История отечественной авиации

История отечественной авиации

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2017г. На крыльях дружбы и мастерства (2,4Мб)

Геннадий Кузнецов

(Из истории проведения зарубежных дружественных визитов с участием лётчиков 234-го ГИАП. 1967-1992 гг.)

50 лет тому назад лётчики 234-го Гвардейского истребительного авиационного полка осуществили первый в истории советских ВВС зарубежный дружественный визит – группа истребителей МиГ-21ФЛ побывала в Швеции. Этим было положено начало целой серии визитов в различные страны – Францию, ГДР, Финляндию, Польшу, Великобританию.

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2017г. ДКЛ – мини-лайнер З.И.Ицковича из Казани (1Мб)

Сергей Комиссаров

В 1937 г. конструкторское бюро, созданное при Казанском авиационном институте, выпустило на испытания двухмоторный пассажирский самолёт на 6 мест. Его название ДКЛ означает «двухмоторный, краевой, линейный». Самолёт не строился серийно, но интересен как кусочек нашей авиационной истории.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2017г. МиГ-29 – крылатая гордость России (1Мб)

Валерий Новиков

40 лет назад, 6 октября 1977 г был впервые поднят в воздух истребитель МиГ-29. ставший выдающимся достижением советской авиационной промышленности. Пройдя большой путь развития, он и по сей день остаётся в строю, а созданный на его основе истребитель МиГ-35 вселяет надежду на достойное продолжение «карьеры» этого самолёта.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2017г. Самолёту-солдату 70 лет (1,2Мб)

Евгений Арсеньев

Знаменитый истребитель МиГ-15 не нуждается в представлении. Статья повествует о богатой и славной истории этого самолёта, совершившего первый полёт в декабре 1947 года.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2017г. Первенцы марки «АЛ» (1,7Мб)

Осенью 1947 года коллектив ОКБ А.Люльки успешно завершил разработку двигателя ТР-2. Его тяга в 2500 кгс вдвое превысила тягу первого отечественного ТРД типа ТР-1, также созданного «люльковцами». Решения, заложенные в ТР-2, получили своё развитее в двигателе ТР-3, который стал одним из самых перспективных проектов ОКБ А.Люльки в те годы.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2017г. Необычный У-2 с винтом-глушителем (0,7Мб)

Сергей Комиссаров

В 1939 году в СССР на самолёте У-2 было опробовано изобретение инженера Козякова – воздушный винт с полыми металлическими лопастями, который выполнял роль глушителя и пламегасителя. 

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2017г. Ан-12 – экспонат Музея Победы (к 60-летию первого полёта Ан-12) (1Мб)

Сергей Комиссаров

В декабре текущего года исполнится 60 лет со дня первого полёта всемирно известного транспортного самолёта Ан-12. С недавних пор экземпляр этого самолёта является экспонатом авиационной части Музея Победы на Поклонной горе в Москве. Его появление в Музее стало итогом большой работы, проведённой сотрудниками музея в сотрудничестве с Министерством обороны РФ и рядом других организаций.

КР 8 (август) 2017г. Первые сверхзвуковые (0,8Мб)

В марте 1953 г. в ОКБ А.М.Люльки был создан уникальный двигатель АЛ-7, давший начало целому семейству очень удачных реактивных двигателей, которые в дальнейшем ставились на целый ряд типов сверхзвуковых самолётов. В статье прослеживается история создания и испытаний двигателей АЛ-7, АЛ-7Ф и их модификаций.

КР 6-7 (июнь-июль) 2017г. К полувековому юбилею истребителя МиГ-23 (1,2Мб)

В.В. Новиков, Ю.Ф. Полушкин, А.Н.Медведь

Самолёт МиГ-23, появившийся в период расцвета творческого потенциала ОКБ им. А.И.Микояна, является технической гордостью всего коллектива разработчиков. Статья посвящена его непростой, но богатой и славной истории.

КР 6-7 (июнь-июль) 2017г. Неизвестный проект Мясищева – штурмовик М-25 по прозвищу «Адский косильщик» (0,7Мб)

Станислав Смирнов

Вслед за некоторыми странами Запада в СССР в 1969 г. занялись изучением вопроса, нельзя ли использовать в качестве средства поражения ударную волну, создаваемую самолётом при сверхзвуковом полёте. В рамках этой темы ОКБ В.М.Мясищева работало над проектом штурмовика М-25, который, однако, не воплотился в металле.

