Конкурс "Авиастроитель года" – итоги работы отрасли в 2021 году
В России подведены итоги конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2021 года, который проводится Союзом авиапроизводителей России (САП). Экспертный совет рассмотрел десятки конкурсных работ ведущих предприятий, научных организаций и авторских коллективов России. Выбраны лучшие проекты по таким направлениям, как инновационные разработки, новые технологии, ОКБ года, выполнение государственного оборонного заказа, подготовка специалистов для авиастроительной отрасли, создание новых систем и агрегатов авиационного назначения, совершенствование нормативной базы, развитие послепродажного обслуживания.
«Авиастроитель года»
Целью и задачей конкурса на соискание премии «Авиастроитель года» является развитие системы общественного стимулирования коллективов корпораций, предприятий авиационной промышленности, учреждений, ассоциаций и других объединений, а также обществ, организаций и отдельных физических лиц, добившихся выдающихся результатов в научной, производственной и социальной сферах в области авиастроения и внесших весомый вклад в развитие отрасли.
Конкурс проводится с 2011 г. За это время Экспертный совет рассмотрел множество уникальных работ от специалистов авиационной промышленности, а лучшие из них отмечены наградами. Учредителями конкурса являются ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Вертолеты России», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского», Союз авиапроизводителей России, АО «АКБ «НОВИКОМБАНК».
Для проведения конкурса были созданы Организационный комитет и Экспертный совет. Председатель Оргкомитета утверждается Наблюдательным советом Союза авиапроизводителей России. В состав Организационного комитета конкурса входят такие видные деятели отечественной авиационной промышленности, как Президент Союза авиапроизводителей России, академик РАН Борис Алешин, генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов, генеральный директор ПАО «Корпорация «Иркут» Андрей Богинский, генеральный директор Союза авиапроизводителей России Евгений Горбунов, генеральный директор ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" Андрей Дутов, председатель НТС ГК "Ростех", председатель НТС Роскосмоса Юрий Коптев, генеральный конструктор АО "Камов" Сергей Михеев, генеральный директор АО "Технодинамика" Игорь Насенков, ректор МАИ Михаил Погосян, индустриальный директор авиационного кластера ГК "Ростех" Анатолий Сердюков, генеральный директор ПАО "ОАК" Юрий Слюсарь, председатель Профсоюза трудящихся авиационной промышленности Алексей Тихомиров, президент АССАД Виктор Чуйко и многие другие.
Конкурс «Авиастроитель года» проводится в следующих номинациях: Номинация №1 "Лучший инновационный проект"; Номинация №2 "За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий"; Номинация №3 "За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди учебных заведений"; Номинация №4 "За создание новой технологии"; Номинация №5 "За вклад в обеспечение обороноспособности страны"; Номинация №6 "За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения"; Номинация №7 "За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)"; Номинация №8 "За вклад в разработку нормативной базы в авиации и авиастроении";
Номинация №9 "За успехи в развитии диверсификации производства"; Номинация №10 "За эффективную систему послепродажного обслуживания авиационной техники российского производства".
Лидер инноваций
В номинации № 1 «Лучший инновационный проект» победило АО «ОДК-Авиадвигатель» (г. Пермь) с проектом "Разработка газогенератора двигателя ПД-35". Предприятие, как и другие лауреаты конкурса, получило приз и диплом конкурса.
Как отмечается в презентации проекта, в 2016 году была начата реализация амбициозной программы по созданию семейства двигателей большой тяги на базе унифицированного газогенератора двигателя ПД-35. В связи с тем, что двигатели данного класса тяги ранее в отечественной авиационной отрасли не создавались, программа включает обширный НИР по созданию необходимого научно-технического задела – освоения критических технологий: создание новых материалов, покрытий, технологий и т.д.
Для демонстрации готовности критических технологий и отработки конструктивно-технологических решений для двигателей большой тяги было принято решение по разработке, изготовлению и испытаниям газогенератора-демонстратора технологий и двигателя-демонстратора технологий. Специалистами АО «ОДК-Авиадвигатель» был сформирован концептуальный облик семейства конкурентоспособных авиационных двигателей в диапазоне тяг от 24 до 38 тс для перспективных широкофюзеляжных пассажирских и военно-транспортных самолетов, а также газотурбинных двигателей промышленного применения.
