Кадры

ЦИАМ и МАИ: союз с 90-летней историей

В 2020 году вместе с Центральным институтом авиационного моторостроения имени П.И. Баранова своё 90-летие отмечает Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). МАИ – это один из основных поставщиков кадров для ЦИАМ и надёжный партнёр в научно-исследовательской деятельности. Московский авиационный институт занимает одну из лидирующих позиций среди технических вузов по количеству выпуск­ников, работающих в подразделениях ЦИАМ, в том числе на высших руководящих должностях. Маёвцы участвуют в крупных проектах ЦИАМ, ориентированных на создание перспективных двигателей новых схем.

верхний фон 1стр.jpg

СОТРУДНИЧЕСТВО С МОМЕНТА СОЗДАНИЯ

Практически одномоментное основание МАИ и ЦИАМ не совпадение, а результат системного подхода государства, целью которого было формиро­вание мощной отечественной школы авиастроения. Сотрудничество двух институтов было предопре­делено с момента их создания: МАИ готовил кадры для отрасли, ЦИАМ стал ведущей научной органи­зацией авиационного двигателестроения, из которой впоследствии «выросло» множество конструкторских бюро. Сотрудники ЦИАМ преподавали в МАИ, а вышедшие из стен вуза талантливые инженеры- двигателисты в дальнейшем пополняли кадровый состав Центрального института авиационного моторостроения.

Одной из первых в МАИ, в марте 1930 года, была создана кафедра 203 «Конструкции авиационных двигателей» (сейчас – «Конструкция и проектиро­вание двигателей»).

Именно здесь зародились первые взаимосвязи МАИ и ЦИАМ, – рассказывает проректор по научной работе МАИ, заведующий кафедрой 203 Юрий Александрович Равикович. – С 1932 по 1933 годы кафедрой заведовал Владимир Яковлевич Климов – начальник отдела ЦИАМ, в будущем – главный конструктор Рыбинского авиамоторного завода № 26 и затем генеральный конструктор авиационных реактивных двигателей, основатель и руководитель фирмы «Климов». После него на должность заступил научный сотрудник ЦИАМ Сергей Алексеевич Трескин, который оставался заведующим кафедрой до 1937 года.

Большой вклад в обучение первых поколений маёвцев внёс Борис Сергеевич Стечкин (с 1935 года – заместитель начальника ЦИАМ). Он читал студентам МАИ лекции по гидродинамике, теории авиационных двигателей и вёл специальные курсы. До 1964 года являлся бессменным председателем Государственной экзаменационной комиссии.

РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Следующим этапом в истории взаимоотношений институтов стало создание в МАИ в 1945 году первой в стране кафедры, занимающейся реактивными двига­телями. Почти все её преподаватели были приглашены из ЦИАМ. Среди них – такие выдающиеся учёные, как Константин Васильевич Холщевников и Генрих Наумович Абрамович.

Лауреат Государственной премии СССР Константин Васильевич Холщевников, препода­вавший на кафедре, был ведущим специалистом ЦИАМ. Сейчас вы найдёте его фамилию на обложках всех учебников по теории лопаточных машин, используемых в МАИ, – рассказывает заведующий кафедрой 201 «Теория воздушно-реактивных двигателей» Алексей Борисович Агульник. – Генрих Наумович Абрамович тоже работал в ЦИАМ и МАИ одновре­менно. Он 20 лет руководил кафедрой 201 и внёс огромный вклад в развитие авиадвигателестроения не только в нашей стране, но и во всём мире.

1.jpg

Все годы своего существования кафедра сохраняла связь с ЦИАМ. После Абрамовича её заведующим стал бывший начальник ЦИАМ Сергей Михайлович Шляхтенко, написавший вместе с преподавательским составом кафедры основные учебники по теории воздушно-реактивных двигателей. Пополнили маёвскую библиотеку и другие труды сотрудников ЦИАМ, например, учебники по интеграции самолёта и двигателя Олега Кирилловича Югова и по испытаниям двигателей Абрама Яковлевича Черкеза. 

