Космос

Аралов Г.Д. Обозреватель журнала "КР", к.т.н.

Обострение борьбы за российский рынок ТОиР

20-21 февраля в Московском Центре международной торговли проходила международная конференция и выставка «Техническое обслуживание и ремонт авиационной техники (ТОиР) в России и СНГ». Число участников крупнейшего в России и СНГ мероприятия, посвященного этой теме, превысило 600 человек. Раньше стенды компаний-провайдеров услуг ТОиР, как правило, занимали скромный холл перед конференц-залом. На этот раз они заполнили полностью два этажа выставочного комплекса. Более 90 компаний-экспонентов представили свои продукты и услуги по ТОиР воздушных судов, инжинирингу и планированию ТО, поставкам и ремонту авионики, компонентов, запчастей, оборудованию и новейшим IT-технологиям для ТОиР и многое другое. При этом редко кто из иностранных участников мероприятия владел русским языком, кругом господствовал английский язык. Впрочем, на знакомство с услугами провайдеров и переговоры это мало повлияло ввиду прекрасного качества обильно представленной информации и узости терминологии по ТоиР. Каждая из компаний – иностранцев так и эдак расхваливала свои уникальные услуги, превознося до небес высочайшее качество услуг, соответствие мировым стандартам и хорошее знание условий эксплуатации воздушных судов и потребностей российского рынка ТОиР.

Среди участников выставки преобладали иностранные компании, в том числе такие как Air FranceIndustries KLM E&Airbus, Airways Technics, Ameco Beijing, Sabena Technics, SAMCO Aircraft Maintenance, Uzbekistan Airways Technics, HAITEC Aircraft Maintenance, Turkish Technic MRO centers и др. Число «иностранцев», участвующих на конференциях и выставках ТОиР из года в года растет и это понятно: парк воздушных судов зарубежного производства в России растет, их доля на конец 2012 года составила 63%. За 2008-2012 гг. в российский парк поставлено 540 воздушных судов зарубежного производства, в том числе в 2012 году - 114 «иномарок». Соответственно рос и рынок ТОиР, на котором появляются все новые игроки, а конкуренция год от года обостряется. Особенно заметен рост конкуренции на рынке ТОиР для региональной авиации. При этом провайдеры ТОиР стремятся перемещать свои производственные мощности регионы мира с дешевой рабочей силой неподалеку от метрополии.

Тенденция роста объема рынка услуг ТОиР характерна и для всего мирового авиационного сообщества. По состоянию на начало 2013 года глобальный мировой авиапарк насчитывает 27 052 самолета, на ТОиР которого уйдет 59,2 млрд. долл., причем доля ТОиР двигателей составит 40%. За три ближайших года авиакомпании мира на ремонт двигателей потратят 53 млрд. долл. По прогнозам темп роста объема рынка ТОиР составит 4,1 % в год и к 2022 году он вырастет до 85 млрд. долл. Объем рынка усулуг ТОиР России/СНГ/Восточной Европы в 2012 году составил 3 млрд. долл. , при чем по составу парка он распределился примерно поровну,- по 27% - между самолетами А320 и Boeing 737. При этом «центр тяжести» рынка ТОиР перемещается от Северной Америки и Западной Европы на рынок развивающихся стран. Самый высокий рост рынка ТОиР ожидается в авиакомпаниях странах Ближнего и Среднего Востока: Emirates, Qatar Airways, Etihad и Air Arabia.

Российский рынок ТОиР самолетов западного тпроизводства набирает темп. В 1992 году в России был впервые введен в эксплуатацию самолет западного производства А310, в 1996 году первая российская компания получила разрешение на выполнение ТОиР по EASA Part-145, в 2004 году в России была впервые выполнена форма ТОиР С-check на самолете А320, в 2006 году сертифицирован первый в России центр по подготовке специалистов ТОиР в соответствии с EAEA Part-147, в 2011 году была отменена таможенная пошлина на поставку комплектующих изделий и запчастей на самолеты западного производства, в 2012 году в России создан склад запчастей для судов западной постройки.