Дипломантами конкурса в номинации № 1 «Лучший инновационный проект» признаны АО «Кронштадт» (г. Москва) за создание в г. Дубна центра производства крупноразмерных летательных аппаратов самолетного и вертолетного типа, ФГБУ НИЦ «Институт имени НЕ. Жуковского» (г. Москва) за работу «Комплексный научно-технологический проект создания технологий сверхзвукового гражданского самолета нового поколения СГС-Т", ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва) за работу «Разработка демонстратора технологий авиационной гибридной силовой установки с применением высокотемпературной сверхпроводимости».
Новое поколение специалистов
По итогам голосования членов Экспертного совета лауреатом конкурса в номинации № 2 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий» стало АО «Компания «Сухой» (г. Москва) с работой «Система подготовки инженерных кадров 2005-2021 гг.».
Как отмечается в презентации проекта, благодаря своевременно принятым мерам c 2005 года удалось наладить подготовку адаптированных под специфику ОКБ Сухого молодых специалистов, снизить средний возраст работников, снизить текучесть молодых специалистов.
"Целевая подготовка, включающая работу в ОКБ Сухого с 1 курса обучения в ВУЗе, позволяет получить адаптированного под специфику предприятия специалиста до окончания им МАИ. Благодаря программам кураторства и наставничества подготовленный студент и молодой специалист включены в решение перспективных задач отдела. Внутреннее обучение проводится в целях поддержания требуемой квалификации персонала, приобретения знаний как по базовым, так и по перспективным техническим компетенциям, необходимым для реализации новых проектов, внедрения нового оборудования, изменения технологического процесса. Важная составляющая учебного процесса - практика, цель которой закрепление и углубление полученных знаний. Руководителями практики являются ведущие сотрудники Компании", - говорится в презентационных материалах АО "Компания "Сухой" к конкурсу.
Выявление и подготовка технического резерва осуществляется уже со 2 курса.
"Вовлечение работников во внутренние и внешние мероприятия способствует созданию технически грамотного и сплоченного коллектива ОКБ Сухого. Студент целевой подготовки и молодой специалист, прошедший целевую подготовку принимают активное участие в организации и проведении профориентационных мероприятий, Олимпиады по авиации и в целевой подготовке следующего поколения студентов", - отмечается в презентации.
Дипломантами конкурса в номинации № 2 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий» стали ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» (г. Москва) с работой «Подготовка научных, научно-педагогических и инженерных кадров в области аддитивных технологий. Опыт работы НИЦ «Курчатовский институт» - ВИАМ», АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» (г. Дубна) с работой «Корпоративная система подготовки кадров или Герой Нового поколения».
Вместе с наукой
В номинации № 3 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди учебных заведений» лауреатом конкурса стало ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (г. Москва) с работой «Внедрение форм сетевого межрегионального взаимодействия с целью опережающей подготовки кадров авиастроительной отрасли России».
"Сегодня Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) является одним из крупнейших технических университетов России. В настоящее время в университете функционируют 12 институтов и 5 филиалов, где обучаются более 20000 человек и работают более 2500 преподавателей и исследователей. Университет реализует образовательные программы и осуществляет исследования по прорывным направлениям авиастроительной, двигателестроительной, ракетно-космической и IT-отраслей, использует накопленные уникальные компетенции для трансфера технологий в другие высокотехнологичные отрасли экономики. В 2021 г. МАИ вошёл в первую группу среди вузов, прошедших отбор на получение специальной части гранта по треку «Территориальное и (или) отраслевое лидерство» в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Моделью МАИ-2030 предусмотрены трансформация университета в драйвер развития перспективных сегментов существующих аэрокосмических рынков и формирующихся рынков, в частности аэромобильности, и обеспечение индустрии передовыми технологиями, а также междисциплинарными командами и лидерами изменений", - отмечается в презентации МАИ.
"Для преодоления диспропорции в экономическом развитии территорий России, укрепления научно-исследовательских и технологических цепочек необходимо насыщать ключевые для авиастроительной отрасли регионы (Москва, Московская, Ростовская, Ульяновская, Свердловская, Новосибирская, Иркутская, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республики Бурятия, Хабаровский край, Приморский край) новыми инженерными кадрами, способными вносить существенный вклад в трансформацию предприятий, выстраивание инновационного ландшафта индустрии. Сетевая модель образования способствует повышению уровня образования в среднем по стране, росту привлекательности региональных университетов для абитуриентов и даже, как следствие, выравниванию демографической и экономической ситуаций в регионах. Это позволяет на местах готовить для предприятий кадры, в том числе высшей категории, с привлечением ресурсов ведущих университетов страны".