КР 6-7 (июнь-июль) 2017г. Г-11 (Гр-29) – Десантный планер Владислава Константиновича Грибовского (1,2Мб)

Константин Кузнецов

Одиннадцатиместный десантный планер Г-11 (Гр-29), созданный под руководством В.К.Грибовского, в ходе Великой Отечественной войны использовался для снабжения партизан. В 1941-1942 гг. он строился в серии на двух заводах в Чувашской АССР. В 1943 г. производство планера было возобновлено в Рязани. Там он модернизировался и с некоторым перерывом выпускался до 1948 года.

КР 5 (май) 2017г. Бестселлер третьего поколения (0,6 Мб)

Двигатель АЛ-21Ф-3 конструкции А.М.Люльки, обладающий уникальными характеристиками, с 1973 года эксплуатировался в ВВС СССР, а затем России на самолётах различных типов, в т.ч. Су-17М, Су-17М2, Су-17М3Р. Су-17УМ3 и Су-17М4, а также на ряде вариантов Су-24.

КР 5 (май) 2017г. Экспериментальный самолёт САМ-6 А.С.Москалёва (0,8 Мб)

Сергей Комиссаров

Самолёт САМ-6, построенный в 1934 г., послужил для испытания бесхвостой схемы и одноколёсного шасси, которые планировалось применить в истребителе САМ-7 А.С.Москалёва. В статье представлен ранее не публиковавшийся рисунок проектного варианта САМ-6.

КР 1-2 (январь-февраль) 2017г. ТР-1 – первый отечественный турбореактивный двигатель (0,7Мб)

К 70-летию создания первого отечественного турбореактивного двигателя

27 февраля 1947 г. успешно прошёл государственные испытания ТР-1 – первый отечественный турбореактивный двигатель, разработанный под руководством А.М.Люльки. Статья повествует об истории создания этого двигателя.

КР 1-2 (январь-февраль) 2017г. Як-14 десантный планер ОКБ А.С.Яковлева (0,7Мб)

В.Н.Максимов, А.И.Шуршалов

В 1948 г. в ОКБ А.С.Яковлева был создан десантный планер Як-14 для перевозки боевой техники массой до 3,5 т. Аппарат строился серийно. В 1949-1952 гг. на чкаловском и ростовском заводах было построено 417 планеров.

КР 1-2 (январь-февраль) 2017г. Реактивный УТБ А.С.Яковлева –  «Ил-28У в миниатюре» (0,8Мб)

Сергей Комиссаров

В конце 1950 г. в ОКБ А.С.Яковлева был разработан эскизный проект реактивного учебно-тренировочного бомбардировщика с двумя двигателями РД-500. Проект не был принят к реализации – для ВВС оказалось достаточным наличие учебного варианта бомбардировщика Ил-28.

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2016г. Як-46 – младший брат «сорок второго» (о проекте 1982 года) (0,8Мб)

Сергей Комиссаров

Речь идёт о проекте 78-местного самолёта для местных линий, который предполагалось создать на базе хорошо известного ближне- и среднемагистрального самолёта Як-42, уменьшив его геометрические размеры и сократив число двигателей Д-36 до двух.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2016г. Над советской границей – трофеи. Авиация погранвойск и сын генералиссимуса (1Мб)

Анатолий Кулеба

В авиации погранвойск СССР нашли применение лёгкие транспортные самолёты Зибель Si 204, попавшие к нам в качестве трофеев по окончании войны. 

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2016г. Вариации на тему САМ-16 (предвоенные проекты А.С.Москалёва) (0,7Мб)

Сергей Комиссаров

В 1939-1940 гг. А.С.Москалёв занялся проектированием лёгких гидросамолётов. Одной из разработок той поры был САМ-16 с двумя двигателями МВ-6 – морской ближний разведчик необычной двухбалочной схемы.

КР 7-8 (июль-август) 2016г. «Однофамильцы» МДР-5 (о самолёте ЦКБ МС-4 Г.М. Бериева) (0,9 Мб)

Сергей Комиссаров

Интересный штрих в предвоенную историю КБ Г.М.Бериева вносит практически неизвестный доселе проект морского дальнего разведчика ЦКБ МС-4. Присвоенное ему военное наименование МДР-5 было затем использовано для другого самолёта того же КБ с шифром ЦКБ МС-6, построенного в двух опытных экземплярах.

