Самолетостроение

Электрическая энергия неба

образец.jpg

В 2021 году, 5 февраля исполняется 80 лет московскому АО "Аэроэлектромаш", создающему высокотехнологичное электротехническое оборудование для авиационной и космической техники. Конструкторское бюро предприятия обладает уникальными разработками в области систем генерирования электроэнергии летательных аппаратов и их агрегатов: генераторов, аппаратуры управления и коммутации в области электроприводов различного назначения, включая подъемно-транспортные средства. Сегодня «Аэроэлектромаш» участвует в программе по созданию полностью электрического самолета. В рамках данного направления был разработан первый образец электродвигателя нового поколения для привода воздушных винтов летательных аппаратов ВД 25000. Генеральный директор – Борис Сергеевич Малышев.

Малышеы Б.С. Генеральный директор АО Аэроэлектромаш.jpg

Борис Сергеевич МАЛЫШЕВ,
Генеральный директор АО «Аэроэлектромаш»

Восемьдесят лет на острие технологий

История "Аэроэлектромаша" ведёт свой отсчёт с довоенных времён. В начале января 1939 г. было организовано самолётное конструкторское бюро во главе с главным конструктором В.М. Петляковым, под руководством которого создавали дальний истребитель сопровождения тяжёлых бомбардировщиков под обозначением «100». В составе организованного бюро, помимо обычно принятых бригад (бригады оперения, центроплана, электрооборудования и т.д.) была создана новая бригада под названием «дистанционное управление» («Д.У.») под руководством А.А. Енгибаряна. Задачей бригады было проектирование электромеханизмов для управления органами самолёта и авиадвигателя; концевых выключателей; тумблеров-переключателей; элементов коммутационной аппаратуры.

Датой основания завода считается 5 февраля 1941 г. В этот день в соответствии с Приказом НКАП № 6/05 по Четвёртому и Седьмому Главным Управлениям НКАП СССР на базе Московского завода № 266 было создано ОКБ (Объединённое конструкторское бюро) по разработке и производству агрегатов дистанционного управления, электроприводов, а также различной вспомогательной аппаратуры (ОКБ по «Д.У.»).

"Первые годы нашего предприятия пришлись на тяжёлое для всей страны время. Великая Отечественная Война диктовала свои правила, и коллективу Объединенного конструкторского бюро, созданного в первый год войны, пришлось много и упорно трудиться, несмотря на тяжёлые условия», - говорит генеральный директор АО «Аэроэлектромаш» Б.С. Малышев.

В годы после окончания Великой Отечественной войны в фокусе работы предприятия был уже не серийный выпуск, а проекты по новым разработкам. Особенно актуальным это стало на фоне становления реактивной авиации. На заводе создаётся новая производственная и экспериментальная база, совершенствуется организационная структура, создаются специализированные лаборатории.

Федосеев А.Ф.jpg

А.Ф. Федосеев

Приказом министра авиационной промышленности № 339/К от 5 июня 1948 года главным конструктором предприятия был назначен 35-летний талантливый инженер А.Ф. Федосеев, который в последующем возглавлял завод без малого 30 лет. В первые послевоенные годы сформировались основные направления разработок, которые впоследствии на долгое время определили технический профиль предприятия: электрические машины (генераторы постоянного и переменного тока, стартёры-генераторы, электродвигатели, электромашинные преобразователи), электропривод и электромеханизмы, блоки управления; коммутационная, регулирующая и защитная аппаратура; системы управления стрелково-пушечным вооружением. Одной из масштабных задач стала разработка систем запуска и генерирования постоянного тока. В период 1948 – 1953 гг. были разработаны и освоены в производстве ряды электродвигателей постоянного тока до 600...1500 Вт, асинхронные электродвигатели (серии АДС) до 35 кВт. Тогда же началось широкое применение на борту систем электроснабжения переменного тока, были разработаны генераторы переменного тока серий СГО и СГС.

Ту-4.jpg

Ту-4

«Шли годы, менялись поколения техники и названия предприятия. Именно на нашем заводе появлялись выдающиеся конструкторы, рождались новые технологии и методы проектирования. Руководители привлекали к работам ведущих учёных и учебные институты. Это было время активной работы и новых идей. В итоге родное предприятие стало головным в авиационной отрасли. В течение многих лет оно было известно как Московский агрегатный завод «Дзержинец» (МАЗ «Дзержинец»). История нашего предприятия неразрывно связана с жизнью и судьбой многих людей: учёных, конструкторов, инженеров, испытателей, рабочих. Все, кто своим напряжённым трудом вписали целые страницы в летопись АО «Аэроэлектромаш». Благодаря таким людям у нас появились научные и трудовые традиции, и есть пример для будущих поколений", - рассказывает Б.С. Малышев.

