История отечественной авиации

История отечественной авиации

КР 6 (июнь) 2015г. Вооружение самолётов Н.Н. Поликарпова (3,2Мб)

Александр Медведь

Автор рассказывает о пулемётно-пушечном и бомбардировочном вооружении самолётов Н.Н.Поликарпова – разведчиков Р-1 и Р-5, истребителей И-5, И-153, И-16, И-180, И-185, самолётов ВИТ-2, СПБ, ТИС.

КР 6 (июнь) 2015г. УТИ для перевёрнутого полёта (проект УТИ-М49) (3,2Мб)

Сергей Комиссаров

В 1935 году на заводе №23 под руководством Н.Г.Михельсона разрабатывался интересный проект учебно-тренировочного истребителя, получившего по марке мотора наименование УТИ-М49. Необычность задания заключалась в том, что самолёт предназначался в особенности для отработки перевёрнутого пилотажа. К сожалению, проект остался нереализованным.

КР 3 (март) 2015г. Ил-28У - учебная парта реактивной авиации (3,2Мб)

(65 лет назад совершил первый полёт учебно-тренировочный самолёт Ил-28У)

Реактивный бомбардировщик Ил-28, созданный в 1948 году, знаменовал собой рывок вперёд в развитии нашей бомбардировочной авиации. Но этот рывок был бы невозможен без учебно-тренировочного Ил-28У, на котором прошли обучение многие тысячи лётчиков советских ВВС.

КР 1-2 (январь-февраль) 2015г. Высотный биплан Авиавнито (3,4Мб)

Сергей Комиссаров

В 1934-1935 гг. группой конструкторов по заданию общества Авиавнито разрабатывался проект самолёта-биплана СБ-1 (Р-В), предназначенного для установления мирового рекорда высоты, а также для исследовательских и иных целей. К сожалению, до постройки этого оригинального самолёта дело так и не дошло.

КР 1-2 (январь-февраль) 2015г. Сикстинская мадонна с Героями (Встречи на Эльбе) (3,8Мб)

Владимир Чикильдик

Сикстинская мадонна с Героями (Встречи на Эльбе)

Автор – лётчик, служивший в 105 авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков на территории ГДР, вспоминает о состоявшемся в сентябре 1989 г. визите в эту дивизию группы советских ветеранов войны. В её составе были четыре Героя Советского Союза, в том числе такие известные лётчики, как М.П.Девятаев и И.И.Бабак – люди с драматическими судьбами. 

КР 12 (декабрь) 2014г. Крылья чекиста (3,22Мб)

Анатолий Кулеба

Совершенствование технической оснащенности авиационных подразделений войск и органов обеспечения государственной безопасности СССР (1923-1945 гг.)

На протяжении указанного периода авиация являлась важным элементом обеспечения государственной безопасности СССР, что в особенности применимо к пограничным войскам, а также к ситуациям типа борьбы с басмачеством. В статье прослеживается развитие организационной структуры и обеспечение соответствующих подразделений различными типами авиационной техники.

КР 12 (декабрь) 2014г. Разведчик ЛР с гермокабиной (проект 1935 года) (840Кб)

Сергей Комиссаров

В 1930-х гг. Бюро особых конструкций (БОК) во главе с В.А.Чижевским вело работы над высотными самолётами с гермокабинами, первым из которых был БОК-1. Чижевский предлагал также установить гермокабину на лёгкий разведчик ЛР конструкции С.А. Кочеригина.

КР 11 (ноябрь) 2014г. И всё-таки память жива… (1Мб)

Павел Панкратьев

И всё-таки память жива… (100-летию образования Дальней авиации России посвящается)

Продолжая тему своей статьи «Забытые герои Великой войны» («Крылья Родины» №7 за 2014 г.), председатель Совета ветеранов Дальней авиации М.М.Опарин представляет читателю материал, подготовленный военным историком П.Н.Панкратьевым, который содержит интересные сведения о действиях Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец», о лётчиках-героях и их подвигах, об их судьбах.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2014г.Лёгкий разведчик А.С.Москалёва (САМ-12 МВ-12 – проект 1939 г.) (700Кб)

Сергей Комиссаров

Этот самолёт с двигателем МВ-12 был прекращён разработкой на стадии эскизного проекта, сведения о котором приводятся в статье на основе архивных документов.

КР 7 (июль) 2014г.Деревянные крылья советских десантников (1,92Мб)

Константин Кузнецов

Транспортный планер Цыбин Ц-25

Десантный планер Ц-25 был построен в конце 1944 г. и серийно выпускался в 1947-1949 гг. В 1950 г. две аэросцепки планеров Ц-25 и самолётов-буксировщиков Ил-12 осуществили трудную и опасную экспедицию в район Северного полюса.