Среди "наиболее комплексных примеров" МАИ выделяет программу «Крылья Ростеха», разработанную и апробированную в 2020 г. в рамках развития новых форматов организации образовательных программ в сотрудничестве с индустриальными лидерами, которая впоследствии вышла на всероссийский уровень с привлечением профильных вузов из других регионов страны.
Дипломантомконкурса в номинации «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди учебных заведений» признано АНО «Летающее поколение» (г. Москва) с проектом «Проведение Первого детского авиационно-космического салона ДАКС-21 имени героя Советского Союза, летчика космонавта СССР, заслуженного летчика- испытателя СССР Игоря Петровича Волка».
Технологический прорыв
По итогам голосования членов Экспертного совета лауреатом конкурса «Авиастроитель года» в номинации № 4 «За создание новой технологии» стало ПАО «ОДК-Сатурн» (г. Рыбинск) за разработку термобарьерных покрытий для жаропрочных и жаростойких сплавов, имеющих актуальность в газотурбинных двигателях.
"Применение термобарьерных покрытий (далее ТБП) на деталях газотурбинных двигателей (далее ГТД) – современное и экономически оправданное решение проблемы химического разрушения жаропрочных и жаростойких сплавов, работающих в условиях высоких температур. Также ТБП позволяют повысить эксплуатационную температуру структурных компонентов горячей части двигателя и снизить количество воздуха, используемого для охлаждения структурных компонентов,
что является следствием роста эффективности рабочего процесса в ГТД", - отмечается в презентации проекта ПАО "ОДК-Сатурн".
Целью работы стала разработка
"инновационных систем ТБП для жаропрочных и жаростойких литейных сплавов, имеющих актуальность в ГТД, обеспечивающих повышение температуры газа на входе в турбину от 50 до 100 °C и обладающих повышенными адгезионными свойствами".
Дипломантами конкурса в номинации № 3 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди учебных заведений» стали Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина - Филиал ПАО «ОАК» с работой "Внедрение в производство деталей изделия SSJ-NEW технологии формообразования крупногабаритных обшивок двойной кривизны в условиях ограничений прессового оборудования", ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский) с проектом «Система активного гашения вибраций несущего винта вертолета посредством управляемого триммера с использованием принципов адаптроники» и «Технология электронной аэродинамической трубы для проведения испытаний в АДТ Т-128», а также АО «ОДК-Авиадвигатель» (г. Пермь) с работой «Разработка и внедрение технологии изготовления методом селективного лазерного сплавления (CJ1C) металлопорошковых композиций (МИК) секторов направляющих аппаратов компрессора высокого давления».
Ради обороноспособности страны
В номинации № 5 «За вклад в обеспечение обороноспособности страны» лауреатом было признано АО «Корпорация «Тактическоеракетное вооружение» (г. Королев).
Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) была создана в рамках реализации федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)» и во исполнение указа президента Российской Федерации № 84 от 24.01.2002 г. Корпорация как интегрированная структура была образована путём преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-производственный центр «Звезда-Стрела» (г. Королев) в акционерное общество «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и передачи в его уставный капитал акций ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса России. Стратегической целью создания КТРВ стало сохранение и развитие научно-производственного потенциала ракетостроения, обеспечение обороноспособности государства, мобилизация ресурсов для создания высокоэффективных управляемых ракет и комплексов вооружения воздушного, наземного, морского базирования, усиления позиций России на мировом рынке вооружений.
Приоритетными направлениями деятельности КТРВ являются: разработка, производство, модернизация комплексов стратегического и тактического авиационного высокоточного оружия классов «воздух-поверхность», «воздух-воздух» и унифицированных систем морского вооружения, отечественной ракетно-космической техники и радиоэлектронного оборудования, а также продукции созданной на основе технологий двойного назначения в сферах аэрокосмических, информационных технологий и возобновляемой энергетики; ремонт, сервисное обслуживание ранее произведенной продукции; обеспечение выполнения контрактов по экспорту продукции военного назначения, ее послепродажного обслуживания, а также организация лицензионного производства изделий на территории партнеров. Безусловным приоритетом в деятельности КТРВ является выполнение государственного оборонного заказа, разработка перспективных видов вооружений для Вооруженных сил Российской Федерации, отмечается в официальных материалах корпорации.
