Космос

Правительство США предупреждает: Летать в Космосе и садиться на Луну надо по американским правилам!

Интересный документ подготовило Управление науки и технологии Белого дома "Защищая и охраняя места посадки и предметы по лунной программе "Аполлон", который был обнародован в марте этого года. В этом документе высказывается озабоченность в связи с бурным развитием деятельности частных компаний в космосе и планами освоения Луны. В качестве примера приводится Google Lunar XPRIZE (GLXP) и даются рекомендации изучить вопрос по защите "лунных исторических объектов" (Lunar Historic Sites - LHS).

Сама по себе озабоченность по этому поводу высказывается американцами не впервые. Еще в 2011 году НАСА выпустило доклад «Рекомендации для организаций ведущих деятельность в космосе: как защитить и сохранить историческую и научность ценность принадлежащих правительству США лунных объектов» (Recommendations to Space-Faring Entities: How to Protect and Preserve the Historic and Scientific Value of U.S. Government Lunar Artifacts Release: July 20, 2011).

Размышления же на тему о том, что США собираются «приватизировать» Луну не отличаются новизной. Поэтому предлагаю на данном примере проанализировать прежде всего юридический аспект и внедряемый механизм трансформации «лучших американских практик» в «обычаи делового оборота» с возможным последующим оформлением в нормы международного космического права.

Документ от 2011 года посвящен техническим вопросам и там почти на семидесяти страницах даются рекомендации что и как должны делать коммерческие организации и другие государства в случае высадки на Луне с точки зрения ненанесения ущерба собственности США на Луне. В документе подчеркивается, что рассматриваемые рекомендации не носят обязательной юридической силы, а лишь являются техническими требованиями для заинтересованных сторон. Единственное, что нас может интересовать в юридическом аспекте в данном документе – это лишний раз раздвинуть рамки применения внутренних юридических норм за пределы существующей системы международного права при рассмотрения правового статуса американской собственности на Луне. Это косвенно подтверждается оговоркой, что соответствующее американское законодательство дает право НАСА разработать данные технические рекомендации и делаются ссылки на Закон о НАСА и Акт полномочиях НАСА от 2010, а также делается отсылка на Конституцию США и другие законодательные акты в части права собственности правительства США. Тут же делается оговорка о том, что данные рекомендации не противоречат Договору о Космосе от 1967 года.

Сам по себе доклад Управления науки и технологий интересен прежде всего с юридической точки зрения, так как нем подводится база для закрепления разработанных в США технических норм, как обязательных для соблюдения теми, кто планирует отправить на Луну свои аппараты и осуществлять там какую-либо деятельность. При этом подразумевается, этих норм должны придерживаться и субъекты других стран. Прежде всего в докладе делается попытка дать определение терминов «сохранение» и «защита» в контексте объектов, принадлежащих правительству США на Луне и предлагается руководствоваться определениями этих терминов, принятыми Министерством внутренних США.

Далее упоминается, что еще в 2010 году НАСА создало рабочую группу по «историческим лунным объектам», в которую вошли специалисты из различных подразделений, включая по летным операциям, инженеры, материаловеды, юристы,

специалисты по связям с общественностью, международным связям, а также представители ведомства по охране окружающей среды, федеральных, научных и музейных учреждений. В результате был разработан перечень «значимых артефактов и деятельности правительства США» на Луне, стоящий из шести разделов, включая места посадки миссий Аполлон 11, 12 и 14-17, автоматических аппаратов, оборудование, диск с записью посланий лидеров 74 стран мира и даже свидетельства пребывания на Луне следы ног американских астронавтов и колеи роверов.

Следующим предметом озабоченности и необходимости юридического оформления по мнению составителей доклада является возможность нанесения вреда местам и артефактам является угроза совершения посадки вблизи охраняемых мест. К числу таких воздействий могут быть отнесены крушения при посадке и как следствие ущерб, нанесенный обломками, пыль и химическое заражение. Отмечается, что в результате отсутствия атмосферы и малой гравитации лунный реголит может как пыль распространиться на многие километры. Законным является вопрос как можно определить это безопасное расстояние и, самое главное, кто определит ту черту, которую нельзя переступать, осуществляя какую-либо деятельность, чтобы не нанести ущерб собственности американского правительства?

