Космос

В России придумали многозадачный двигатель для космических аппаратов

Омский государственный технический университет – участник федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030»*, победитель в базовой части гранта. Приоритетными направлениями развития вуза являются исследования в области микроэлектроники, космических технологий и креативных индустрий.

Улучшить характеристики малых космических аппаратов и создать маневрирующие орбитальные группировки спутников позволят спроектированные в России двигательные установки. Результаты исследования опубликованы в ряде научных изданий, например, в журнале «Динамика систем, механизмов и машин».

Малые космические аппараты (МКА) могут весить от одного до 500 килограммов. Они используются для широкого круга научных и прикладных задач, в частности, для дистанционного зондирования Земли, космического мониторинга и других, рассказали в Омском политехе.

Такие аппараты работают на низких околоземных орбитах, где велико влияние земного притяжения. Поэтому для их поддержания и должного функционала МКА необходимы соответствующие двигательные установки.

Для последних особенно значим запас характеристической скорости, то есть той, которая необходима для совершения различных маневров. Не менее важно учесть в конструкции достаточный топливный резерв, малое энергопотребление и небольшие габариты двигателя, пояснил старший преподаватель кафедры «Авиа- и ракетостроение» ОмГТУ Антон Лукьянчик.

«Наиболее эффективными двигательными установками в области МКА массой от 1 кг до 500 кг являются электротермические (электронагревные) импульсные. С использованием многоцелевого метода структурного проектирования нам удалось разработать конструкцию двигательной установки с рядом преимуществ. При этом саму конструкцию можно легко изменять в зависимости от задач спутника», — добавил он.

К примеру, автоматика, электроклапаны, микродвигатель остаются неизменными, а топливная система в виде бака и трубопроводов комплектуется под конкретные цели. Это и обеспечивает больший запас характеристической скорости для орбитального маневрирования. Также благодаря ряду инженерных решений возрастает надежность, снижается масса, уменьшается время создания двигательных установок, продолжил Лукьянчик.

Сейчас в качестве топлива для двигательных установок используются различные фреоны, изобутан и другие вредоносные для человека газы. Вместе с тем исследователями ОмГТУ предложена конструкция, которая может работать на полностью безопасной для человека спирто-водяной смеси.

«Спирто-водяная смесь поступает из топливного бака в элементы автоматики и попадает в микродвигатель. Он состоит из большого числа газовых каналов и нагревателя. При подаче напряжения микродвигатель разогревается, топливо испаряется, образованный пар перегревается и создает силу тяги», — конкретизировал Лукьянчик.

Ученый обратил внимание, что необходимые комплектующие для создания опытных образцов двигательной установки были получены университетом в конце 2022 года в рамках программы «Приоритет-2030». Сейчас специалисты занимаются их сборкой. А уже к концу текущего года они планируют провести испытания в вакуумной камере.

*Программа «Приоритет 2030» позволит сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Ее основная цель – сформировать широкую группу университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу. 

Источник: отдел внешних связей Омского государственного технического университета