Самолетостроение

ЦАГИ – полёТу: вековой союз научного поиска и конструкторской мысли

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») связывают прочные партнерские связи с ключевыми разработчиками воздушной техники нашей страны. Ярким примером служат совместные работы с ПАО «Туполев», столетие которого мы отмечаем в октябре этого года.

История опытно-конструкторского бюро началась в 1922 году благодаря деятельности легендарного А.Н. Туполева – ученика и ближайшего соратника Н.Е. Жуковского. За эти годы разработано свыше 300 моделей и модификаций самолетов. Свой вклад в их создание вносил ЦАГИ, организация которого проходила при самом деятельном участии Туполева.

ЦАГИ – полёТу_вековой союз научного поиска и конструкторской мысли.jpg

Предшественниками воздушных машин марки «Ту» стали проекты, носившие имя «АНТ». Среди них – серия аэросаней, начало работы над которыми было положено Туполевым в 1919 году, в то время начальником ЦАГИ по опытному цельнометаллическому самолетостроению. Поворотной точкой в развитии советской авиации стал первый металлический самолет АНТ-2 из кольчугалюминия, созданного учеными ЦАГИ. Среди других знаковых проектов того времени – АНТ-20 «Максим Горький», самолет-гигант, «рожденный» в стенах ЦАГИ.

Это – предыстория подлинного авиационного бренда, марки «Ту». Ее «первенцы» – Ту-2, бомбардировщик, проявивший себя в воздушных сражениях Великой Отечественной войны. Боевые и летные характеристики этой машины были существенно усовершенствованы благодаря исследованиям ЦАГИ. Послевоенное время ознаменовалось проектированием Ту-16 – первого советского реактивного дальнего бомбардировщика, для которого в институте разработали предварительную схему со стреловидным крылом, создали и испытали модель. А для знаменитого «русского медведя» Ту-95 ЦАГИ спроектировал уникальный соосный винт, не имеющий мировых аналогов по характеристикам до сих пор.

Эру пассажирской реактивной авиации открыл Ту-104, в разработке которого центр авиационной науки принимал участие с самого начала: от изучения режимов полета до испытаний в гидробассейне на герметичность. Продолжением этого легендарного летательного аппарата стал Ту-124 – один из первых в мире пассажирских лайнеров, оснащенных двухконтурными турбовентиляторными двигателями. При создании прогрессивной машины использовался тот научно-технический задел, который ученые ЦАГИ накопили при работе над Ту-104.

Ту-134 или, как его еще называли, «Стиляга» (за длинный и узкий фюзеляж) – еще одна яркая страница в летописи сотрудничества ЦАГИ и ОКБ А.Н. Туполева. Эти работы стали предысторией «рождения» Ту-154, который побывал в небе всех континентов, в том числе – Антарктиды. Один из самых массовых советских лайнеров в своем классе создавался в тесном сотрудничестве ученых и конструкторов – так, в ЦАГИ была предложена новая компоновка его тонкого стреловидного крыла.

Проектом, опередившим время, стал Ту-144, на котором впервые удалось достичь скорости звука. Специалисты ЦАГИ и ОКБ спроектировали треугольное крыло с наплывом по передней кромке, а исследования, проведенные в институте, легли в основу выбора компоновки силовой установки. Важным достижением стало применение интегральных алгоритмов в автоматизированной системе управления самолета, предложенное учеными центра авиационной науки.

Наглядно хроника сотрудничества ЦАГИ и ОКБ представлена на выставке «Эволюция легенды», приуроченной к юбилейной дате. Подробнее – тут. Ознакомиться с материалами выставки онлайн можно по ссылке.

ПАО «Туполев» – одна из ключевых организаций авиационной отрасли. Головное предприятие дивизиона стратегической и специальной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК» под управлением ГК «Ростех»).

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).

пресс-служба ЦАГИ