Авиация и власть

Члены Академии наук авиации и воздухоплавания приняли участие в годовом Общем собрании Союза авиапроизводителей России

26 апреля 2023 г. состоялось годовое Общее собрание Союза авиапроизводителей России, в котором приняли участие представители организаций - членов Союза, члены Наблюдательного совета Союза, руководящие работники Минпромторга России, Росстандарта, Росавиации, Межгосударственного авиационного комитета, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и АОПА-России, представители Комитетов Союза, а также представители организаций смежных отраслей.

В соответствии с Повесткой дня Общего собрания утверждены годовой отчет и отчет об исполнении финансового плана (бюджета) Союза за 2022 год, Приоритетные направления деятельности Союза до 2026 года, размер годового членского взноса на 2024 год. Избраны на очередной период Президент Союза, члены Наблюдательного совета. Назначены Генеральный секретарь и заместитель Генерального секретаря Союза.

В приветственном слове Президент Союза Алешин Борис Сергеевич обратил особое внимание на необходимость общей концепции развития воздушного транспорта, учитывающего интересы авиапроизводителей и эксплуатантов авиационной техники, наличие ближне- среднесрочных ориентиров развития отрасли, включая развитие науки, линейку отечественных воздушных судов, баланс между тем, что мы можем производить сами, а что - в кооперации.

Панина Анна Григорьевна, директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга России, отметила, что принятие решений в отношении нормативно-правового регулирования вопросов отрасли осуществляется с учетом мнений экспертного сообщества и рекомендаций по результатам обсуждений на площадке САП.

Заместитель руководителя Росавиации Добряков Андрей Александрович отметил открытость и готовность к совместной работе над решением актуальных вопросов отрасли.

В отчете Генерального директора Союза Горбунова Евгения Алексеевича акцент был сделан на вопросах, которые требуют обсуждения Общим собранием.

Так, в связи с проведением СВО изменились условия российского участия во многих международных организациях. Это требует поиска новых форм взаимодействия с аэрокосмическими ассоциациями и организациями дружественных государств, включая страны СНГ, БРИКС, ШОС, активизации работы отечественных экспертов на площадке ИКАО. В этой связи участниками собрания была поддержана идея активизации работы Межведомственной комиссии по делам ИКАО с включением в ее состав представителей САП.

Остается актуальным вопрос создания отечественной Системы добровольной сертификации систем менеджмента качества в авиационной промышленности - альтернативы Международной группы качества (IAQG), в целях формирования отечественного перечня сертифицированных поставщиков в условиях выхода на рынок новых отечественных и иностранных производителей авиационной техники и ее компонентов по программе импортозамещения.

Разработанная в 2022 году "Стратегия развития авиапоставщиков до 2030 года" одобрена Наблюдательным советом и подготовлена для направления на рассмотрение Минпромторга России.

Ключевым для отрасли остаются вопросы, связанные с обеспечением безопасности полетов. Собрание было проинформировано о работе, проводимой на площадке Союза в обеспечение решения данных вопросов, включая разработку проекта программы безопасности полетов гражданских воздушных судов, вопросы подготовки авиационного персонала, вопросы более тесного взаимодействия производителей авиационной техники, эксплуатантов и поставщиков услуг. Союзом осуществлен перевод международного стандарта "Внедрение системы управления безопасностью полетов в организациях-разработчиках, производственных организациях и организациях по техническому обслуживанию", который размещен на сайте САП и может быть использован организациями.

Союз проводит большую организационную и просветительскую работу в области стандартизации в авиационной промышленности. Одобрен Наблюдательным советом разработанный Комитетом по стандартизации проект Программы стандартизации в авиационной промышленности до 2027 года. Проект Программы направлен для рассмотрения в Минпромторг России. Кроме того, представители Союза вошли в состав рабочей группы "Стандартизация и сертификация», которую возглавляет Заместитель министра транспорта Российской Федерации Игорь Петрович Чалик. Комитетом по стандартизации и Комитетом по поддержанию летной годности был разработан ряд предложений по внесению изменений в ФАП-21, в том числе, связанных с выполнением решений Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации от 12 декабря 2018 года и Совета по авиастроению Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации от 19 декабря 2020 года. Подготовлены предложения по совершенствованию работы Сертификационных центров в целях сокращения стоимости проводимых работ.

В обсуждении доклада приняли участие Летуновский Валентин Васильевич, заместитель начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации, Шалаев Антон Павлович, руководитель Федерального агентства по стандартизации и метрологии (Росстандарт), Книвель Александр Янович, исполнительный директор ФАУ "Авиационный регистр Российской Федерации", Богинский Андрей Иванович, генеральный директор ПАО "Корпорация "Иркут", Лоцманов Андрей Николаевич, заместитель сопредседателя Комитета РСПП, Председатель Комиссии по стандартизации ОС при Росстандарте, Израилев Владимир Сергеевич, начальник управления летной эксплуатации Росавиации, Сторчевой Олег Георгиевич, Председатель Межгосударственного авиационного комитета, Копков Александр Владимирович, директор Департамента внешних связей ТПП России, Шувалов Анатолий Иванович, заместитель генерального директора Ассоциации по сертификации "Русский Регистр", Шнырев Андрей Геннадьевич, вице-президент АОПА-Россия, Панченко Игорь Николаевич, руководитель проекта комплексного анализа конкурентного окружения ПАО "ОАК".

В ходе откровенной заинтересованной дискуссии основное внимание было уделено обсуждению ключевых вопросов и проблем отрасли, включая вопросы, связанные с реализацией Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года и с подготовкой проекта Концепции «АВИАЦИЯ РОССИИ–2050».

Предложения и рекомендации по результатам обсуждения будут рассмотрены в соответствующих комитетах и представлены на рассмотрения Наблюдательного совета Союза.

Источник: Союз авиапроизводителей России