Самолетостроение

В НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» обсудили технологическое развитие авиастроения

10 ноября 2022 года в Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского» в онлайн-формате состоялась научно-практическая конференция «Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России». В мероприятии приняли участие ученые и эксперты НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», а также представители Российской академии наук, научных институтов, ведущих центров прикладной и отраслевой науки, высших учебных заведений, авиакомпаний и предприятий высокотехнологичной промышленности.

Основной темой мероприятия стала выработка согласованной научно- обоснованной позиции российского научного сообщества, организаций промышленности и воздушного транспорта, органов государственного управления по вопросу стратегии технологического развития отечественного авиастроения в современных условиях.

Участники конференции обсудили ключевые проблемы развития российского авиастроения, в том числе вопросы повышения безопасности и эффективности авиационной техники и воздушного транспорта, снижения вредного воздействия авиации на окружающую среду, оценки стратегических и эксплуатационных рисков разработки и авиационной техники, а также возможности развития современных технологий и перспективы их внедрения, включая высокоинтеллектуальные авиационные системы.

Во вступительном слове генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов отметил, что условия функционирования и развития российской авиации в 2022 году радикально усложнились, перед ней встали проблемы выживания и обеспечения приемлемой транспортной связанности страны в чрезвычайных условиях. «А прикладная наука, объединенная в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», помогает решать эти проблемы с научно-технологической стороны. Особое значение в новых условиях приобретают требования обеспечения безопасности авиационной деятельности – во всех сферах, от безопасности полетов до авиационной безопасности, на всех стадиях жизненного цикла авиационной техники. Само по себе поддержание летной годности изолированного парка авиационной техники, в отсутствие поддержки со стороны разработчиков и производителей, ставит ряд срочных задач перед нашей прикладной наукой – от мониторинга и прогнозирования технического состояния нынешнего парка авиационной техники до испытаний и сертификации импортозамещающих аналогов различных компонентов», – сказал Андрей Дутов. Он подчеркнул, что в условиях малосерийного производства изменяются подходы к безопасности: «Обеспечить ее приемлемый уровень в этих условиях позволят только комплексные системы управления безопасностью полетов, которые реализуют функции индивидуального мониторинга и прогнозирования технического состояния изделий авиатранспорта, глубокой интеллектуальной диагностики, причем, предиктивной, активного управления техническим состоянием авиатехники».

Первый заместитель генерального директора НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Василий Шапкин подчеркнул, что сегодня нужно создавать и эксплуатировать авиатехнику в новых условиях: «Нам требуется разработать и принять механизмы обеспечения безопасности в условиях мелкой серийности, а кроме того, мы нуждаемся в импортозамещении и по нашей технике, т.к. в ней присутствуют комплектующие и агрегаты иностранного производства».

Тему интеллектуальных технологий в обеспечении безопасности полетов и целевой эффективности авиатранспортных систем осветил заместитель генерального директора по стратегическому развитию НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Владислав Клочков. Он отметил, что наша авиация нуждается в своих собственных нормах и стандартах, в частности нормах летной годности и авиационной безопасности: «Сегодня стоит задача проектирования авиатранспортной системы в целом, т.е. не только парка авиационной техники, но и объектов инфраструктуры и системы подготовки авиационного персонала и системы организации его работы – всю эту совокупность необходимо проектировать как единое целое по критериям повышения целевой эффективности и при соблюдении приемлемого уровня безопасности». Так же докладчик указал, что внедрение интеллектуальных технологий позволяет повысить уровень безопасности полетов и одновременно целевую эффективность авиатранспортных систем в целом.

В ходе пленарного заседания также выступили: заместитель генерального директора АО «Авиакомпания «Аврора» по управлению безопасностью полетов Виктор Аксютин с докладом о системно-аналитическом методе оценки эксплуатационных рисков авиакомпании; исполнительный директор ФАУ «Авиационный регистр Российской Федерации» Александр Книвель с докладом о стратегических рисках разработки авиационной техники; генеральный конструктор – заместитель Генерального директора ПАО «ОАК» Сергей Коротков с докладом об участии в государственной научно-технической политике и взаимодействии с научно-исследовательскими организациями в интересах создания перспективной авиационной техники.

В рамках конференции состоялись заседания секций по следующим тематикам:

· Моделирование, оптимизация и планирование развития крупномасштабных авиационных систем;

· Безопасность полетов и авиационной деятельности: измерение, моделирование, направления технологического развития;

· Новые авиационные технологии и комплексные проекты их разработки в интересах создания перспективной гражданской авиационной техники;

· Интеллектуализация авиационных систем.

По итогам конференции принята Резолюция, в которой участники сформулировали свое видение трендов технологического развития гражданской авиации и авиастроения, а также рекомендации по совершенствованию стратегии технологического развития российского авиастроения в современных условиях.

Источник: пресс-служба ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»