КР 7 (июль) 2014г.Истребители-буксиры под крылом планера (проект В.С. Вахмистрова) (900Кб)

Сергей Комиссаров

В 1944 г. конструктор В.С.Вахмистров предложил использовать для буксировки тяжёлых грузовых планеров истребители, подвешиваемые под их крылом. Проект основывался на опыте создания его автором целой серии составных самолётов «Звено» в 1930-е годы.

КР 7 (июль) 2014г.Забытые герои великой войны (1,6Мб)

Михаил Опарин

(100-летию образования Дальней авиации России посвящается)

Заслуженный военный лётчик, бывший командующий Дальней авиацией М.М.Опарин рассказывает о мало известных нынешнему поколению эпизодах периода Первой мировой войны – героических деяниях лётчиков Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец» и о поездке в Белоруссию на место гибели одного из экипажей этой эскадры.

КР 6 (июнь) 2014г. Первый в мире таран на сверхзвуковой скорости (0,98Мб)

Советскому лётчику Юрию Новикову, ныне генерал-майору авиации в отставке, довелось в сентябре 1967 г. вылететь на истребителе МиГ-21 на перехват американского разведывательного воздушного шара, появившегося над территорией ГДР на высоте 25 км. Ему удалось уничтожить этот шар, «чиркнув» крылом по его верхней обшивке после выхода самолёта МиГ-21 на динамический потолок на сверхзвуковой скорости.

КР 5 (май) 2014г. Моно-биплан П.Я.Козлова (проект 1940 г.) (685Кб)

Сергей Комиссаров

Группа инженеров воронежского авиазавода предложила в 1940 г. инициативный проект истребителя и рекордного самолёта, способного трансформироваться из биплана в моноплан после взлёта и вновь превращаться в биплан перед посадкой.

КР 3-4 (март-апрель) 2014г. УМПО: Приближая победу (2,5Мб)

Екатерина Кондратьева

Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) является ныне головным предприятием дивизиона Объединённой двигательной корпорации, в который входят ведущие разработчики и производители двигателей для истребителей «МиГ» и «Су». О почти 90-летней истории УМПО рассказывает эта статья.

КР 3-4 (март-апрель) 2014г. «Железный» истребитель Мельникова (2,4Мб)

Сергей Комиссаров

В 1940 г. инженер одного из авиазаводов А. Мельников предложил НКАП и ВВС свой проект истребителя, в котором главным конструкционным материалом являлась сталь.

КР 1-2 (январь-февраль) 2014г. 80 лет назад (2,47Мб)

Юрий Засыпкин

15 января 1934 г. произошло важнейшее событие в жизни конструкторского коллектива А.С.Яковлева. Его «группа лёгкой авиации», или «КБ Осоавиахима», перешло из ведения общественной организации Осоавиахим в государственную промышленность. В итоге появился Завод № 115 – название, под которым долгие годы работало ОКБ А.С.Яковлева.

КР 1-2 (январь-февраль) 2014г.Проект истребителя Н.М.Рабиновича. 1939 г. (2,73Мб)

Сергей Комиссаров

Накануне Великой Отечественной войны появилось немало проектов создания новых боевых самолётов, которые в инициативном порядке разрабатывались инженерами серийных заводов. Об одном таком проекте идёт речь в данной статье.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2013г. Ту-4 предлагали «сдвоить»... (2,16Мб)

Сергей Комиссаров

Самолёты А.Н.Туполева: Неизвестные проекты

В 1950 г. два сотрудника ГК НИИ ВВС выступили с предложением, направленным на создание в короткий срок дальнего бомбардировщика весом в 120-130 тонн. Для этого они предлагали состыковать концами центроплана два самолёта Ту-4, у которых снималась соответственно правая и левая отъёмная консоль крыла. Идея не нашла одобрения, хотя в принципе концепция двухфюзеляжных самолётов вполне жизненна.

КР 9-10 (сентябрь-октябрь) 2013г. Краткий обзор работ 50-х годов прошлого века в области создания самолётов с ядерными силовыми установками (2,61Мб)

Владимир Ригмант

В 1950-х годах в СССР и США активно прорабатывалась возможность создания самолётов с ядерными силовыми установками. Их применение было призвано обеспечить стратегическим бомбардировщикам и противолодочным самолётам океанской зоны практически неограниченную дальность полёта. Работы продвинулись довольно далеко, однако были свернуты ввиду осознания неприемлемого риска радиоактивного заражения.

КР 1-2 (январь-февраль) 2013г. Первые шаги гражданской авиации России – от замыслов до реализации (1,87 Мб)

Анатолий Дёмин

В статье освещаются события периода 1910-1923 гг., связанные с зарождением отечественной гражданской авиации, включая ряд интересных и ныне практически забытых нереализованных проектов.