Из российских компаний наиболее полную композицию представил холдинг Engineering, являющийся крупнейшим ТОиР провайдером в России и СНГ. В его состав входят семь предприятий: С7 инжиниринг, Сибирь Техник, Минеральные воды, АТБ Домодедово, ЛСТО Иркутск, ЛСТО Владивосток, ЛСТО Красноярск. В ангарах холдинга могут разместиться 20 узкофюзеляжных и 5 широкофюзеляжных самолетов. За всю историю холдинга с 2010 по 2012 гг. выполнено более 250 форм С-Check, объем работ за этот период вырос вдвое: с 0,88 до 1,6 млн. млн. нормо-часов в год. Холдинг располагает сертификатами Европейского агентства авиационной безопасности EASA (Part-145, Part-147, Part-21G), сертификатом Департамента гражданской авиации министерства транспорта и туризма Бермуд (NDCA) и Сертификатом Бермуд на выполнение работ по поддержанию летной годности. Все базы и станции линейного обслуживания объединены единой системой управления ресурсами предприятия ERP на платформе Oracle E-Business Suite. Холдинг предлагает своим клиентам выполнение периодического ТО воздушных судов западного и российского производства в соответствии с требованиями авиационных властей и программ ТО производителей и эксплуатантов. Холдинг также предлагает своим клиентам оперативное ТО в аэропортах Домодедово, Толмачево, Минеральные воды, Иркутска и Красноярска. Кроме того, в линейке услуг холдинга также тестирование и ремонт бортового радиоэлектронного оборудования самолетов семейства А320, полный цикл ТОиР более чем 30 типов тормозов и колес, компонентов воздушного судна. Холдинг владеет сертификатом организации по управлению поддержанием летной годности воздушных судов, производит обработку и анализ полетной информации, располагает учебным центром, сертифицированным в соответствии с Part-147. Холдинг также оказывает техническое содействие при поставке воздушного судна от лизингодателя и обратно при возврате судна лизингодателю.

Участниками конференции было отмечен ряд недостатков российских провайдеров ТОиР услуг. Среди них отсутствие компаний, которые обеспечивают услуги ТОиР или работа которых не отвечает требованиям международным стандартам. Это касается окраске воздушных судов, выполнению модификаций, ремонту интерьеров и кабинного оборудования, предоставлению услуг по поставам в лизинг и возврату авиатехники лизингодателям.

Одним из ведущих направлений развития рынка услуг ТОиР является снижение материальных затрат и времени на выполнение. При этом конкуренция не дает «застыть» бизнесу, стимулирует разработку и внедрение новых технологий. С этой точки зрения совершенствованию бизнеса в ТОиР в России могут способствовать решения в области организации и планирования ТОиР, увеличение аутсорсинга в сегментах, где ТОиР собственными силами не эффективен, (сейчас в мировом авиапарке на аутсорсинг приходится около 65% всей деятельности в сфере ТОиР), развитие сервисов в помощь провайдеру ТОиР, увеличение масштабов завоза складирования запчастей, повышение производительности труда в сфере ТОиР, привлечение инвестиций .

На стимулирование рынка ТОиР в России направлены недавние решения авиационных федеральных властей в таможенном регулировании в области авиатехники, запасных частей и компонентов. В частности, по решению КТС от 16 июля 2010 года № 328 при ввозе запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта гражданских пассажирских самолетов, не уплачиваются ввозные таможенные пошлины. По решению Коллегии ЕЭК от 16 декабря 2012 года № 134, при ввозе высокочастотных устройств и радиооборудования, необходимых для ремонта воздушных судов, не применяются меры лицензирования.

На пленарном заседании конференции прозвучали выступления и обсуждения, посвященные обзору последних тенденций рынка техобслуживания и ремонта в России и в мире, развитию сети региональных центров ТОиР в России, правовому регулированию поддержания летной годности ВС и таможенному регулированию в области поставок авиатехники, запчастей и компонентов ВС.

На практической сессии ведущие эксперты и специалисты из России и других стран мира рассказали об использовании РМА- компонентов в ТОиР авиатехники и проведении альтернативных ремонтов (DER Repairs). Мировые лидеры в области ремонта авиадвигателей поделились опытом и инновационными решениями для ремонта силовых установок воздушных судов в рамках практической сессии «ТОиР авиадвигателей».

Темой отдельной практической сессии стали вопросы обучения и переподготовка технического персонала, формирование инженерно-технического состава компаний и контроль качества его подготовки. На специализированном семинаре «Информационные технологии в области ТОиР» были представлены новые технологии и IT-решениях для ТОиР авиатехники.

Конференция и выставка «ТОиР авиатехники в России и СНГ» была организована компанией ATO Events при поддержке Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта РФ (АЭВТ). Спонсорскую поддержку мероприятию оказали компании Lufthansa Technik и Холдинг Engineering.