История отечественной авиации

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2016г. Як-46 – младший брат «сорок второго» (о проекте 1982 года) (0,8Мб)

Сергей Комиссаров

Речь идёт о проекте 78-местного самолёта для местных линий, который предполагалось создать на базе хорошо известного ближне- и среднемагистрального самолёта Як-42, уменьшив его геометрические размеры и сократив число двигателей Д-36 до двух.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2016г. Над советской границей – трофеи. Авиация погранвойск и сын генералиссимуса (1Мб)

Анатолий Кулеба

В авиации погранвойск СССР нашли применение лёгкие транспортные самолёты Зибель Si 204, попавшие к нам в качестве трофеев по окончании войны. 

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2016г. Вариации на тему САМ-16 (предвоенные проекты А.С.Москалёва) (0,7Мб)

Сергей Комиссаров

В 1939-1940 гг. А.С.Москалёв занялся проектированием лёгких гидросамолётов. Одной из разработок той поры был САМ-16 с двумя двигателями МВ-6 – морской ближний разведчик необычной двухбалочной схемы.

КР 7-8 (июль-август) 2016г. «Однофамильцы» МДР-5 (о самолёте ЦКБ МС-4 Г.М. Бериева) (0,9 Мб)

Сергей Комиссаров

Интересный штрих в предвоенную историю КБ Г.М.Бериева вносит практически неизвестный доселе проект морского дальнего разведчика ЦКБ МС-4. Присвоенное ему военное наименование МДР-5 было затем использовано для другого самолёта того же КБ с шифром ЦКБ МС-6, построенного в двух опытных экземплярах.

КР 7-8 (июль-август) 2016г. Авиастроение в Таганроге. Первые 100 лет (1,7 Мб)

Юрий Грудинин

Генеральный директор-генеральный конструктор ПАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» Юрий Владимирович Грудинин освещает основные вехи пути этого предприятия за 100 лет со времени постройки завода В.А.Лебедева в Таганроге в 1916 г. Сегодня перед новым руководством ТАНТК стоят задачи по серийному производству Бе-200 для Минобороны и МЧС России, а также наращиванию темпов ремонта и модернизации самолётов российской дальней и морской авиации.

КР 6 (июнь) 2016г. БОК-4 – что за птица? (0,8 Мб)

Сергей Комиссаров

(О работах Б.И.Черановского в Бюро особых конструкций)

Конструктор Б.И.Черановский хорошо известен своими «параболами» тридцатых годов, однако остаётся в тени тот факт, что некоторые из них создавались при участии БОК (Бюро особых конструкций), где Черановский одно время работал.

КР 5 (май) 2016г. Самолёт «104» – но не «Ту»… (0,9 Мб)

Сергей Комиссаров

В 1939-1940 годах авиаконструктор А.М. Изаксон, работая на положении заключённого в ЦКБ-29 НКВД, подготовил проект тяжёлого двухмоторного истребителя «104», который включал в себя ряд интересных и нестандартных технических решений. 

КР 3-4 (марь-апрель) 2016г. Таран – оружие перехватчика (0,5 Кб)

Сергей Комиссаров

(проект истребителя В.Н.Успенского)

В 1948 г. сотрудник ЛИИ им. М.М.Громова инженер В.Н.Успенский разработал оригинальный проект реактивного истребителя перехватчика, лишённого пушечного вооружения. Вместо пушек Успенский предлагал сделать оружием истребителя таран, который, по его мысли, обеспечивал гарантированное уничтожение цели.

КР 1-2 (январь-февраль) 2016г. А.П.Голубков и его проекты развития гидросамолёта МТБ-2 (1,12 Мб)

Сергей Комиссаров

Известный четырёхмоторный гидросамолёт МТБ-2 (АНТ-44) так и не пошёл в серию, однако в 1938-1939 гг. под руководством А.П. Голубкова разрабатывались интересные проекты дальнейшего развития этого самолёта.

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2015г. Вооружение самолётов С.А.Лавочкина (1 Мб)

Александр Медведь

В этом обзоре рассматриваются варианты вооружения поршневых истребителей Лавочкина – ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7Б Ла-9, Ла-11, и реактивных истребителей – включая серийный Ла-15 и целый ряд опытных машин, начиная от «150» (Ла-150) и кончая Ла-250.