Системы и агрегаты
По итогам голосования членов Экспертного совета в номинации № 6 «За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения» лауреатом признаны ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский) и АО «ОДК-Авиадвигатель» (г. Пермь) за проектирование мотогондолы маршевой силовой установки с ПД-14 для МС-21.
"Одной из актуальных задач авиационной промышленности России на данный момент является импортозамещение систем и агрегатов гражданских самолетов отечественной разработки. Двигатель ПД-14, разработанный АО «ОДК-Авиадвигатель» в кооперации с другими предприятиями авиационной отрасли, предназначен для замены двигателя иностранного производителя на самолете МС-21. Важнейшим элементом маршевой силовой установки (МСУ) для обеспечения эффективности и безопасности полета является мотогондола. Для разработки аэродинамического проекта мотогондолы МСУ ПД-14 была создана специальная рабочая группа, включающая специалистов ФАУ «ЦАГИ», АО «ОДК-Авиадвигатель» и других предприятий авиационной отрасли. ФАУ «ЦАГИ» совместно с АО «ОДК-Авиадвигатель» выполнил обширный комплекс расчетно-экспериментальных работ по выбору аэродинамического облика мотогондолы МСУ ПД-14. Аэродинамический проект мотогондолы разработан, исходя из современных требований обеспечения максимальной эффективной тяги двигателя, его газодинамической устойчивости и минимизации внешнего аэродинамического сопротивления", - сообщается в презентации проекта.
Дипломантами конкурса в номинации № 6 «За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения» были признаны АО «Редуктор-ПМ» (г. Пермь) за разработку трансмиссии для вертолета Ка-62 и АО «Конструкторское бюро промышленной автоматики» (г. Саратов) за разработку системы автоматического управления САУ-62 для вертолета Ка-62.
ОКБ года
ОКБ года – лауреатом в номинации № 7 «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов" – по итогам 2021 г. было признано ПАО «ОДК-Кузнецов».
ПАО «ОДК-Кузнецов» — крупное двигателестроительное предприятие России, где осуществляется проектирование, изготовление, ремонт и сопровождение в эксплуатации авиационных, наземных и ракетных двигателей. Входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Предприятие включает три ключевых составляющих — конструкторское бюро, завод серийного производства двигателей и уникальную испытательную базу.
Знаковым для ПАО «ОДК-Кузнецов» событием 2021 года стало начало строительства Центра конструкторских разработок и научных исследований. Как сообщала ОДК, новый центр позволит создать современную научно-исследовательскую базу, привлечь молодых специалистов, дать качественный виток развитию опытного производства. В здании ОКБ будут организованы рабочие места для 500 инженеров-конструкторов, ведущих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию современных двигателей для авиации, космоса и энергетики. В настоящее время возведены внешние стены объекта. Конструкторы предприятия должны приступить к работе в новом помещении в конце текущего года.
Дипломантами конкурса в номинации № 7 «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)" стали ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский) и Филиал ПАО «Корпорация «Иркут» «Региональные самолеты» (г. Москва) с работой «Расчетно-экспериментальные исследования по обоснованию модификаций типовой конструкции планера RRJ-95NEW-100 направленных на улучшение лётно-технических и эксплуатационных характеристик», а также ПАО «Корпорация «Иркут» (г. Москва) с проектом «Сертификация самолета транспортной категории с широким применением полимерных композиционных материалов в основной силовой конструкции - проект МС-21».
Нормативное регулирование
В номинации № 8 «За вклад в разработку нормативной базы в авиации и авиастроении» лауреатом стало ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский) за Разработку в 2021 году ГОСТ Р 59751-2021 «Беспилотные авиационные системы с беспилотными воздушными судами самолетного типа. Требования к летной годности» и проектов ГОСТ Р «Тренажерные устройства имитации полета. Тренажерные устройства имитации полета самолета. Методы оценки соответствия» и ГОСТ Р «Тренажерные устройства имитации полета. Тренажерные устройства имитации полета вертолета. Методы оценки соответствия».