В 1954 году опытный завод был разделен на две части. Одна часть, оставшаяся на старой территории, была передана в Министерство среднего машиностроения (сегодня на этой территории размещается ВНИИА им. Н. Л. Духова), а другая, со своей авиационной тематикой, была перебазирована на территорию Завода № 476 (Завод им. Дзержинского), который тогда специализировался на разработке и производстве авиационных керамических свечей. Предприятие преобразовывается в ОКБ-476. Вскоре после этого Завод № 476 был подчинён ОКБ как опытный завод. Тематикой обновлённого ОКБ стало электрооборудование и стрелково-пушечное вооружение самолётов и вертолётов. Была создана структура цехов от литейного и гальванического до механообрабатывающих и сборочных, которые обеспечивали весь цикл изготовления новой техники.

Одним из наиболее плодотворных для предприятия был период 1960-х гг., когда в системах электроснабжения авиационной техники состоялся переход на системы переменного тока стабильной частоты с питанием от бесконтактных генераторов. Аппаратура регулирования, защиты и управления полностью перешла от электромеханических элементов на электромагнитные с применением полупроводников. Были разработаны и внедрены шкалы коммутационной аппаратуры. Значительно расширился диапазон функций и мощностей бортового электропривода. Для ракетной техники была разработана шкала высокооборотных бесконтактных источников питания, разработана энергетика и системы управления пусковых установок для разных классов ракет и ракетных комплексов. В области стрелково-пушечного вооружения был создан новый класс подвесных съёмных пушечных установок на универсальных балочных держателях для самолётов Сухого, Микояна, Яковлева и вертолётов Миля. МАЗ «Дзержинец» стал головным разработчиком в отрасли, привлекая к своей работе научные и учебные институты, выступая в роли заказчика новых материалов, элементов, технологий и методов проектирования, проводя их отработку и внедрение.

Стремительное развитие сверхзвуковой авиации выдвинуло задачу разработки систем электроснабжения (в первую очередь, генераторов), способных работать в условиях высоких окружающих температур и низкого давления. Предприятием были успешно разработана серия генераторов интегрированных с гидромеханическим приводом постоянных оборотов, рабочей жидкостью в которых было масло.

После смерти А.Ф.Федосеева главным конструктором – ответственным руководителем предприятия был назначен В.Д. Жарков, под руководством которого разрабатывалось электрооборудование таких самолетов, как Ил-62, Ил-76, Ил-86. Кроме того, МАЗ «Дзержинец» в период до начала 1990-х гг. работал по таким темам, как оборудование самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия», Ан-70, МиГ-29, Су-27, Ту-160. Был разработан комплекс электромеханизмов и бортового оборудования для корабля многоразового действия «Буран». Кроме того, значимым направлением стала работа по созданию комплексов стартовой автоматики и систем электроснабжения комплексов ПВО и ПРО.

Ил-96-300.jpg

Ил-96-300

В период перестройки экономическая ситуация заставила предприятие искать варианты конверсионного применения своего научно-технического потенциала. Работы велись по таким направлениям, как бытовые электроинструменты для деревообработки (воспроизведение импортного набора), водонагреватели и пр. Одновременно в начале 1990-х гг. произошло резкое сокращение заказов на авиационную технику. В сложившихся условиях были утверждены план приватизации МАЗ «Дзержинец» и устав АООТ «Аэроэлектрик».Технический директор завода В.В. Кушнерёв добровольно взял на себя ответственность за дальнейшую судьбу предприятия, став одновременно заместителем внешнего управляющего и директором обанкротившегося ОАО «Аэроэлектрик», а затем генеральным директором созданного на его обломках нового предприятия ОАО «Аэроэлектромаш».

