Самолетостроение

Легенда о Ту-154

«Ту-154. Моя легенда» - так называется новый документальный фильм кинокомпании «Щука», снятый режиссером Дмитрием Черкасовым. Фильм необычный. Во-первых, его продолжительность, 3 часа 35 минут, для жанра документального кино едва ли не рекордна. Во-вторых, он посвящен не раритету вековой давности, не рекордному и даже не боевому самолету, а самому обычному и самому массовому еще недавно трудяге-лайнеру, перевезшему за свою долгую летную жизнь десятки миллионов пассажиров, в числе которых хоть раз бывал почти каждый житель нашей страны. Казалось бы, ну что нового и интересного можно рассказать о самолете, хорошо знакомому каждому. Оказывается – можно. Перед зрителем проходит вся история Ту-154, от первых эскизов на листах ватмана до проводов Ту-154М, завершившего свой последний рейс в Аэрофлоте. История в документах, кадрах кинохроники и рассказах людей, чьи судьбы накрепко связаны с этой машиной. И мы окунаемся в атмосферу шестидесятых, вспоминаем Ту-104, Ил-18 и Ан-10, вместе с конструкторами Д.Марковым, С.Егером, А.Шенгардтом выбираем схему, сравнивая зарубежные новинки Trident и Boeing 727, выбираем решения, которые должны дать невиданные до тех пор преимущества лайнеру нового поколения. Вместе с летчиками и инженерами Внуково, Шереметьево и Пулково осваиваем необычно сложный, и потому такой притягательный самолет. И даже садимся с убранной механизацией и обесточенными системами на заброшенный в тундре крохотный аэродром местных линий Ижма.

Режиссер и автор фильма Дмитрий Черкасов, в прошлом авиационный инженер, видел свою задачу так:

«Я хотел оставить людям много визуальных кадров, атмосферы, того, что должно давать именно кино. Возможность увидеть самолет Ту-154 во всей цепочке истории, с разных концов его летной биографии. Возможность услышать тех, кто создавал, испытывал, строил, летал. Они уходят. Они уже история. Но здесь они все вместе, только для вас рассказывают, исповедаются, признаются в любви. Я делал документальную летопись, оставаясь человеком, передано влюбленным в этот лайнер. И от того старательно скрывал свои чувства»

И это получилось.

Коротко, но ёмко даны характерные отличия не только серийных модификаций самолета, но и экспериментальных машин, работавших по программам криогенного топлива и космического корабля многоразового использования «Буран». Описания конструктивных особенностей и компоновок иллюстрируются документами и анимированными схемами, выполненными методом 3D-графики. Таким же образом показаны реконструкции нескольких характерных летных происшествий и катастроф. В фильме очень много кадров кинохроники из архивов ОАО «Туполев», ЛИИ им. М.Громова, Российского государственного архива кинофотодокументов, а также областных архивов, спец.архивов, частных зарубежных архивов, некоторые попали на экран впервые. Редкие фотографии предоставили архив РИА «Новости», архив ОАО «Туполев», архив ООО «Транспорт Фото», российские и зарубежные фотографы.

Оригинальные съемки для фильма проводились в аэропортах Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Сочи, Геленджик, Минска, Братиславы и других.

Специально для фильма были организованы съемки на аэродроме Чкаловский, результатом которых стали уникальные кадры, снятые в полете камерами, установленными на пилонах двигателей и гондолах шасси.

Закадровый текст редактировался и переписывался много раз, каждый кадр тщательно проверялся – в документальном фильме недопустимо видеть на экране Ту-154М, если при этом за кадром звучит рассказ о Ту-154Б. Более того, в хронологии фильма очень четко прослеживаются этапы развития самолета. Если рассказ идет о ранних экземплярах Ту-154, то мы видим на экране череду кадров с Ту-154 в раннем аэрофлотовском серебристо-белом окрасе с красно-голубой полосой и эмблемой «Ту» на фюзеляже, и далее, при рассказе о каждой последующей модификации - Ту-154А, Б, Б-1, Б-2, С, М – этот принцип четко соблюдается. Это стало возможным благодаря огромному объему работы по поиску, реставрированию и покупке прав на использование архивных киноматериалов.

То же можно сказать и о работе со звуком и закадровыми шумами. Было отреставрировано множество оригинальных звукозаписей, сделанных 30-40 лет назад:

переговоры экипажей и диспетчеров, объявления о взлетах и посадках в советских аэропортах, звуки аэродрома. Особое значение придавалось точному соответствию звука двигателей модификации самолета. Все это придает картине достоверность и документальную объективность.

Эмоциональную разрядку ощущение сопричастности к недавнему прошлому дают включенные в саундтрек песни в исполнении В.Высоцкого, В.Кикабидзе, А.Барыкина и пилота-барда В.Захарова.

И очень много кадров взлетающих, садящихся, рулящих по перрону Ту-154, зимой и летом, днем и ночью. Кадров, лучше любых слов показывающих настоящую красоту этого самолета.

Каждый найдет в фильме что-то важное для себя. Кто вспомнит молодость, свои первые шаги в авиации, кто-то полеты в отпуск и командировки. Кто-то впервые узнает о том, как складывалась судьба Ту-154 и почему его чаще других пассажирских самолетов называют «легендарным». Но ручаюсь, абсолютно каждый узнает что-то новое об этом обычном, привычном и хорошо знакомом самолете.

Фото из фильма "Ту-154.Моя легенда" (номера фото соответствуют номерам комментариев)

  1. Ту-154А советского "Аэрофлота" - кадр из фильма
  2. Ту-154Б-2 советского "Аэрофлота" на перроне Омского аэропорта - кадр из фильма
  3. Ту-154М авиакомпании "Аэрофлот. Российские авиалинии " в Шереметьево - кадр из фильма
  4. Ту-154М авиакомпании "Аэрофлот. Российские авиалинии " в Шереметьево - кадр из фильма
  5. Ту-154Б-2 на взлете - кадр из фильма
  6. Главный конструктор Ту-154 - Александр Сергеевич Шенгардт (кадр из фильма "Ту-154.Моя легенда")
  7. Заслуженный летчик-испытатель ГосНИИ ГА, Герой России - Рубен Есаян (кадр из фильма)
  8. Бортинженер Ту-154 авиакомпнаии "Россия" - Александр Суслин (кадр из фильма)
  9. На сьемках фильма в аэропорту Чкаловский
  10. Ту-154М авиакомпании ЮТэйр в аэропорту Сочи (кадр из фильма)
  11. На сьемках фильма в аэропорту Внуково
  12. Автор и режиссер фильма Дмитрий Черкасов в студии перезаписи звука во время производства фильма.
  13. и 14. Автор и режиссер фильма Дмитрий Черкасов во время премьерного показа фильма в Санкт-Петербурге

Дмитрий Колесник