Космос

Конкурс среди частных компаний на сверхлёгкую ракету

Многие наверно слышали, что в рамках НТИ и Аэронета планируют провести некий конкурс среди частных компаний на сверхлёгкую ракету. Кто не слышал, тот прочитал в данный момент. Исторически это не первая попытка. Пару лет назад ЦНИИмаш совместно с ФПИ организовывали некий конкурс и там тоже были ракеты. Даже были выбраны победители и призёры и их наградили (вроде даже деньгами). Но дальше дело не пошло. Условия конкурса были такими, что участники боролись за право поработать на ЦНИИмаш за заработную плату в рамках Аванпроекта на ракету. Поэтому все более-менее квалифицированные и опытные коллективы и специалисты там участия не принимали. По моей информации уровень поданных заявок был очень низким и конкурс по ракете был признан несостоявшимся, хоть грамоты и призы вручили.

Вот теперь появляется в рамках НТИ или рядом (долго объяснять) идея провести конкурс среди частников. На кону деньги за реальную разработку и возможность эксплуатировать созданную ракету. То есть звучит уже очень интересно. Кстати, там не только ракета, а ещё буксир и космический аппарат. Но как обычно, в нашем Государстве такие конкурсы не очень в формате и вообще ракета пока не до конца согласована по документам (вроде вопрос формальной процедуры, которая половину года займёт). И вот чтобы не ждать Государственных денег решено сразу объявить конкурс за собственные средства. Правда для этого необходимо показать потенциального инвестора на ракету и обеспечить софинансирование собственных работ в размере 75%. Сама работа НИРовская и стоит в районе 4 млн рублей. Вроде в этом нет ничего плохого, но и не так интересно и «приятно», как раньше. Очень странным является то, что собственный инвестор должен софинансировать в таких объёмах работу, ТЗ на которую писал дядя и дядя не очень гарантирует что именно такая ракета будет востребована. Правда тут немного отыгрывает тот факт, что ракета нужна грузоподъёмностью 250 кг на СОО 500 км. А это достаточно неплохой рыночный сегмент, хоть есть мнения, что более востребованы ракеты на 150 и 450 кг. Есть правда мнения, что такие ракеты вообще не востребованы. В итоге мы тут получаем не прямого заказчика на ракету, а очень странную ситуацию. Софинансирование больше чем требует Сколково, да ещё и ТЗ дядино. Больше всего тут возмущается Sasha. В изначальном понимании конкурса он мог участвовать в работе своей командой. Теперь он вынужден идти под некоего инвестора, который договорился с Роскосмосом двигать СПГ. Самое смешное, что из всех денег он скорее всего на свою команду получит в районе тех-же 25%. Не очень красивая ситуация, но очень типичная для нашей страны. Вообще в ТЗ под запретом стоит пероксид водорода, который Саша иногда предлагает в своих проектах. Этот факт меня тоже сильно удивляет. Но я считаю, что двигаться конечно надо и побороться за нормальное проведение конкурса с качественным ТЗ необходимо.

Что же я предлагаю. Конечно было бы замечательно проводить эту работу без софинансирования вообще. Команды должны иметь возможность делать работу по открытому ТЗ и в случае выполнения работы в заданный срок и в необходимых объёмах, получить вознаграждение. Вероятно, условия по объёму выполняемой работы должны быть гибкие и каждому объёму должно быть привязано вознаграждение. Но должен быть и минимум, который отсекает команды не способные выполнить работу в принципе. А то с идеями вся страна слетится. То есть порогом входа должен быть не инвестор с деньгами, а способность команды выполнять базовую работу. Я на Дзене выкладывал несколько статей и на их основе можно понять, что я понимаю под базовой работой https://zen.yandex.ru/media/id/5e75e2e71fc43a6e9fc666cd/s-chego-nachat-sozdanie-svoei-rakety-5e84accdb6ea591e73e4f62d?fbclid=IwAR1pVU_9_snCeg0JdVPfPOIK1clrsJTHHr9Dt0Cm2wiZ8QMRA0ye8vx9Ogw. Не думаю, что в России найдутся более 4-6 команд, а одиночки в принципе с работой не справятся. На втором этапе надо оставить в районе четырёх команд. Для участия во втором этапе они должны получить лицензию Роскосмоса, попутно внедрив систему менеджмента качества, которая будет удовлетворять требованиям заказчика (пусть это будет НТИ). На это можно дать полгода и в качестве вознаграждения 3-4 млн рублей. После прохождения команды должны приступать к полноценному Аванпроекту с авансированием работ. Окончательный расчёт по работам тоже может быть привязан к объёму выполненных работ. По результатам Аванпроекта определяется единственный исполнитель, который получает контракт на ОКР.

Вот такая незатейливая схема. Но на реализацию этой схемы нужно финансирование в районе 20-25 млн рублей до аванса по Аванпроекту. Многие заметят, что эта схема не совсем соответствует схеме, принятой в США. Там обычно все работы финансируются постфактум, по результатам выполненных работ и без авансов. Может быть Аванпроект тоже по такой схеме проводить. Но стоимость полноценного Аванпроекта неподъёмна для частных команд и нужен инвестор или банковский кредит. Но такая схема тоже имеет место быть и очень хорошо обкатана в США.

Теперь по самой ракете и буксиру. Очень странно составлены требования. В ТЗ на ракету отсутствует буксир и понимание какие спутники куда потребуется выводить. Многие могут предложить трёхступенчатую схему ракеты, а при такой схеме буксир не нужен. То есть это достаточно сильно связанные друг с другом вещи и рассматривать их по отдельности неправильно. Не корректно отсекать технические решения по выбору компонентов топлива «в лоб». Вместо этого должны быть предъявлены требования по экологичности и соответствию нормам и требованиям. Не должны также в ТЗ присутствовать ограничения по стартовой массе ракеты. Все эти ограничения и сама структура ТЗ очень сильно подводят к тому, что весь конкурс проводится под одного человека. Мне про это много намекали с разных сторон и ТЗ это подтверждает. Я конечно понимаю, что многие друг друга уважают как товарищи, но надо ещё и уважать самих себя.

Подвожу итоги. Данный конкурс должен быть нацелен на поиск и формирование команд, способных сделать ракету. К конкурсу должны быть допущены все по принципу способности команды выполнять базовый объём работы. ТЗ должно быть составлено в конкретном виде с понятными взаимоувязанными требованиями в общем к космическому ракетному комплексу (КРК) с учётом возможного применения буксира. Исключить из ТЗ вкусовые требования не имеющие отношения к коммерческим перспективам КРК (ракеты). Заказчик в случае потребности подключения инвесторов должен гарантировать, что он планирует доводить данную работу до лётных испытаний и скорее всего найти заказчиков на проведение пусков. В противном случае каждый должен приходить со своей ракетой и со своим рынком (как в Сколково).