Авиация Общего Назначения

Алена Моргуновская, Юлия Силина, корреспонденты журнала «Крылья Родины». Мюзикл «Икар»: антиутопия о любви к полету

Не так много выходит фильмов, посвященных авиации, еще меньше из них – не просто полет в кадре, а размышление о том, почему люди так стремятся оторваться от земли, что дает им возможность сказать «прощай, гравитация». На театральной же сцене авиационная тематика и вовсе редкий гость, что уж говорить о мюзиклах.

И все же исключение есть – первый, и пока единственный, российский мюзикл, связанный с авиационной темой, появился. Наше издание не могло пройти мимо такого спектакля.

Название у него символично – «Икар». Вот только миф о первом в мире авиаторе здесь рассказывается в совершенно ином антураже. Зрителя ждет не рассказ о бегстве из плена врага, а фальшиво-блестящий, а на деле очень мрачный мир антиутопии, в котором узнаются аллюзии на многие известные произведения этого жанра, от «Города Солнца» до фантастического романа «Этот идеальный день» и перекликающегося с ним фильма «Эквилибриум». Этот мир рассказывает историю города, созданного после глобальной войны немногими выжившими, и защищенного надежным куполом. В Полисе – так называется город, где разворачиваются события – нет никаких клериков, которые убивают за проявление эмоций, как в «Эквилибриуме». Этот вопрос здесь решили более эффективно – жители Полиса надели браслеты, способные подавлять эмоции, добровольно. А все, кого это не устраивает, ушли за пределы Полиса, став изгоями.

Но для того, чтобы мир не встал в глухом стазисе, эмоции необходимы – без них невозможно творение. Даже такое, которое порождает новые гаджеты, «умные дома» и прочие средства для создания комфорта. Поэтому у тех, кто способен разрабатывать технические новинки, самый высокий статус из каст этого города – платиновый, а их браслеты почти не подавляют эмоции.

Главный герой, Икар, как раз из таких гениев, чьи работы улучшают жизнь обитателей Полиса. Но, как настоящий творец, он хочет пойти дальше – и раскрыть, ни много ни мало, формулу счастья! Икар становится одержим этой идеей – и быстро находит для себя ответ: счастье невозможно без полета. Только способность подняться над земной суетой – в прямом и переносном смысле – способна подарить счастье. Несравнимое ни с чем чувство полета – вот ответ на задачу, которую поставил перед собой амбициозный разработчик Икар. Ему помогает в этом Муза – и это не просто образ, но и имя еще одного персонажа этой истории. Девушка, влюбленная в небо, мечтающая летать – именно она становится музой для творца-Икара, создающего крылья, чтобы оторваться от земли.

И на этом можно было бы закончить историю – но это лишь начало самого интересного.

Стоящий во главе Полиса Тесей слишком хорошо понимает, что дадут крылья, и пытается запретить их создание – но поддается на уговоры Икара и его друга, дает согласие сделать крылья, хоть и с ограничением высоты полета. И тут в сомнениях Тесея о допустимости их создания очень ярко звучит понимание авторами мышления авиаторов – они действительно «смотрят сверху вниз» порой на земные ограничения, они – из тех, кто «на борту я сам себе устав». Откуда это знает Тесей, правящий городом, где давно забыли о том, что такое полеты? Да и не знающий этого чувства полета, пожалуй… Или знающий – и предпочитающий забыть? Этот вопрос остается открытым – но, возможно, он просто читал много книг по истории.

Икар – как и положено персонажу с таким именем – все-таки создает свои крылья, поверив Музе и ее словам о том, что настоящее счастье возможно только в полете, и сам теперь начинает безоговорочно верить в это. Полис принимает новинку, новый гаджет обретает мгновенную популярность.

И на этом история снова могла бы завершиться, но она идет дальше.

Подаренные Икаром Музе крылья крадет ее брат, радикальный противник Полиса, которого знают как Бродягу. Само его существование словно стоит поперек горла выросшему в пустошах за пределами купола Полиса юноше, и он решается вновь создать в этом «дивном новом мире» вслед за едва зародившейся снова гражданской и военную авиацию – крылья становятся для него способом сбросить бомбу на энергоблок, обеспечивающий электричеством Полис. Сбой, вызванный этим, длится не так долго – но оставляет неизгладимые следы. Город встревожен тем, как повели себя люди, потеряв внешний контроль, а виновным во всем объявляют Икара.

И тут происходит одно из самых интересных визуальных перевоплощений на сцене, на фоне которого меркнут даже собранные Икаром крылья, на которых актеры по-настоящему поднимаются ввысь над сценой. Потерявший свой высокий статус Икар оказывается в одежде «простолюдина» - и она до невозможного похожа на простой летный комбинезон. Словно упав с высоты своего статуса в Полисе, он стал ближе к небу… Хотя и автор мюзикла Антон Круглов, и те, кто работает в команде этой постановки, рассказали, что эта одежда – символ низших каст Полиса, так называемых «медных», у которых эмоции подавляются гораздо сильнее, от этого внешнего преображения складывается однозначное ощущение его символичности.

Вот теперь, упав с вершины славы в своем Полисе, Икар может по-настоящему подняться над ним, распахнуть свои крылья – и улететь. И – следуя этому символизму – те, кто носит летные комбезы, скорее последуют за ним, чем избалованная «золотая молодежь» Полиса. Именно те, кто всю жизнь провел в простом и делающем всех равными летном костюме, отправятся навстречу небу, полету, счастью и свободе.

Правда, со счастьем у главного героя все не так просто – одна девушка его предает, другая гибнет… И все же Икар делает свой шаг в небо, и зовет пойти с ним всех, кто захочет. Крылья, созданные как игрушка, развлекательный гаджет, он, их создатель, может доработать, убрав ограничение высоты.

Смогут ли Икар и его последователи покинуть Полис? Смогут ли взлететь и по-настоящему полюбить небо?

Это остается за рамками спектакля, длящегося около 4 часов. Но его рефреном однозначно звучит мысль, созвучная каждому из тех, кто однажды полюбил небо – полет это настоящее счастье. Без полета, без возможности подняться в небо, человеку никогда не быть счастливым. Идеальное общество, в котором этот однажды обретенный бесценный дар отвергли, может быть стабильным, безопасным, спокойным – но быть счастливыми в нем не получается.

Смотреть этот мюзикл по-настоящему интересно. Здесь стоит быть внимательным как в кабине – одновременно следить и за текстом, и за визуальным рядом и костюмами персонажей (ох, как много они говорят тем, кто знаком с авиацией!), и даже за зрительным залом, в котором на руках у зрителей реагируют на звучащие треки интерактивные браслеты. Такой интерактивный элемент вовлеченности зрителя в происходящее на сцене отлично усиливает эффект погружения.

Ну, а после показа – однозначно стоит пополнить свою коллекцию ремувками. Авторы мюзикла не только безошибочно уловили главную философскую основу авиации – без полета нет счастья – но и отдали должное тематической атрибутике. Настолько, что выпустили собственные ремувки, на которых необычно обыграна фраза «Снять перед полетом». Не будем раскрывать все карты авторов, и оставим возможность читателю, если он решит посетить этот мюзикл, самому увидеть, что написано после этой фразы.