Космос

Перспективы авиаремонта в России и пути реализации потребностей Минобороны России в ремонте авиационной техники

Перспективы авиаремонта в России и пути реализации потребностей Минобороны России в ремонте авиационной техники

Определение перспектив авиаремонта необходимо, по всей видимости, начать с ответа на вопрос: а нужен ли для современной авиации ремонт вообще и заводской ремонт, в частности? Теорией и практикой использования авиационной техники ответ дан однозначный – ремонту быть. Избежать ремонта можно только в том случае, если агрегаты, узлы и детали будут иметь одинаковый срок службы и придут в негодность одновременно. Но, к сожалению, создание машин с равноценными в смысле износа деталями и механизмами – задача на сегодняшний день неразрешимая. По состоянию на сегодняшний день и в обозримой перспективе без ремонта авиационной техники ее безопасная и экономически эффективная эксплуатация невозможна по объективным причинам.

Этот вывод подтверждается практикой эксплуатации не только старых образцов авиационной техники, но и самолетов и вертолетов новых типов: уже в 2014-2015 годах ожидается поступление в ремонт (на обслуживание в заводских условиях) первых образцов вертолетов Ми-28, самолетов Як-130. Следующие на очереди самолеты Су-34, вертолеты Ка-50(52) и др.

На сегодняшний день основу системы ремонта авиационной техники государственной авиации России составляют 22 авиаремонтных завода (АРЗ), активы которых консолидированы под управлением ОАО «Авиаремонт». Созданная на базе акционированных авиаремонтных заводов Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 1359 современная система авиационного заводского ремонта, претерпев существенные сокращения и изменения, адаптировалась к новым условиям и стабилизировалась в существующем составе.

Приоритетными направлениями деятельности ОАО «Авиаремонт» определены – модернизация, ремонт и утилизация, гарантийное и сервисное обслуживание авиационной техники в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области. Имеющийся производственный, технологический и кадровый потенциал предприятий, входящих в состав субхолдинга, позволяет решать эти задачи.

Существующая в настоящее время массовая потребность в капитальном ремонте авиационной техники и вооружения делает рентабельным его производство на специализированных ремонтных предприятиях, какими и являются ремонтные предприятия субхолдинга ОАО «Авиаремонт». В силу различия применяемых технологий, более компактного производства со сравнительно низкими накладными расходами, при прочих равных условиях цена ремонта техники на предприятиях субхолдинга существенно ниже (до 2-х раз), чем на предприятиях промышленности. При этом объем производства продукции предприятиями ОАО «Авиаремонт», выраженный в количестве отремонтированных изделий, начиная с 2010 года, ежегодно увеличивается на 20-25%.

Основа современной системы ремонта авиационной техники военного назначения закладывалась в довоенный период, но особо интенсивное развитие система получила в годы Великой Отечественной войны. Испытывая многократное возрастание потребностей частей в восстановлении неисправной техники, руководство армии отдавало должное внимание развитию существующих и формированию новых ремонтных органов под управлением Военно-воздушных сил.

Достижению высоких показателей деятельности современного АРЗ предшествовала глубокая его трансформация из ремонтного органа периода Великой Отечественной войны, с относительно небольшим количеством персонала, низкой технологической оснащенностью на базе нестационарных сооружений, со статусом войсковой части, в полноценное технологически оснащенное стационарное промышленное предприятие с правами самостоятельного субъекта рыночной экономики.

Современный авиаремонтный завод глубоко интегрирован в систему авиационной промышленности на основе сложившейся специализации, его производственная база в настоящее время находится в стадии перехода на новый технологический уклад. По мнению автора концепции технологических укладов академика РАН С.Ю.Глазьева в становлении нового технологического уклада большую роль играют государственные инвестиции. С этой точки зрения современный статус авиаремонтных предприятий ОАО «Авиаремонт» оптимален. С одной стороны, статус «ОАО» наделяет АРЗ и ОАО «Авиаремонт» хозяйственной самостоятельностью и коммерческой инициативой в выборе методов решения поставленных государством задач, с другой стороны, подведомственность государству в лице Минобороны России дает четкую направленность реализации государственных инвестиций и делает минимальным риск нецелевого расходования средств.

Подведомственность Министерству обороны Российской Федерации позволяет в современных рыночных условиях экономическими методами решать задачи формирования производственной ремонтной инфраструктуры в интересах обеспечения обороноспособности государства. Такое положение системы заводского ремонта дает возможность Минобороны России целевым порядком финансировать развитие АРЗ в тех географических местах и по тем типам техники, которое требуется для решения военных задач, при необходимости даже в ущерб экономической выгоде.