КР 10-11 (октябрь-ноябрь) 2012г. Под крылом – ГУЛАГ (1,78 Мб)

Анатолий Кулеба

В статье обстоятельно освещается необычная страница истории авиации, а именно, деятельность авиационных подразделений, созданных в пенитенциарной системе СССР, которая на протяжении долгих лет находилась в ведении ОГПУ (НКВД-МВД). Автор рассказывает о производственной деятельности этих подразделений и о судьбах лётчиков, на чью долю выпало работать в этой системе.

КР 8 (август) 2012г. В «холодной» войне сражалась авиация (1,31 Мб)

Александр Бабакин

(Как был сбит в 1983 г. над Сахалином Боинг-707 южно корейских авиалиний)

Автор анализирует события, связанные с нашумевшим на весь мир инцидентом 1983 г., когда самолёт Боинг 707 Корейских авиалинии (КАЛ) вторгся в советское воздушное пространство и в итоге был сбит. В статье убедительно показано, что происшедшее было преднамеренной провокацией разведслужб США, преследовавшей как разведывательные, так и пропагандистские цели.

КР 7 (июль) 2012г. Путь в небо. Авиация в скульптуре (1,66 Мб)

Ольга Ожгибесова

«Небесная» тема в разных её проявлениях присутствует в творчестве народного художника России Салавата Александровича Щербакова. Им созданы памятники и скульптурные композиции, посвящённые выдающимся деятелям отечественной авиации и космонавтики – в том числе памятники известной лётчице Валентине Гризодубовой, конструктору космических кораблей С.П.Королёву.

КР 7 (июгь) 2012г. Летчики-пилотажники 234-го ГИАП на воздушном параде 1967 года в Домодедово (2,42 Мб)

Геннадий Кузнецов

Воздушный парад в Домодедово, состоявшийся 9 июня 1967 года, стал одним из наиболее ярких и запоминающихся событий в истории советской авиации. Это не в последнюю очередь заслуга лётчиков-пилотажников 234-го ГИАП. Ветераны полка рассказывают о том, как готовился и проходил этот парад.

КР 6-7 (июнь-июль) 2012г. Золотая страница в истории отечественной авиации (3,22 Мб)

Владимир Ригмант

(К семидесятипятилетию перелётов экипажей В.П.Чкалова и М.М.Громова на самолётах АНТ-25 через Северный Полюс в США)

Статья состоит из двух частей. В первой из двух статей на указанную тему автор рассказывает о состоявшемся в 1937 году перелёте экипажа в составе В.П.Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова из Москвы через Северный Плюс в США.

Завершая рассказ, начатый в предыдущем номере, автор повествует о перелёте экипажа во главе с М.М.Громовым, который состоялся через месяц после перелёта экипажа В.П.Чкалова. Громову и его товарищам удалось решить поставленную задачу – побить мировой рекорд дальности полёта, покрыв на самолёте АНТ-25 расстояние 11500 км.

КР 3-4 (март-апрель) 2012г. Ил-100 и Ил-112, оставшиеся на бумаге (1,16 Мб)

Генрих Новожилов

Бывший руководитель ОКБ им. С.В.Ильюшина рассказывает об истории разработки турбовинтовых самолётов Ил-100 и Ил-112, которые могли бы занять достойное место в отечественной авиации местных воздушных линий, но волею судеб так и не нашли своего воплощения в металле.

КР 1-2 (январь-февраль) 2012г. Факты и предположения о предпосылках гибели первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина (1,26 Мб)

Арсений Миронов

Д.т.н, профессор Арсений Миронов, главный научный сотрудник ЛИИ им. М.М.Громова, излагает свою версию хода событий, приведшего к катастрофе самолёта УТИ МиГ-15 с Ю.А.Гагариным и В.С.Серёгиным на борту.

КР 1-2 (январь-февраль) 2012г. Самолеты оригинальных схем русских авиаконструкторов (1,42 Мб)

Яков Галинский

Ветеран ОКБ им. А.С.Яковлева Я.Галинский делает в своей статье обзор самолётов оригинальных схем, созданных на протяжении более чем вековой истории отечественного самолётостроения. Начиная с упоминания о самолёте «Илья Муромец» И.Сикорского, он останавливается на К-7 и других конструкциях К.А.Калинина, бесхвостках Б.И.Черановского, разработках ВА.Чижевского, ХАИ, А.С.Москалёва, В.Н.Беляева, самолётах МиГ-8 «Утка», Су-12, экспериментах по теме «Звено» Вахмистрова.

КР 12 (декабрь) 2011г. Философия на тему Ил-114 (429 Кб)

Генрих Новожилов

Создание и внедрение лайнера Ил-114 проходило на фоне драматических событий в жизни страны, что сказалось и на судьбе самолёта. Его успеху в немалой мере помешала дезорганизация отечественного авиапрома и упадок воздушного транспорта в России в 1990-х годах. Итог размышлений автора: «Не хватает только политической, государственной и иной «Воли», чтобы в нашем небе летали отечественные самолёты».