В докладе подчеркивается, что несмотря на то, что будущие коммерческие миссии по доставке автоматических аппаратов на Луну несут риск для защиты исторических и научных мест, США поддерживают коммерциализацию космической деятельности. В тоже время риски нанесения ущерба «лунным историческим объектам» должны быть сбалансированы на фоне интересов по исследованию Луны со стороны других государств и международных проектов.

Возвращаясь к юридическим аспектам данной темы, по мнению составителей доклада, самым оптимальным является использовать наработки «Рабочей группы по историческим лунным местам», содержащиеся в «Технических рекомендациях» от 2011 года, которых уже согласились придерживаться такие компании как Moon Express (U.S.), PTScientists (Germany), and Astrobiotic (U.S.). Таким образом, проводя некую аналогию с принятым в юриспруденции понятием «обычаи делового оборота», можно сказать, что США пытаются навязать другим странам и нерезидентам США свои правила поведения на Луне.

Что же касается международно-правового регулирования данной области то в докладе делается вывод, что «Договор по космосу (1967) и «Конвенция об ответственности» (1972) предусматривают обязательство стран, осуществляющих деятельность в космосе, контролировать свои действия в космосе и действия своих «частных игроков». При этом отмечается, что в случае, если такие действия могут коснуться американских объектов, включая оборудование на Луне, то необходимо предварительно проконсультироваться с Соединенными Штатами. Получается, если кто-то по мнению, американцев начнет «пылить» на Луне реголитом и при этом не известно на каком расстоянии от места высадки Аполлонов это можно сделать, то этот кто-то рискует столкнуться со всей мощью американских законов, не говоря уже о гневе со стороны музейных работников.

Не остается в стороне от внимания авторов доклада возможность дополнения или изменения существующих норм космического права в части, касающейся правового статуса объектов, находящихся на Луне в результате деятельности человека. По их мнению, трудности и риски переговорного процесса и вступления в силу такого соглашения перешивают любые его преимущества. И наконец делается вывод, что любые попытки создать новые инструменты международного права, касающиеся космоса, идут в разрез с позицией США, согласно которой, существующая система международного космического

права является достаточной. Такие попытки могут способствовать продвижению инициатив других государств, которые противоречат интересам США, как например, запрещение добычи полезных ископаемых в космосе.

В заключение даются дежурные рекомендации, среди которых наибольший интерес представляют следующие: НАСА и другие ведомства должны продолжать стратегию, направленную на то, чтобы соотносить миссии по исследованию Луны другими государствами и коммерческими компаниями с необходимостью «сохранения и защиты» лунных артефактов. При этом дается рекомендация изучить возможности по партнерству с различными организациями в их миссиях с тем, чтобы наблюдать последствия, которые оказывает окружающая среда на «артефакты миссий Аполлон» и «артефакты других государств». А отношении норм, регулирующих такую деятельность на Луне, то соответствующим ведомствам США предлагается изучить возможность проведения работы с международным сообществом на предмет выработки «необязательных к применению лучших практик» по сохранению и защите лунных артефактов на взаимной, прозрачной и взаимовыгодной основе.

Таким образом США понимая, что мировая космическая индустрия развивается бурными темпами и осознавая риски того, что «политика привязки» других стран и игроков впрямую может не сработать, начинают разрабатывать другие инструменты, чтобы сохранить свою доминирующую роль в космосе.

Одним из таких инструментов является создание и внедрение в международную практику правил и норм, отвечающих прежде всего интересам правительства США или же частных американских компаний. На примере с «лунными историческими объектами» просматривается определенная тактика, при которой США, декларируя приверженность сложившейся системе международного права, на деле стремятся подменить национальным законодательством в данном случае нормы международного космического права. Чтобы у читателей не сложилось мнение, что тема с Луной является отдельным вырванным из контекста случаем, то в качестве примера можно привести подготовленный в 2016 году по заказу НАСА доклад «Управление орбитальным движением», в котором высказывается озабоченность по поводу потенциальных проблем предлагается создать гражданское агентство, которое «стало бы надежным источником информации об «осведомленности об обстановке в космосе» (Space Situational Awareness)».

Остается только задать вопрос, а что у нас? Мы планируем внедрять в международно-правовой оборот наши лучшие практики и создавать центр управления орбитальным движением или будем жить и летать по американским правилам?

Валентин Уваров

Советник президента Международной ассоциации участников космической деятельности

Член Совета РАН по Космосу

2 апреля 2018 г.