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2015г. Честь и достоинство во имя Отечества (0,8 Мб)

Владимир Толстиков

Статья посвящена теме возрождения в России кадетского образования как важного элемента воспитания российского офицерства. Как успехи, так и проблемы в этой области прослеживаются на примере деятельности кадетской школы №1783 «Московский кадетский корпус Героев Космоса», открытой в 2008 году.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2015г. Вооружение самолётов В.М. Петлякова (1,4 Мб)

Александр Медведь

В статье рассказывается о вооружении пикирующего бомбардировщика Пе-2 и дальнего бомбардировщика ТБ-7 (Пе-8) в их многочисленных вариантах. 

КР 7-8 (июль-август) 2015г. Як-42 как «грузовик» (проектные варианты) (1,3 Мб)

Сергей Комиссаров

Самолёт Як-42 заслужил хорошую репутацию как пассажирский авиалайнер. Предполагалось его использование и в грузовых перевозках, а также в качестве десантного и санитарного. О соответствующих проектных вариантах рассказывается в данной статье. 

КР 7-8 (июль-август) 2015г. Вооружение самолётов В.Г. Ермолаева (1 Мб)

Александр Медведь

Бомбардировщик ДБ-240. созданный под руководством В.Г.Ермолаева на базе пассажирского самолёта «Сталь-7» конструктора Р.Л.Бартини и получивший затем обозначение Ер-2, нашёл применение на фронтах Великой Отечественной войны и строился серийно в нескольких вариантах. Автор прослеживает их различия по стрелковому и бомбардировочному вооружению. 

КР 6 (июнь) 2015г. Вооружение самолётов Н.Н. Поликарпова (3,2Мб)

Александр Медведь

Автор рассказывает о пулемётно-пушечном и бомбардировочном вооружении самолётов Н.Н.Поликарпова – разведчиков Р-1 и Р-5, истребителей И-5, И-153, И-16, И-180, И-185, самолётов ВИТ-2, СПБ, ТИС.

КР 6 (июнь) 2015г. УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49) (3,2Мб)

Сергей Комиссаров

В 1935 году на заводе №23 под руководством Н.Г.Михельсона разрабатывался интересный проект учебно-тренировочного истребителя, получившего по марке мотора наименование УТИ-М49. Необычность задания заключалась в том, что самолёт предназначался в особенности для отработки перевёрнутого пилотажа. К сожалению, проект остался нереализованным.

КР 3 (март) 2015г. Ил-28У - учебная парта реактивной авиации (3,2Мб)

(65 лет назад совершил первый полёт учебно-тренировочный самолёт Ил-28У)

Реактивный бомбардировщик Ил-28, созданный в 1948 году, знаменовал собой рывок вперёд в развитии нашей бомбардировочной авиации. Но этот рывок был бы невозможен без учебно-тренировочного Ил-28У, на котором прошли обучение многие тысячи лётчиков советских ВВС.

КР 1-2 (январь-февраль) 2015г. Высотный биплан Авиавнито (3,4Мб)

Сергей Комиссаров

В 1934-1935 гг. группой конструкторов по заданию общества Авиавнито разрабатывался проект самолёта-биплана СБ-1 (Р-В), предназначенного для установления мирового рекорда высоты, а также для исследовательских и иных целей. К сожалению, до постройки этого оригинального самолёта дело так и не дошло.

КР 1-2 (январь-февраль) 2015г. Сикстинская мадонна с Героями (Встречи на Эльбе) (3,8Мб)

Владимир Чикильдик

Сикстинская мадонна с Героями (Встречи на Эльбе)

Автор – лётчик, служивший в 105 авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков на территории ГДР, вспоминает о состоявшемся в сентябре 1989 г. визите в эту дивизию группы советских ветеранов войны. В её составе были четыре Героя Советского Союза, в том числе такие известные лётчики, как М.П.Девятаев и И.И.Бабак – люди с драматическими судьбами. 

КР 12 (декабрь) 2014г. Крылья чекиста (3,22Мб)

Анатолий Кулеба

Совершенствование технической оснащенности авиационных подразделений войск и органов обеспечения государственной безопасности СССР (1923-1945 гг.)

