и на таких высокотехнологичных предприятиях, как Федеральное государственное автономное научное учреждение Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти, Геоскан, DJI, ООО «Аэроксо». Предметная работа с социальным партнером позволяет приблизить учебный процесс к нуждам конкретного предприятия и ориентировать его на получение студентами навыков по решению реальных производственных задач, что помогает им быть готовыми приступить к профессиональной деятельности сразу же после завершения обучения в образовательной организации.
«Мы ставим себе задачей способствовать созданию конкурентоспособной отрасли российской экономики, лидера в ряде сегментов мирового рынка беспилотных авиационных систем, продуктов и услуг. Мы занимаемся подготовкой и развитием человеческого капитала, разработкой и внедрением инноваций в образовательном направлении. КБТ способствует подготовке специалистов, с возможным трудоустройством не только основной массы трудоспособного населения, но и включая такую незащищенную категорию, как предпенсионеры, а также люди с ограниченными возможностями и молодежь без значительного опыта работы, путем, в частности, организации дополнительного заочного и дистанционного образования и очень плотного сотрудничества с высокотехнологичными предприятиями», – поясняет директор КБТ Лариса Аверьянова.
Для решения масштабных актуальных задач развития страны, реализации ответов на вызовы современности путем инициирования и воплощения конкретных практико-ориентированных проектов был создан центр компетенций по направлению «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». Основная цель центра – популяризация научно-технического творчества среди школьников и студентов в сфере моделирования и разработки беспилотных летательных аппаратов. В рамках центра участники знакомятся с принципами работы и особенностями сборки БАС мультироторного типа, а также учатся программировать беспилотники.
Эксперты из числа сотрудников КБТ и внешних партнеров колледжа читают лекции и проводят практические занятия по темам:
• История, принцип работы и особенности сборки БПЛА;
• Настройка и модульное (базовое) программирование БПЛА;
• Опыт и перспективы использования БПЛА;
• 3D-моделирование и 3D-печать. Знакомство с CAD-системами;
• Принцип работы автопилотов и полётных контроллеров;
• Принцип винтовых устройств. Подъемная сила;
• Использование полезной нагрузки;
• Визуальное и FPV пилотирование.
Курс состоит из теоретической и практической частей, программа совершенствуется под контролем Минобрнауки. Практические занятия включают выездные тренировки, проведение ремонтных работ в полевых условиях и в специально оборудованных учебных классах, занятия проводятся с учетом возможных штатных и нештатных ситуаций в управлении беспилотниками.
«В профориентационной части развиваются проекты летнего дополнительного образования. Колледж формирует мотивирующую интерактивную среду для развития технологических компетенций через механизмы выявления и дальнейшей профориентации детей от 6 до 18 лет. На летнее время для школьников, которые не уехали за город и в оздоровительные учреждения, предлагается тематическая образовательная программа, направленная на приобретение навыков XXI века: командной работы, коммуникации, технологических компетенций, управления проектами, генерации идей», - рассказывает заместитель директора по оценке качества образования Дина Жесткова.
Летом на территории самого колледжа, помимо лаборатории по программированию и изучению летательных аппаратов, действуют еще семь секций технической направленности. Учащимся рассказывают о системе управления производством, о создании собственного бизнеса, затрагивают другие экономические вопросы.
В Московском колледже бизнес-технологий существует детская программа «Календарь Больших Технологий» (КБТ), включающая элементы: • КБТ – Профильная лаборатория «Кто больше трудится?»
• КБТ – Практикум «Купец – бесконечный творец!»
• КБТ – Мастерская «Крепкие богатыри-творцы»
• КБТ – Мастер-класс «Кто больший технарь!»
• КБТ – Митап «Красивые, быстрые, талантливые...» и другие.
Цель проекта – внедрение комплексной модели образования путем погружения в IT-сферу, интегрированную с бизнес-средой и лингвистической составляющей, для формирования мотивации и развития технологической компетентности на территории детских оздоровительных лагерей.
«Наши студенты вместе с преподавателем выезжают во время образовательного процесса на предприятия, где к их обучению подключается сотрудник компании, который уже много лет работает в данной отрасли и является хорошим практиком. И вот когда наш преподаватель, который знает учебную дисциплину и стандарты обучения, и специалист, который является непосредственным носителем этой профессии, вместе ведут урок – получается потрясающий синергетический эффект. Это очень нравится нам и нашим студентам: им интересен такой формат обучения на рабочем месте, например, в банке или IT-организации. Второе направление наших дуальных уроков – это работа в нашем колледже специалистов из разных организаций, которые вместе с нашими преподавателями ведут практические занятия», – говорит заместитель директора по оценке качества образования Дина Жесткова.