КР 7-8 (июль-август) 2016г. Авиастроение в Таганроге. Первые 100 лет (1,7 Мб)

Юрий Грудинин

Генеральный директор-генеральный конструктор ПАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» Юрий Владимирович Грудинин освещает основные вехи пути этого предприятия за 100 лет со времени постройки завода В.А.Лебедева в Таганроге в 1916 г. Сегодня перед новым руководством ТАНТК стоят задачи по серийному производству Бе-200 для Минобороны и МЧС России, а также наращиванию темпов ремонта и модернизации самолётов российской дальней и морской авиации.

КР 6 (июнь) 2016г. БОК-4 – что за птица? (0,8 Мб)

Сергей Комиссаров

(О работах Б.И.Черановского в Бюро особых конструкций)

Конструктор Б.И.Черановский хорошо известен своими «параболами» тридцатых годов, однако остаётся в тени тот факт, что некоторые из них создавались при участии БОК (Бюро особых конструкций), где Черановский одно время работал.

КР 5 (май) 2016г. Самолёт «104» – но не «Ту»… (0,9 Мб)

Сергей Комиссаров

В 1939-1940 годах авиаконструктор А.М. Изаксон, работая на положении заключённого в ЦКБ-29 НКВД, подготовил проект тяжёлого двухмоторного истребителя «104», который включал в себя ряд интересных и нестандартных технических решений. 

КР 3-4 (марь-апрель) 2016г. Таран – оружие перехватчика (0,5 Кб)

Сергей Комиссаров

(проект истребителя В.Н.Успенского)

В 1948 г. сотрудник ЛИИ им. М.М.Громова инженер В.Н.Успенский разработал оригинальный проект реактивного истребителя перехватчика, лишённого пушечного вооружения. Вместо пушек Успенский предлагал сделать оружием истребителя таран, который, по его мысли, обеспечивал гарантированное уничтожение цели.

КР 1-2 (январь-февраль) 2016г. А.П.Голубков и его проекты развития гидросамолёта МТБ-2 (1,12 Мб)

Сергей Комиссаров

Известный четырёхмоторный гидросамолёт МТБ-2 (АНТ-44) так и не пошёл в серию, однако в 1938-1939 гг. под руководством А.П. Голубкова разрабатывались интересные проекты дальнейшего развития этого самолёта.

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2015г. Вооружение самолётов С.А.Лавочкина (1 Мб)

Александр Медведь

В этом обзоре рассматриваются варианты вооружения поршневых истребителей Лавочкина – ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7Б Ла-9, Ла-11, и реактивных истребителей – включая серийный Ла-15 и целый ряд опытных машин, начиная от «150» (Ла-150) и кончая Ла-250.

КР 11-12 (ноябрь-декабрь) 2015г. Честь и достоинство во имя Отечества (0,8 Мб)

Владимир Толстиков

Статья посвящена теме возрождения в России кадетского образования как важного элемента воспитания российского офицерства. Как успехи, так и проблемы в этой области прослеживаются на примере деятельности кадетской школы №1783 «Московский кадетский корпус Героев Космоса», открытой в 2008 году.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2015г. Вооружение самолётов В.М. Петлякова (1,4 Мб)

Александр Медведь

В статье рассказывается о вооружении пикирующего бомбардировщика Пе-2 и дальнего бомбардировщика ТБ-7 (Пе-8) в их многочисленных вариантах. 

КР 7-8 (июль-август) 2015г. Як-42 как «грузовик» (проектные варианты) (1,3 Мб)

Сергей Комиссаров

Самолёт Як-42 заслужил хорошую репутацию как пассажирский авиалайнер. Предполагалось его использование и в грузовых перевозках, а также в качестве десантного и санитарного. О соответствующих проектных вариантах рассказывается в данной статье. 

КР 7-8 (июль-август) 2015г. Вооружение самолётов В.Г. Ермолаева (1 Мб)

Александр Медведь

Бомбардировщик ДБ-240. созданный под руководством В.Г.Ермолаева на базе пассажирского самолёта «Сталь-7» конструктора Р.Л.Бартини и получивший затем обозначение Ер-2, нашёл применение на фронтах Великой Отечественной войны и строился серийно в нескольких вариантах. Автор прослеживает их различия по стрелковому и бомбардировочному вооружению.