УЧАСТИЕ ЦИАМ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Преподавательская работа ведущих специалистов ЦИАМ в университете продолжается до сих пор. Например, заместитель генерального директора по науке ЦИАМ, выпускник МАИ и профессор кафедры 201 Александр Игоревич Ланшин читает лекции для студентов пятого курса. В МАИ преподают профессора, доктора технических наук Феликс Давидович Гольберг, Оскар Соломонович Гуревич, Леонид Самойлович Яновский, доктор физико-математических наук Евгений Витальевич Мышенков и другие работники ЦИАМ высокого уровня.

Центральный институт авиационного моторо­строения предоставляет маёвцам и другие образо­вательные возможности. Так, на базе ЦИАМ прово­дятся отдельные занятия, студенты могут совершать экскурсии на испытательные стенды. Наиболее ценной для студентов МАИ является возможность посетить научно-испытательный центр ЦИАМ в подмосковном Лыткарине. НИЦ ЦИАМ – это единственный в России и самый крупный в Европе центр, где студенты могут увидеть, как проходят реальные испытания натурных полноразмерных воздушно-реактивных двигателей.  

2.jpg

Участие специалистов ЦИАМ в подготовке студентов является взаимовыгодным процессом. Одна из его сторон – возможность выявить талантливых маёвцев, ориентированных на научно-исследовательский поиск. Именно люди, увлечённые глубоким изучением физических процессов, происходящих в таких сложных устройствах, как двигатели летательных аппаратов, впоследствии приходят работать в ЦИАМ. 

ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Ежегодно на работу в ЦИАМ принимаются более 20 сотрудников, окончивших в разное время МАИ, в том числе в среднем 9–10 студентов и выпускников текущего года.

ЦИАМ заинтересован в специалистах по расчётам, конструированию силовых установок летательных аппаратов и их узлов. В МАИ таких специалистов готовят на направлениях «Двигатели летательных аппаратов» и «Проектирование авиационных и ракетных двигателей». Традиционно востребованы выпускники МАИ по направлению «Системы управ­ления летательными аппаратами», составляющие основу соответствующего подразделения ЦИАМ. В число востребованных направлений подготовки входят также информатика и вычислительная техника, стандартизация и метрология. 

С 2014 года ЦИАМ участвует в программе подго­товки кадров в рамках целевого обучения и приёма.

В 2020 году в МАИ завершили обучение первые студенты-целевики, из которых трое были трудо­устроены в ЦИАМ. С каждым следующим годом количество таких выпускников будет возрастать. 

3.jpg

В настоящее время целевое обучение в МАИ в интересах ЦИАМ проходят 25 студентов. Основное преимущество целевого обучения – возможность подготовки специалиста, отвечающего конкретным требованиям того или иного структурного подразде­ления.

Выпускники МАИ обладают широким кругом фунда­ментальных знаний, но что важнее – умеют применять эти знания на практике, – заявляет директор Учебного центра ЦИАМ Вячеслав Анатольевич Мигачёв. – Полученное студентами образование, базирующееся на сильной теоретической и практической подготовке с участием ЦИАМ и ведущих отраслевых предприятий, позволяет выпускникам МАИ успешно работать и развиваться в Центральном институте авиаци­онного моторостроения.

Профессиональная адаптация маёвцев в ЦИАМ осуществляется благодаря прохождению практики, привлечению к тем или иным видам работ на старших курсах, а для студентов-целевиков – с помощью механизма закрепления за структурным подразде­лением. Студенты-целевики во время своего обучения в МАИ получают надбавку к стипендии. Для студентов и молодых специалистов, трудоустроенных в ЦИАМ, существуют программы социальной поддержки и дополнительные выплаты. Также адаптироваться и углубиться в специфику современных технологий и работы ЦИАМ помогает поддержка со стороны старших коллег.

РАБОТА НАД ПЕРСПЕКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

Преподаватели, научные сотрудники, студенты и выпускники МАИ активно участвуют в научно- исследовательской работе ЦИАМ, в проектах, ориен­тированных на создание двигателей завтрашнего дня.