В учебном центре созданы комфортные условия для обучения. Учебные классы построены и оборудованы по новейшим технологиям, оснащены специализированной техникой, в том числе необходимой для обучения ремонту БАС мультироторного типа малого и среднего уровня сложности, что позволит впоследствии самостоятельно проводить техническое обслуживание и замену необходимых элементов на месте эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.
Отработать навыки будущие операторы могут на тренажерных модулях-симуляторах. Эти учебные методические комплексы позволяют проверить, как освоены навыки сборки, настройки и пилотирования БАС мультироторного типа, а также БАС самолетного типа. «Тренажерный модуль-симулятор является уникальной разработкой колледжа. Его программное обеспечение, в зависимости от уровня сложности обучения, позволяет моделировать нештатные ситуации как автоматически, так и по команде инструктора», – уточняет директор колледжа Лариса Аверьянова.
Помимо основного курса обучения, есть возможность и дополнительных индивидуальных занятий. В век цифровых технологий обязательным элементом программы является и онлайн общение операторов с инженерами компаний.
По итогам курса участники сдают демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. Демонстрация компетенции в рамках WorldSkills намного более ценная и весомая, чем стандартизированный экзамен предыдущего поколения, так как позволяет комплексно оценить способность продемонстрировать полученные фундаментальные знания в ситуации реального рабочего взаимодействия с полной имитацией условий соответствующей сферы деятельности предприятия, являющегося потенциальным работодателем для выпускников.
ТЕРРИТОРИЯ РОСТА
Московский колледж бизнес-технологий – колледж, в котором создано креативное образовательное пространство, соответствующее современным образовательным и профессиональным стандартам, удовлетворяющим международным стандартам и регламентам WorldSkills Russia. «Территория роста» – так мы называем свое учебное заведение. Инновации и последнее слово науки и техники здесь прочно внедрены в образовательный процесс, в особенности подготовки уроков, их ведения, оценку знаний и овладение профессиональными компетенциями», – поясняет преподаватель КБТ Елена Сухотина.
В КБТ отработана технология подготовки кадров среднего звена по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям с уникальным набором междисциплинарных компетенций на стыке экономической науки и IT-технологий, являющихся предметом конкуренции работодателей и моделью будущего для абитуриентов. Вот перечень программ, по которым сегодня готовит Московский колледж бизнес-технологий:
Сетевое и системное администрирование. Выполнение работ по проектированию сетевой инфраструктуры, организация сетевого администрирования, эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры, управление сетевыми сервисами и сопровождение модернизации сетевой инфраструктуры.
Эксплуатация беспилотных авиационных систем. Дистанционное пилотирование беспилотных воздушных судов самолетного и вертолетного типов. Эксплуатация и обслуживание функционального оборудования полезной нагрузки беспилотного воздушного судна, систем передачи и обработки информации, а также систем крепления внешних грузов. Осуществление обработки данных, полученных при использовании дистанционно пилотируемых воздушных судов самолетного и вертолетного типов. Применение знаний в области аэронавигации.
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. Разработка модели возможных угроз и модели нарушителя информационной безопасности автоматизированной банковской системы, разработка системы управления информационной безопасностью автоматизированных систем, а также освоение навыков администрирования и восстановления работы систем защиты информации при сбоях. Особая роль отводится специальной подготовке, которая заключается в изучении и освоении систем безопасности предпринимательства и управления предпринимательскими рисками.
Экономика и бухгалтерский учет по отраслям. Изучение основ экономической теории, теории бухгалтерского учета, освоение специализированных компьютерных программ, в том числе «1C: Бухгалтерия», электронных таблиц и базы данных. На специальности предусмотрена программа базового и углубленного уровня подготовки, во втором случае срок обучения увеличивается на год, и выпускнику помимо квалификации «Бухгалтер» присваивается дополнительная квалификация «Специалист по налогообложению».
Финансы. Изучение финансового менеджмента, статистики, инвестиционной стратегии предприятия, бухучета, основ банковского дела и много другое. Студенты проходят практику в Сбербанке и других финансовых структурах. Выпускники по специальности «Финансы» получают квалификацию «финансист».
Банковское дело. Ребят учат разрабатывать методики и процедуры по привлечению и обслуживанию заемного капитала, планированию и бюджетированию заемного капитала и платежного оборота предприятия; проводить необходимые переговоры с лицами, связанными с привлечением, обслуживанием заемного капитала и платежного оборота предприятия; организовывать процесс по оформлению и сопровождению заемного капитала; производить расчет необходимых для финансового анализа показателей; анализировать эффективность использования заемного капитала; анализировать затраты, понесенные на обслуживание платежного оборота, и определять пути снижения таких затрат; анализировать финансовое состояние рынка, изменение законодательной и нормативной баз и др.
Прикладная информатика по отраслям. Разработка программы для различных целей и задач – коммерческих, государственных, исследовательских, медицинских. Изучение компьютерных систем, методов сбора, передачи и обработки информации. На практике студенты занимаются подготовкой программ к отладке, сами проводят отладку и корректировку – находят и устраняют ошибки, которые, возможно, содержатся в программе.
