Космос

Конференция по качеству ремонта авиационной технике состоялась на ОАО "121 АРЗ"

Через инновации - к эффективности

В феврале 2013 года на территории ОАО «121 АРЗ» состоялась конференция по качеству ремонта авиатехники, в которой приняли участие представители ОАО «Авиаремонт», авиаремонтных заводов, ООО НПК «ОКБ Сухого», РСК «МиГ», ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», научно-исследовательских институтов, воинских частей ВВС, авиации ВМФ и других организаций.

Для проведения конференции ОАО «121 АРЗ» был выбран не случайно. Завод с богатейшей историей обладает большим опытом в области ремонта реактивных самолетов второго и третьего поколений, таких как МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ -21 и МиГ-23(МЛД). В девяностых годах завод приступил к ремонту самолетов четвертого поколения: с 1991 года на предприятии ремонтируется истребитель МиГ-29, а с 1999 года – штурмовик Су-25. В том же году началось освоение ремонта многоцелевого истребителя Су-27. Несмотря на трудности переходного периода конца ХХ века, смену общественно-политической формации и сопровождавший ее экономический спад, завод сохранил промышленный и кадровый потенциал и вошел в число лидеров ремонтной отрасли. Сегодня ОАО «121 АРЗ» - это мощное, динамично развивающее предприятие, способное на самом современном уровне осуществлять качественный ремонт и модернизацию самолетов и авиационных двигателей фронтовой авиации.

По традиции открыл конференцию генеральный директор ОАО «121 АРЗ» Юрий Николаевич Ерёмин, определивший цели конференции и направления решения задач, подлежащих обсуждению участниками мероприятия.

Участникам конференции был представлен ряд актуальных докладов, привлекших внимание специалистов. Были затронуты темы организации технологического процесса ремонта, доработки и модернизации авиатехники, влиянии менеджмента качества ремонта на выполнение технических условий выполняемых работ, прозвучали предложения о приведении в соответствие с нормативами как сопроводительной документации на поставляемую из ремонта продукцию, так и самой техники, поступающей в ремонт. Были рассмотрены вопросы, касающиеся ремонта авиационной техники, имеющей достаточный остаток ресурса по наработке, но с истекшим календарным сроком службы.

Помимо этих вопросов и наметившихся путей их решения, участники встречи были ознакомлены с новыми разработками и технологиями в ремонте авиационной техники, успешно применяемыми на заводе.

Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Это хорошо понимают на ОАО «121 АРЗ». Идя в ногу со временем, здесь смело внедряют инновационные решения, передовые технологические процессы и современное технологическое оборудование, обеспечивая высокую производительность труда и качество ремонта.

Важным направлением в деятельности ОАО «121 АРЗ» является модернизация авиационной техники. Начиная с 2002 года, завод выполняет ремонт самолета Су-25 с одновременной его модернизацией в вариант Су-25СМ. Модернизация данного типа самолета требует замены устаревшего оборудования, авионики на более новое, соответствующее современным требованиям. В процессе модернизации на самолете выполняется ряд доработок, позволяющих значительно повысить боевую эффективность самолета. К основным из них относится прицельно-навигационный комплекс ПрНК-25СМ «БАРС», установка которого обеспечивает повышение точности навигации и боевого применения средств поражения в 2-3 раза и станция радиотехнической разведки «Пастель-К8М», предназначенная для обнаружения излучающих РЛС и предупреждения летчика об облучении средствами ПВО. Таким образом, прошедший модернизацию самолет приобретает принципиально новые качества, обеспечивающие всепогодность и круглосуточность боевого применения, повышение возможностей поражения наземных и воздушных целей, увеличение календарного срока службы.

В 2012 году на предприятии успешно освоен технологический процесс нанесения антифрикционного пентопластового покрытия на корпусах ползунов системы уборки и выпуска закрылков самолетов Су-25. При этом старое покрытие удаляется с помощью термической обработки в печи при температуре 400-600оС с последующей пескоструйной обработкой. После этого наносится адгезионный подслой. Деталь с влажным подслоем помещается в псевдоожиженный слой порошка, проходит термообработку и затем помещается в термопечь для оплавления.

Еще одна новинка – замена серебряного покрытия на фосфатное на крепежных деталях изделия «99В», дающая экономию драгметаллов на предприятии.

Технологами завода освоен процесс покраски внешней поверхности самолетов полиуретановыми эмалями фирмы AKZO NOBEL (Голландия). Эти покрытия отличаются высокой устойчивостью к атмосферным осадкам, абразиво-, морозо- и термостойкостью. Готовые покрытия долговечны, служат 7,5-13 лет, а порой и 15 лет, они универсальны, имеют хорошую коррозионную стойкость и отличный внешний вид.

Участники конференции были ознакомлены и с другими передовыми технологическими процессами и современным технологическим оборудованием, которые успешно внедряются в производство на ОАО «121 АРЗ». Всего же за 2012 год на предприятии освоено 18 инновационных разработок, каждая из которых внесла свою значимую лепту в повышение эффективности производства.

Подводя итоги конференции, ее участники высоко оценили деятельность ОАО «121 АРЗ» по освоению инновационных ремонтных технологий. Они одобрили курс отрасли на внедрение самых современных наукоемких разработок и высокоэффективного оборудования для восстановления ресурса и функциональных возможностей отечественной авиатехники.