На протяжении указанного периода авиация являлась важным элементом обеспечения государственной безопасности СССР, что в особенности применимо к пограничным войскам, а также к ситуациям типа борьбы с басмачеством. В статье прослеживается развитие организационной структуры и обеспечение соответствующих подразделений различными типами авиационной техники.

КР 12 (декабрь) 2014г. Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года) (840Кб)

Сергей Комиссаров

В 1930-х гг. Бюро особых конструкций (БОК) во главе с В.А.Чижевским вело работы над высотными самолётами с гермокабинами, первым из которых был БОК-1. Чижевский предлагал также установить гермокабину на лёгкий разведчик ЛР конструкции С.А. Кочеригина.

КР 11 (ноябрь) 2014г. И всё-таки память жива… (1Мб)

Павел Панкратьев

И всё-таки память жива… (100-летию образования Дальней авиации России посвящается)

Продолжая тему своей статьи «Забытые герои Великой войны» («Крылья Родины» №7 за 2014 г.), председатель Совета ветеранов Дальней авиации М.М.Опарин представляет читателю материал, подготовленный военным историком П.Н.Панкратьевым, который содержит интересные сведения о действиях Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец», о лётчиках-героях и их подвигах, об их судьбах.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2014г.Лёгкий разведчик А.С.Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.) (700Кб)

Сергей Комиссаров

Этот самолёт с двигателем МВ-12 был прекращён разработкой на стадии эскизного проекта, сведения о котором приводятся в статье на основе архивных документов.

КР 7 (июль) 2014г.Деревянные крылья советских десантников (1,92Мб)

Константин Кузнецов

Транспортный планер Цыбин Ц-25

Десантный планер Ц-25 был построен в конце 1944 г. и серийно выпускался в 1947-1949 гг. В 1950 г. две аэросцепки планеров Ц-25 и самолётов-буксировщиков Ил-12 осуществили трудную и опасную экспедицию в район Северного полюса.

КР 7 (июль) 2014г.Истребители-буксиры под крылом планера (проект В.С. Вахмистрова) (900Кб)

Сергей Комиссаров

В 1944 г. конструктор В.С.Вахмистров предложил использовать для буксировки тяжёлых грузовых планеров истребители, подвешиваемые под их крылом. Проект основывался на опыте создания его автором целой серии составных самолётов «Звено» в 1930-е годы.

КР 7 (июль) 2014г.Забытые герои великой войны (1,6Мб)

Михаил Опарин

(100-летию образования Дальней авиации России посвящается)

Заслуженный военный лётчик, бывший командующий Дальней авиацией М.М.Опарин рассказывает о мало известных нынешнему поколению эпизодах периода Первой мировой войны – героических деяниях лётчиков Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец» и о поездке в Белоруссию на место гибели одного из экипажей этой эскадры.

КР 6 (июнь) 2014г. Первый в мире таран на сверхзвуковой скорости (0,98Мб)

Советскому лётчику Юрию Новикову, ныне генерал-майору авиации в отставке, довелось в сентябре 1967 г. вылететь на истребителе МиГ-21 на перехват американского разведывательного воздушного шара, появившегося над территорией ГДР на высоте 25 км. Ему удалось уничтожить этот шар, «чиркнув» крылом по его верхней обшивке после выхода самолёта МиГ-21 на динамический потолок на сверхзвуковой скорости.

КР 5 (май) 2014г. Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.) (685Кб)

Сергей Комиссаров

Группа инженеров воронежского авиазавода предложила в 1940 г. инициативный проект истребителя и рекордного самолёта, способного трансформироваться из биплана в моноплан после взлёта и вновь превращаться в биплан перед посадкой.

КР 3-4 (март-апрель) 2014г. УМПО: Приближая победу (2,5Мб)

Екатерина Кондратьева

Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) является ныне головным предприятием дивизиона Объединённой двигательной корпорации, в который входят ведущие разработчики и производители двигателей для истребителей «МиГ» и «Су». О почти 90-летней истории УМПО рассказывает эта статья.

КР 3-4 (март-апрель) 2014г. «Железный» истребитель Мельникова (2,4Мб)

Сергей Комиссаров

В 1940 г. инженер одного из авиазаводов А. Мельников предложил НКАП и ВВС свой проект истребителя, в котором главным конструкционным материалом являлась сталь.