Информационные системы и программирование. Разработка и интегрирование модулей программного обеспечения, администрирование базы данных, сопровождение программного обеспечения. Главное – освоение всего, что связано с обеспечением компьютерных систем – математическим, информационным, техническим, организационным.
Но жизнь современного студента – это не только занятия в аудиториях и практики в лабораториях, но и активный отдых, реализация своих возможностей в разнообразных технических кружках и спортивных секциях. Для профессиональной социализации в рамках учебного процесса созданы все необходимые условия:
• лаборатория эксплуатации сетевой инфраструктуры, программно-аппаратной защиты сетевой инфраструктуры, компьютерных сетей;
• лаборатория технической защиты информации;
• лаборатория аэродинамики;
• тренажерный центр;
• симуляторы беспилотных авиационных систем (БАС);
• кабинет воздушной навигации, метеорологии, конструкции БАС, безопасности полетов;
• штурманский класс;
• лаборатория электротехники, электроники и схемотехники, приборного и электрорадиотехнического оборудования;
• лаборатория вычислительной техники, инженерной и компьютерной графики;
• лаборатория мультимедийных технологий и информационных ресурсов;
• лаборатория вычислительной техники, информационных технологий, программирования и баз данных, программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем, организации и принципов построения компьютерных систем;
• лаборатория технических средств защиты информации, программных и программно-аппаратных средств защиты информации;
• специализированный центр компетенции «Веб-дизайн и разработка»;
• лаборатория виртуальной и дополненной реальности и программирования;
• актовый зал;
• спортивный и тренажерные залы.
Досугу студентов на переменах преподаватели уделяют особое внимание. На третьем этаже колледжа создана игровая зона отдыха с настольными играми. Здесь студенты могут познакомиться и пообщаться. На улице есть возможность проводить в теплое время года зарядку и играть в настольный теннис. «В нашем колледже есть все необходимые условия как для физического развития студентов, так и для духовного. Образование здесь очень качественное, в приоритете знания, требовательный подход к выполнению задач. Преподаватели – квалифицированные специалисты, профессионалы своего дела» – говорит студент КБТ Александр Тучак.
Немаловажный аспект образования – перспективы трудоустройства выпускников и слушателей учебного заведения. В этом Московский колледж бизнес-технологий также преуспел благодаря отлаженной обратной связи как со студентами, так и с предприятиями-партнерами. Особым спросом пользуются выпускники IT факультета. В случае, если выпускник сталкивается с трудностями на рынке труда, колледж может предложить ему несколько вариантов работы. При колледже уже пять лет функционирует центр содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ), который помогает студентам в поисках работы, рассказывает, как проходят собеседования в крупных компаниях, как к ним готовиться. Центр взаимодействует с организациями и компаниями по вопросам трудоустройства; проводит ярмарки вакансий, презентации, создает долговременные программы сотрудничества, оформляет договоры с предприятиями. Центр трудоустройства проводит мастер-классы, тренинги, мероприятия, способствующие грамотному написанию резюме, планированию своей карьеры и развития в профессиональной сфере. ЦСТВ взаимодействует с органами по труду и занятости населения; объединениями работодателей; общественными, студенческими и молодежными организациями.
КБТ сотрудничает с ведущими вузами города Москвы – это дает возможность обеспечения кураторства студентов вузов, проведения дополнительных занятий студентами и преподавателями вузов, взаимодействия с предприятиями- партнерами вузов. В рамках программ прикладного бакалавриата партнерами КБТ являются: МАИ, МГТУ им. Баумана, Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), Московский государственный технический университет «СТАНКИН» и Московский политехнический университет.
Среди приоритетов работы колледжа – выстраивание отношений с высокотехнологичными предприятиями города Москвы, организация непрерывного образования выпускников колледжа, проведение совместной профориентационной работы, создание условий для повышения квалификации преподавателей колледжа, потребностям и компетенциям будущего, необходимыми для работы. «Развитие социального партнерства в КБТ включает в себя мероприятия по системной работе с предприятиями-социальными партнерами, привлечение внимания к информации о потребностях рынка труда и его прогнозах, также предусматривает проведение экскурсий в российских и международных (работающих в РФ) компаниях, а также на предприятиях социальных партнеров КБТ», – пояснила директор КБТ Лариса Аверьянова.
Особое внимание уделяется введению в иностранную терминологию. В колледже наряду с экономическими дисциплинами преподают и иностранные языки: английский, немецкий, французский, китайский. «Экономисты, разбирающиеся в производстве и знающие иностранные языки - сегодня нарасхват!» – говорит директор Московского колледжа бизнес-технологий Лариса Аверьянова.
ПОДГОТОВИЛА: Згировская Екатерина Дмитриевна, заместитель главного редактора «КР»