Самолетостроение

МАГОМЕДУ ТОЛБОЕВУ – 70!

Все, кто наблюдал 15 ноября 1988 года за возвращением многоразового космического корабля «Буран» после выполнения автоматического орбитального полета видели, что его встретил и сопровождал до посадки истребитель МиГ-25У. Его пилотировал летчик-испытатель ЛИИ имени М.М. Громова – Магомед Толбоев. Оба летательных аппарата шли рядом, что позволило Толбоеву, используя оптико-телевизионную аппаратуру, установленную на МиГе, выдавать информацию о полете «Бурана» на наземный пункт управления, контролировать выполнение программы посадки. Это был первый в истории авиации и космонавтики совместный полет самолета и МКК.

Магомед Омарович Толбоев родился 20 января 1951 года в селении Согратль Гунибского района в Дагестане. В 1969 году поступил в Ейское ВВАУЛ. По окончании в 1973 г. училища служил в частях ВВС МО СССР. В 1980 году поступает в школу летчиков-испытателей МАП. После окончания школы в 1981 году, как один из лучших слушателей, направлен в Летно-Исследовательский институт имени М.М.Громова. За время работы в ЛИИ провел на высоком уровне ряд сложных и опасных испытаний на самолетах-истребителях: расширение допустимых ограничений МиГ-23М, отработка системы дозаправки топливом в воздухе МиГ-25Р, испытания МиГ-31 на максимальные нагрузки конструкции, испытания опытных силовых установок на Су-24 и МиГ-25 и, особенно, отработку на МиГ-25РБК без двигательных посадок с больших высот.

Важная страница летной биографии Магомеда Толбоева – малая авиация. Он – постоянный участник, в качестве летчика-испытателя, всех слетов любителей малой авиации. Вершиной этого этапа его летной деятельности – испытания на прочность серийного сверхлегкого самолета МАИ-89.

В 1983 году Магомеда Омаровича включают в состав отряда испытателей многоразового космического корабля (МКК) «Буран». В 1987 году закончил курс общекосмической подготовки в Центре подготовки космонавтов (ЦПК). Прошел подготовку по программе «Буран», в ходе которой проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на Ту-154 ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, оснащенных системой управления «Бурана». Именно эта работа помогла ему осуществить тот полет, о котором мы рассказали раньше.

За время работы в ЛИИ освоил 46 типов летательных аппаратов и их модификаций. Активно участвует в организации всех Международных авиационно-космических салонов (МАКС) в г. Жуковском.

С 1998 года почетный президент МАКС.

В 1993-1995 гг. был депутатом Государственной думы РФ, в 1996-1998 гг. – секретарь Совета безопасности Республики Дагестан. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Члены Редакционного Совета и читатели журнала «Крылья Родины» сердечно поздравляют Магомеда Омаровича с юбилеем и желают ему здоровья, разумеется кавказского, и больших творческих успехов.