Двенадцатого октября 1999 года на базе обанкротившегося ОАО «Аэроэлектрик» было зарегистрировано новое частное предприятие ОАО «Аэроэлектромаш». Руководство прилагало все усилия, чтобы поскорее восстановиться, при этом продолжая и работу по новым разработкам, по сохранению испытательной базы. Начиная с 2003 г. количество заказов и на разработку, и на изготовление изделий стало стабильно превышать возможности предприятия. На предприятии начались численный и качественный рост кадров, обновление коллектива, приход на работу новых молодых специалистов. К 2010 г. были обновлены не только станочный парк, но и технологическое оборудование в целом. Предприятие приобрело новые высокопроизводительные станки, обрабатывающие центры с высокопроизводительным программным обеспечением.

верх.jpg

«Аэроэлектромаш» - головное предприятие, и это накладывает особую ответственность. Мы участвуем в важных работах по импортозамещению, внедряем новое оборудование, участвуем в разработке всех создаваемых летательных аппаратов, и поэтому просто обязаны использовать всё новое, всё самое перспективное, всё лучшее. Я рад, что накопленный богатейший производственный и технологический опыт помогает нам уверенно двигаться вперёд, ставить перед собой новые задачи и выполнять намеченное. Мы не отстаем от быстро развивающегося мира, а идём в ногу с прогрессом. Приходят к нам и молодые специалисты, которых ВУЗы готовят по нашим заявкам. Последние 20 лет процесс развития АО «Аэроэлектромаш» приобрёл настолько стремительные темпы, что нам остаётся только поддерживать его в будущем», - так оценивает сегодняшний день предприятия его генеральный директор Б.С. Малышев (известный специалист в области вертолётостроения, ранее работавший генеральным директором АО «КумАПП», г. Кумертау).

Среди новых проектов за последние годы можно отметить: разработки для комплексов ПВО, для БПЛА «Орион», генераторы переменного тока с масляным охлаждением для автономных источников питания на базе ТА18-200, параметрический ряд токосъёмников ПОС несущего винта вертолётов «Ми» с элементами унификации по техническим решениям, материалам, технологии.

Электродвигатель ВД 25000.jpg

Электродвигатель ВД 25000

В рамках формирования задела по системам электропривода воздушных винтов разработан электродвигатель ВД 25000. Он построен по схеме вентильного с постоянными магнитами. Его номинальная мощность составляет 25 кВт (34 л. с.), а номинальная частота вращения - порядка 2500 об./мин. Натурный образец ВД 25000 был впервые представлен на выставке HeliRussia 2019. Как отмечает разработчик, применение двигателя позволит исключить сложные высокотехнологичные узлы, требующие длительной отработки (главный редуктор, автомат перекоса), что предполагает высокий ресурс мотора, его ремонтопригодность, низкий уровень шума и малую заметность в инфракрасном диапазоне. Такой двигатель может найти применение на малых пилотируемых и беспилотных ЛА с грузоподъемностью до 200-300 кг (учебные самолеты, тренажеры для обучения пилотированию вертолетов, городские аэротакси, грузопассажирские беспилотные мультикоптеры).

«Аэроэлектромаш» получил диплом лауреата конкурса «Золотые крылья МАКС-2019». На конкурс предприятие представило проект электродвигателя ВД 25000.

«Главная задача сейчас - цифровизация деятельности завода. Выполнение этой задачи поможет предприятию: ведь сократится время на выполнение конструкторских и технологических работ. Нами взят курс на внедрение только отечественного программного обеспечения, и пока это удаётся.Одно из основных направлений наших работ сейчас связано с реализацией концепции «более электрического самолёта». В широком понимании это относится ко всем летательным аппаратам. Опыт специалистов АО «Аэроэлектромаш» по электрооборудованию помогает развивать компетенции в этом направлении. Для выполнения перспективных работ на руководящие должности мы выдвигаем молодое поколение учёных и конструкторов, которым ветераны предприятия помогают и передают свои знания», - таким образом описывает ключевые задачи АО «Аэролектромаш» генеральный директор Б.С.Малышев.

Редакция журнала "Крылья Родины" искренне поздравляет АО «Аэролектромаш» с замечательным юбилеем и желает новых прорывов, инноваций и успехов на пути развития и электрификации авиации России!

Аэроэлектромаш 80 лет 2021.jpg

era_building_ru_аэроэлектромаш.jpg

Акционерное общество «Аэроэлектромаш»

127015, Россия, г. Москва, ул. Большая Новодмитровская, д.12, стр.15,

тел.: +7(495)980-65-00/01, факс: +7(495) 980-65-08

e-mail: info@aeroem.ru, www.aeroem.ru