ЦИАМ взаимодействует со специалистами МАИ по ряду научно-исследовательских проектов, – отмечает заместитель генерального директора по науке ЦИАМ Александр Игоревич Ланшин. – Среди них – создание компонентов для гибридной силовой установки. ЦИАМ является головным исполнителем научно-исследовательской работы «Электролёт СУ-2020», реализуемой в рамках госконтракта с Минпромторгом России, по созданию демонстрационной гибридной силовой установки с электродвигателем мощностью 500 кВт для летающей лаборатории на базе самолёта Як-40. В этом проекте МАИ создает криогенную охлаждающую систему для сверхпрово­дящих обмоток двигателя.

Ещё один совместный проект – исследование двигателей с изменяемым рабочим процессом для перспективных многорежимных самолётов, например, сверхзвукового пассажирского самолёта второго поколения. Эти работы проводятся ещё с 1980-х годов, по ним было защищено несколько диссертаций в МАИ и ЦИАМ. Существенный вклад в развитие проекта внёс маёвец Илья Кизеев, работающий сейчас в ЦИАМ и защитивший в 2020 году кандидатскую диссертацию по этой тематике.

4.jpg

Постоянно ведутся и совместные работы в области двигателей для летательных аппаратов сверхвысоких скоростей. Макеты разрабатываемых гиперзвуковых летательных аппаратов и их силовых установок ЦИАМ представляет на международных авиасалонах. 

Кроме того, в рамках госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» МАИ выступает соисполнителем проекта «Флагман 2» по разработке математических моделей и расчётным исследованиям узлов гибридной силовой установки с использованием и без использования высокотемпературных сверхпро­водников для региональных самолётов. Работы ведутся на кафедрах 203 «Конструкция и проек­тирование двигателей» и 310 «Электроэнергети­ческие, электромеханические и биотехнические системы». 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ

В этом году сотрудничество ЦИАМ и МАИ вышло на международный уровень. Институты стали участ­никами двух международных авиационных проектов под эгидой Еврокомиссии.

– Первый проект – IMOTHEP – нацелен на иссле­дование и развитие технологий гибридных и электрических силовых установок, – поясняет Юрий Александрович Равикович. – В рамках проекта Европейский промышленно-академический консорциум разработает дорожную карту для потенциального гибридного электрического двигателя для коммерческих самолётов на 50 и 150 мест. Координатором работ выступает французское аэрокосмическое агентство ONERA. Цель второго проекта, носящего название FUTPRINT 50, – проведение концептуальных иссле­дований 50-местного регионального самолёта с гибридной силовой установкой. Проект координирует Штутгартский университет. 

5.jpg

В проектах задействованы более 30 ведущих мировых научно-исследовательских организаций и университетов Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Румынии, Франции, Швеции, Бельгии, Ирландии, Соединённого королевства, Канады, а также компании авиационной отрасли: Airbus, Embraer, Leonardo, Safran, GE Avio, MTU, ITP, GKN и др. Участниками от России, помимо ЦИАМ и МАИ (кафедры 203 и 310), являются ЦАГИ, ГосНИИАС, Институт имени Н. Е. Жуковского.

Как подчёркивает Александр Игоревич Ланшин, по прошествии 90 лет ЦИАМ и МАИ продолжают двигаться по одной траектории, направленной на создание новых высокотехнологичных изделий. 

Нас связывают не только партнёрство и совместные проекты, а общая история достижений отечественной авиации, которые мы создавали и продолжаем создавать вместе, – говорит он. – МАИ – как ведущий технический вуз, выпускающий высококвалифицированных специалистов, обладающих широкими инженерными и научными компетенциями. ЦИАМ – как единственная в стране научная организация, осуществляющая полный цикл теоретических и экспериментальных исследований при создании, доводке и сертифи­кации конкурентоспособных авиадвигателей. Уверен, что наше сотрудничество, направленное на сохранение лидерства России в области авиаци­онного двигателестроения, будет развиваться в рамках новых работ. 

нижний фон последней стр.jpg

Источник: Национальный авиационный журнал «Крылья Родины» №11-12 за 2020 год