Самолетостроение

Президент Академии наук авиации и воздухоплавания В.М. Чуйко принял участие в съемке фильма для канала Россия 24 «Илья Муромец» и другие воздушные богатыри»

1.jpg

Фильм посвящен дальней авиации. Её истории и перспективам развития. Виктор Михайлович подробно остановился на детище Игоря Сикорского – самолете «Илья Муромец».

«Илья Муромец» был построен на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) в 1913 году. Его создателем стал знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский, изобретатель первого в мире четырехмоторного самолета «Русский витязь».

Ранее авиационные эксперты со скепсисом отнеслись к одному из первых творений Сикорского, предрекая ему провал, но полеты прошли успешно. В августе 1913 года воздушное судно, выполненное из древесины и фанеры, пробыло в воздухе почти два часа и установило мировой рекорд по продолжительности полета. «Русский витязь», став прототипом всех в дальнейшем созданных тяжелых самолетов с двигателями, уступил позже свое место «Илье Муромцу».

Молодой инженер Игорь Сикорский тщательно переработал «Русского витязя», оставив только общую схему воздушного судна и коробку крыльев с установленными четырьмя немецкими двигателями «Аргус» в 100 лошадиных сил. Сикорский, совместно с коллегами, смог сделать так, что «Илья Муромец» поднимал вдвое больший вес и взлетал выше, чем его предшественник.

Изначально воздушное судно строили не для армии, а для гражданских целей. «Илья Муромец» смог стать первым в мире пассажирским самолетом.

01.jpg

Самолёт И.Сикорского «Илья Муромец», ещё без обшивки

Постройка первого образца была закончена осенью 1913 года. «Илья Муромец» смог установить ряд мировых рекордов. Уже в декабре он поднял в воздух 1100 кг. Ранее рекордным весом считался груз в 653 кг. В феврале 1914 года самолет взлетает, неся на своем борту 16 человек и собаку – общий вес составил 1290 кг. За штурвалом воздушного судна тогда был Игорь Сикорский.

портрет.jpg

Инженеры предусмотрели, чтобы на «Илье Муромце» был пассажирский салон, спальные комнаты, ванна и туалет. Решена была даже проблема с освещением и отоплением. Впрочем, на момент создания, грозным бомбардировщиком самолет не был – никакого вооружения нести он не мог.

На службе военно-воздушного флота

Разработка Сикорского не осталась без внимания военных. Они заинтересовались самолетом, который рассматривали как потенциальную боевую единицу. 12 мая 1914 году завод в Петербурге получил заказ сделать для армии 10 воздушных судов. РБВЗ к 1 августа 1914 года, когда началась Первая мировая война, успел построить уже четыре «Ильи Муромца». В сентябре их передали Императорскому военно-воздушному флоту. Уже в начале октября РБВЗ подписал контракт с военными на 32 самолета.

«Муромцы» были нескольких серий. Бомбардировщики «типа Б» оснащались более мощными двигателями, двумя пулеметами, бомбодержателями и даже, пусть и простейшим, но бомбовым прицелом. Согласно заданию военных, воздушное судно должно было нести не менее 164 кг бомб. При этом «Илья Муромец» мог достичь целей в Кёнигсберге, Кракове, Данциге и Познани. В дальнейшем, когда Германия стала противником России в войне, немецкие двигатели «Аргус» прекратили ставить на самолеты, заменив их французскими «Сальмсонами». По поводу их ненадежности своё негодование выражал даже сам Сикорский.

02.jpg

Справа Игорь Сикорский, слева капитан первого ранга Николай Фогель, адъютант Великого Князя Александра Михайловича – «шефа» русской авиации

Отдельно Виктор Михайлович остановился на роли И.И. Сикорского в мировой авиации. Он напомнил, что в 2019 году в России отметили 130 лет со дня рождения великого авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.

Игорь Иванович родился 25 мая (6 июня) 1889 года в Киеве (Российская империя). Сикорского считают своим гражданином сразу три страны: Россия, США и Украина.

Сикорский после посещения выставки1.jpg

С.И. Сикорский (в центре) после посещения выставки «Крылья Победы» в Политехническом музее. г. Москва, 1995 год

9.JPG

В.М. Чуйко, С.И. Сикорский, В.А. Богуслаев на международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia

В России после революции долгое время имя авиаконструктора предавалось забвению. Но любой интересующийся авиацией знал о его знаменитых разработках – самолетах «Илья Муромец» и «Русский Витязь». Отечественная Дальняя авиация считает, что она произошла именно от Сикорского. Именно он построил и первую модель геликоптера H-1. Он же создатель первых в мире трансатлантического гидроплана. С его именем связаны разные и неожиданные достижения конструкторской мысли, всякий раз выводившие мировую авиацию на новый уровень.

В рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 Ассоциация «Союза авиационного двигателестроения» (примечание: президент Ассоциации – Виктор Михайлович Чуйко) совместно с АО «Авиасалон» и ОАО «Авиапром» прошел круглый стол, посвященный 130-летию со дня рождения Игоря Сикорского.

ARTA9499.JPG

Сын И.И.Сикорского Николай Сикорский (в центре) на круглом столе, посвященного 130-летию со дня рождения Игоря Ивановича. г. Жуковский, 2019 год

В мероприятии приняли участие: экс-замминистра авиационной промышленности, президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Чуйко; генеральный директор АО «Авиасалон» Александр Левин; первый заместитель генерального директора, председатель Совета директоров ОАО «Авиапром» Виктор Кузнецов; сын И.И.Сикорского Николай Сикорский; переводчик работ И.И. Сикорского – профессор Александр Портнягин; директор кисловодского театра-музея «Благодать», заслуженный работник культуры РФ Валентина Имтосими. А также генеральный конструктор фирмы АО «Камов» Сергей Михеев; экс-командующий стратегической авиацией генерал-лейтенант Михаил Опарин; экс-командующий Дальней авиацией, генерал-лейтенант Анатолий Жихарев; командующий Военно-транспортной авиацией, генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов; заслуженный летчик-испытатель, генерал-майор Магомед Толбоев; экс-заместитель министра гражданской авиации СССР по науке и эксплуатации авиационной техники, зампредседателя Общественного совета при Росавиации Виктор Горлов; глава представительства Safran в России Валерий Кроль, ректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Николай Сухих и другие.

Жизнь Сикорского - это история человека, который всегда стремился вперед и только вперед. Он на деле доказывал, что любое «невозможное» можно превратить в «возможное».

PS: Очень надеемся, что фильм, подготовленный телеканалом Россия 24, будет интересен большому количеству зрителей, ценящих свою историю и любящих авиацию.