Сочетание участия государства в управлении активами системы заводского ремонта и интеграции АРЗ в структуре ОАО «Авиаремонт» позволяет сохранить ремонтные предприятия в качестве самостоятельных юридических лиц и дает возможность совмещать высокую управляемость интегрированных предприятий с их хозяйственной самостоятельностью и коммерческой инициативой, открывает возможности для проведения согласованной научно-технической, технологической и производственной политики, кооперации и координации усилий по приоритетным направлениям деятельности.

Исходя из потребностей государственного заказчика иметь территориально распределенную систему сервисного обслуживания авиационной техники, с 2000-х годов предприятия системы заводского ремонта планомерно осваивают ремонт техники, дислоцированной в регионах базирования заводов. При этом в основу определения номенклатуры ремонтируемой техники на конкретном предприятии был заложен переход от предметной специализации к конструктивно-технологической. За счет этого удалось создать в структуре предприятий ОАО «Авиаремонт» сеть универсальных предприятий, каждое из которых специализируется на ремонте нескольких типов техники, с разветвленной структурой внутренней кооперации.

Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что система заводского ремонта авиационной техники представляет собой особую отрасль авиационной промышленности, специализирующейся не на определенном типе техники, а на определенной стадии жизненного цикла – ремонт и техническое обслуживание. Исходя из такой специализации, выстроена и вся целостная система управления предприятиями ОАО «Авиаремонт» на базе единых стандартизированных процессов:

- постановки на ремонтное производство;

- типизации технологических процессов ремонта;

- формирования системы подготовки кадров для ремонта;

- сертификации и лицензирования ремонтного производства;

- контроля качества ремонта и послеремонтной надежности.

Данные процессы специфичны и не свойственны заводам-изготовителям авиационной техники. Именно по этой причине управление ремонтным производством, системой ремонтных предприятий всегда было обособленным от системы управления разработкой и производством авиационной техники, хотя и плотно с ней сопряжено.

С точки зрения организации управления системой заводского ремонта, специфика процессов ремонтного производства на протяжении всей истории своего существования обусловливала наличие специализированных управляющих структур. Очевидными преимуществами централизованной организации заводского ремонта являются:

- единая техническая и ценовая политика заводского ремонта;

- проведение комплексного ремонта авиационной техники – ремонт летательных аппаратов вместе с авиадвигателями, редукторами, вспомогательными силовыми установками, винтами, бортовым оборудованием и вооружением;

- комплексная кооперация предприятий при ремонте изделий авиационной техники в вопросах поставки отремонтированных авиационных двигателей, агрегатов, блоков и узлов, внедрения новых и совершенствования существующих технологических процессов ремонта.

ОАО «Авиаремонт» последовательно отстаивает централизованное отраслевое управление авиаремонтными заводами, как основы их комплексного развития и кооперированной деятельности в интересах государства. В интересах Минобороны России, как основного заказчика, с 2011 года в целях развития системы технического обслуживания авиационной техники военного назначения и усиления существующей инженерно-авиационной службы в отдаленных регионах ОАО «Авиаремонт» приступило к формированию сети представительств предприятий субхолдинга в местах базирования авиационной техники.

Завершив формирование постоянных представительств в местах базирования авиационной техники, инженерного и логистического центров, ОАО «Авиаремонт» будет способно выполнять функции интегратора выполнения заданий в части ремонта авиационной техники и координатора работ по восстановлению ее исправности в местах эксплуатации силами выездных ремонтных бригад. Эффективность такого подхода была подтверждена практическим участием предприятий ОАО «Авиаремонт» в ходе военных учений «Центр-2011», «Щит Союза-2011», «Кавказ-2012».

Перспективное развитие ремонта авиационной техники в России для максимального удовлетворения потребностей Министерства обороны Российской Федерации представляется целесообразным по следующим направлениям:

- развитие авиаремонтного производства как особой централизованно управляемой отрасли авиационной промышленности, в целях проведения единой технической, финансовой и кадровой политики развития авиаремонтных предприятий;

- сохранение за АРЗ статуса акционерных предприятий, подведомственных Минобороны России, что позволяет сочетать в сфере ремонта соблюдение государственных интересов в области обороноспособности страны с применением передовых методов управления рыночной экономикой на основе государственно-частного партнёрства;

- максимальное использование фактора компактности авиаремонтного производства и обусловленные этим сравнительно низкие накладные расходы на авиаремонтных предприятиях;

- географическое развитие авиаремонтных предприятий и их филиалов на военных аэродромах в соответствии с потребностями Минобороны России, как в мирное время, так и в условиях прогнозируемых военных конфликтов;

- продолжение освоения ремонтного производства новых образов авиационной техники в сочетании с сохранением ремонтного производства техники, изготовление которой прекращено, но эксплуатация подразделениями Минобороны России продолжается.

ОАО «Авиаремонт»

Россия, 140000, Московская область,

г. Люберцы, ул. Смирновская, д. 30

Тел./факс: + 7 (499) 157-96-21

E-mail: aviaremont@aviaremont.biz