Дипломантом конкурса стало ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт «Центр» (г. Москва) за разработку в 2021 году национальных стандартов:
ГОСТ Р 59815-2021 «Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Организация работ по техническому обслуживанию авиационной техники. Основные положения»;
ГОСТ Р 59816-2021 «Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Организация работ по ремонту авиационной техники. Основные положения»;
ГОСТ Р 59817-2021 «Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Правила оформления технологической документации на процессы технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Основные положения»;
ГОСТ Р 59818-2021 «Самолеты и вертолеты. Контроль массы деталей, сборочных единиц и покупных изделий в серийном производстве. Общие технические требования»;
ГОСТ Р 59819-2021 «Самолеты и вертолеты. Построение и изложение технических условий. Общие требования»;
ГОСТ Р 59820-2021 «Маркировка проводов, жгутов, кабелей, соединителей, модульных колодок, агрегатов и элементов системы электроснабжения самолетов и вертолетов».
Также диплом конкурса получило АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» (г. Дубна) за разработку 15 проектов национальных стандартов, прошедших публичное обсуждение, и активное участие в работе Технического комитета ТК 20 / ИСО «Самолеты и космические аппараты".
Диверсификация
В номинации № 9 «За успехи в развитии диверсификации производства» победило ПАО «Научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика
А.А. Расплетина» (г. Москва) с работой «Система мониторинга использования воздушного пространства над мегаполисом».
"Экспоненциальный рост количества БПЛА одновременно с непрерывным развитием и ростом авиапарка АОН приводит к необходимости наблюдения и контроля за соблюдением правил использования воздушного пространства в том числе над крупными городами и промышленными центрами в режиме реального времени. Актуальность мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания обусловливается также наличием различного рода угроз, связанных с применением ВС АОН и БПЛА: от хулиганских и преступных действий, до промышленного шпионажа и террористических актов. Система мониторинга использования воздушного пространства на малых высотах предназначена для обнаружения, сопровождения, идентификации и выявления потенциально опасных пилотируемых воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов, находящихся в воздушном пространстве непосредственно над мегаполисом и примыкающими районами. Система обеспечивает непрерывное автоматизированное наблюдение за полетами воздушных судов, фиксацию информации о нарушениях действующих требований по выполнению полетов с последующей выдачей информации заинтересованным потребителям", - говорится в представленных на конкурс презентационных материалах ПАО «Научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина».
Как отмечается в презентации, принципы построения системы опираются на межведомственный характер обеспечения безопасности воздушного пространства и борьбы с угрозами со стороны БПЛА и АОН. На основе всех поступающих в систему данных формируется единая информационная модель, которая может быть адаптирована и представлена в удобной форме для нужд и решаемых задач каждого конкретного пользователя.
Дипломы конкурса в номинации № 9 «За успехи в развитии диверсификации производства» получили АО «Раменский приборостроительный завод» (г. Раменское) за работу «Диверсификация производства и оптимизация технологии изготовления инновационной системы очистки и обеззараживания воздуха в условиях пандемии» и АО «ПКО «Теплообменник» (г. Нижний Новгород) за разработку, изготовление, испытания и поставку прототипов изделий комплексной системы кондиционирования воздуха и поставку серийной продукции для самолетов семейства Super Jet New.
ППО
Традиционно "замыкающей" номинацией конкурса "Авиастроитель года" является номинация № 10 «За эффективную систему послепродажного обслуживания авиационной техники российского производства». В этот раз лауреатом признаны ООО НИЦ «ИРТ» (г. Москва) и ПАО «ОАК» (г. Москва) за работу «Система встроенного контроля состояния конструкции летательных аппаратов». Как отмечается в презентации проекта, система разработана и прошла полный цикл испытаний.
Дипломантами в номинации № 10 стали Иркутский авиационный завод - филиал ПАО «Корпорация «Иркут» (г. Иркутск) за работу «Автоматизация процесса работы с данными, полученными по результатам дефектации авиационной техники при капитальном ремонте» и АО «Научно- исследовательский институт авиационного оборудования» (г. Жуковский) за работу «Технология разработки необслуживаемых комплексов бортового оборудования для авиации на основе управляемой избыточности».
Фото И.Н. Егорова, фотокорреспондента журнала "КР".
Редакция журнала "Крылья Родины"
искренне поздравляет всех лауреатов и дипломантов замечательного конкурса «Авиастроитель года». Ясного неба российской авиации! Новых успехов российскому авиапрому!