Самолетостроение

Максим Штурм, спецкор журнала «КР». УФА. открытие центра технического обслуживания и ремонта воздушных судов АО «ЮТэйр»

26 августа 2019 года в международном аэропорту «Уфа» состоялось торжественное открытие центра технического обслуживания и ремонта воздушных судов АО «ЮТэйр», дочерней структуры авиахолдинга — Группы «ЮТэйр».

Совсем недавно мне удалось побывать там и посмотреть, как происходит техническое обслуживание самолетов.

Центр сертифицирован на проведение оперативного и периодического технического обслуживания ВС типа Ан-24/26, Ан-74, а также их модификаций. Помимо основной базы, которая расположена в г.Уфе, Центр включает в себя несколько линейных станций расположенных в Архангельске, Тюмени, Томске, Красноярске. Недавно открылась линейная станция в Саббете, ЯНАО.

На сегодняшний день в Центре трудятся 140 человек. За последний год на работу было принято 15 молодых специалистов, четверо из которых уже закончили обучение по программе первоначальной подготовки на ВС типа Ан-24 и проходят практическую стажировку и получение допуска к самостоятельному техническому обслуживанию.

Надо заметить, что Уфимский авиаотряд одним из первых в советское время начал эксплуатировать ВС типа Ан-74. Подготовка тогдашних инженеров и авиатехников осуществлялась непосредственно на Харьковском авиазаводе, который выпускал эти ВС. Часть этих специалистов до сих пор трудятся, теперь уже в Центре ТОиР, это инженеры и авиатехники с большим стажем и опытом работы. У молодых сотрудников, большинство из которых, выпускники УГАТУ, есть уникальная возможность перенять опыт у людей чья жизнь была посвящена этим самолетам.

Центр ТОиР в Уфе располагается в ангаре общей площадью 3250 кв.м. Он переоборудован и восстановлен силами международного аэропорта «Уфа» после 20 лет простоя. Во времена Советского союза здесь обслуживались Ту-134.

Центр ТО включает в себя ангар с двумя зонами для одновременного обслуживания ВС, оборудованный средствами наземного обслуживания для выполнения всех видов технического обслуживания ВС; лабораторию технической диагностики и неразрушающего контроля, имеющей в своем составе оборудование для ультразвукового, магнитного, токо-вихревого и магнито-порошкового методов диагностики; лабораторию авиационного и радиоэлектронного оборудования, оснащённую стендами и контрольно-поверочной аппаратурой для проверки агрегатов. В Центре так же имеются участки ультразвуковой промывки фильтров ВС и шиномонтажный участок, для обслуживания эксплуатируемых типов колес и тормозов.

Недавно получена лицензия на эксплуатацию источников ионизирующих излучений, позволяющая осуществлять неразрушающий контроль конструкции ВС с использованием рентгеновского оборудования. Для проведения данных работ закуплено соответствующее оборудование, а персонал прошел обучение, стажировку и получил допуски для выполнения работ.

Регламент технического обслуживания самолетов Ан-24 предусматривает периодическое техническое обслуживания каждые 500 часов или 6 месяцев эксплуатации.

Регламент технического обслуживания самолетов Ан-74 предусматривает периодическое техническое обслуживания каждые 300 часов налета или 4 месяца эксплуатации, а также

контрольно-восстановительные работы (КВР), выполняемые через каждые 3600 часов налета, 1800 посадок или 6 лет эксплуатации. КВР это более объемное и глубокое техническое обслуживание с разборкой всех систем ВС и демонтажем практически всех агрегатов для проверки их соответствия нормам технических параметров, детальной дефектации, а также замене, при необходимости резино-технических изделий.

ЮТэйр имеет сертификат на право выполнения таких работ.

В процессе регламентных работ происходит обслуживание и настройка всех систем самолета, осмотр и дефектация элементов конструкции, проверка агрегатов авиационного и радиоэлектронного оборудования в лаборатории, ремонт бытового оборудования, замена масел и смазок, устранение выявленных неисправностей по действующим технологиям, установленным разработчиком ВС, мойка ВС.

При необходимости, к работам привлекаются ремонтные заводов и заводы-изготовители.

На примере Ан-74 на фото, на ВС выполняется периодическое техническое обслуживание с выполнением КВР. При практически полностью снятых агрегатах, выполняется детальный осмотр и дефектация планера и систем воздушного судно - на предмет выявления повреждений, трещин, коррозии, расслоений композитных конструкций и пр.

Дополнительно к регламентным работам, все воздушные суда, находящиеся в эксплуатации авиакомпании, каждые полтора - два года проходят дополнительную оценку технического состояния с участием представителей ГосНИИ ГА и ГП «Антонов» с целью продления жизненного цикла самолета. Данные работы предполагают полную разборку и дефектацию всех систем воздушного судна, а также анализ ресурсного состояния всех компонентов ВС, и, при необходимости, их замену.

При выявлении замечаний и отклонений, происходит их устранение с фото документированием технического состояния.

В настоящее время во флоте ЮТэйр эксплуатируются пять самолётов типа Ан-74, которые выполняют авиационные перевозки в интересах Организации Объединенных Наций в странах Африки. Так же Ан-74 занимаются перевозкой грузов на территории России.

Ан-24 задействованы для выполнения регулярных и чартерных авиаперевозок в основном в северных регионах страны, в аэропортах с неразвитой инфраструктурой и грунтовыми взлетно-посадочными полосами, где практически отсутствует возможность эксплуатировать зарубежную авиационную технику.