Авиация и власть

ОАО «Авиапром» решает большой комплекс общеотраслевых задач и развивает инфраструктуру

30 мая 2013 г. состоялось юбилейное (20-е с момента преобразования Россоюза «Авиапром» в акционерное общество) годовое общее собрание акционеров ОАО «Авиапром», которыми являются свыше 300 научных и производственных предприятий авиационной промышленности России, Украины, Узбекистана и других стран СНГ.

Присутствовавшие на собрании руководители предприятий – акционеров ОАО «Авиапром», представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и отраслевого профсоюза высоко оценили деятельность Общества за прошедшие десятилетия. Они отметили его консолидирующую роль в отрасли, а также большой вклад в формирование и реализацию государственной политики в области авиационной деятельности, организацию испытаний новой военной и гражданской авиатехники, в сохранение и развитие ресурсной базы авиастроения, в том числе капитальное строительство и переоснащение предприятий для обеспечения их перехода на новый технологический уклад.

В отчётном 2012 году ОАО «Авиапром» выполнил намеченные планы по всем направлениям деятельности и продолжил развитие своей инфраструктуры. Из чистой прибыли за год решено выплатить акционерам дивиденды в размере 100 процентов от номинальной стоимости акций.

Собрание открыл и вел председатель Совета директоров ОАО «Авиапром» В.В. Апакидзе.

С годовым отчетом Совета директоров по итогам деятельности в 2012 году выступил генеральный директор ОАО «Авиапром» В.Д. Кузнецов. Он поздравил ветеранов и сотрудников Общества, руководителей и коллективы предприятий – акционеров, деловых партнёров с юбилеем и поблагодарил за плодотворную совместную деятельность.

- Я уверен, - сказал В.Д. Кузнецов, - что большинство присутствующих в зале коллег испытали особое волнение и гордость за причастность к авиационной промышленности, увидев 9 мая в голубом московском небе парадный строй авиационной техники, произведенной предприятиями - акционерами нашего общества за последние 20 лет…

ОАО «Авиапром» решает большой комплекс общеотраслевых задач, акцентируя свои усилия на наиболее актуальных проблемах развития авиастроения России и стран СНГ. Поэтому каждый его годовой отчёт в значительной мере характеризует общее состояние отрасли, в цифрах и фактах показывает положительные и отрицательные тенденции, намечает пути оптимального решения имеющихся проблем в интересах своих акционеров, которыми являются примерно 96 процентов предприятий и организаций авиационной промышленности стран СНГ.

Руководствуясь решениями общего собрания акционеров 2012 года, исполнительная дирекция Общества осуществляла взаимодействие с предприятиями и организациями отрасли - акционерами общества, с департаментами Минпромторга России, а также интегрированными структурами по оказанию им практической помощи при реализации федеральных целевых программ и других мероприятий по развитию авиационной промышленности.

В докладе В.Д. Кузнецов представил собранию акционеров результаты работы подразделений и дочерних предприятий ОАО «Авиапром» по основным направлениям деятельности Общества.

Участие в формировании государственной политики России

в области авиационной деятельности

С момента создания подразделения Россоюза - ОАО «Авиапром» активно участвовали в формировании государственной промышленной политики в области авиастроения и в целом авиационной деятельности: формировали совместно с головными НТЦ и НИИ долгосрочные программы создания, производства и сбыта новой авиатехники, разрабатывали системные проекты создания интегрированных структур в отрасли, готовили проекты законодательных и нормативных актов в интересах развития авиапромышленности. Значительный объём работ в этом направлении выполнен и в отчётном году.

Руководство ОАО «Авиапром» 9 февраля 2012 года, выполняя решения годового собрания акционеров и Совета директоров Общества, выражая волю ветеранов авиационной промышленности, обратилось с открытым письмом к Заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Олеговичу Рогозину с предложениями по решению проблем авиационной промышленности и в целом авиационной деятельности.

В письме были поставлены такие вопросы, как:

- необходимость утверждения Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на долгосрочный период с системой эффективного контроля за её практической реализацией;

- о скорейшем утверждении ФЦП «Развитие ОПК»;

- о разработке и утверждении госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на период до 2020-2025 годов»:

- о необходимости сформировать консолидированный государственный заказ на гражданские и транспортные самолёты;

- об уточнении положения о Министерстве промышленности и торговли РФ;

- о разработке программы «Обеспечение безопасности полетов гражданской и экспериментальной авиации»…

- Большинство наших предложений нашли своё решение в высших эшелонах власти в отчётном 2012 году, - отметил В.Д. Кузнецов. - Для достижения заявленных стратегических планов был принят ряд федеральных законов, указов и поручений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, направленных на развитие авиационной промышленности и совершенствования воздушного законодательства:

· 5 марта 2012 года – распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2011-2020 года»;

· 1 апреля 2012 года – Президентом Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года»;

· 7 мая 2012 года Указом Президента Российской Федерации за № 603 определены планы реализации программ строительства и развития Вооруженных Сил РФ, по которому проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере государственного заказа и ценообразования;

· 16 октября 2012 года - постановлением Правительства РФ внесены изменения в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации в части назначения его уполномоченным органом Российской Федерации в области оборонной промышленности в случаях, предусмотренных Воздушным кодексом Российской Федерации.

· 22 октября 2012 года – подписан перечень поручений Президента Российской Федерации, в т.ч. «О формировании консолидированного государственного заказа на поставку гражданских и транспортных самолётов на период до 2020 года»;

· 24 декабря 2012 года - утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»;

· 27 декабря 2012 года - Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 260 «О внесении изменений в «Воздушный кодекс Российской Федерации» в целях реализации международных стандартов ИКАО по внедрению новой редакции государственной программы обеспечения безопасности полётов воздушных судов гражданской авиации».

В подготовке этих и других правовых актов, определяющих приоритеты государственной политики, направленные на укрепление и развитие авиационной промышленности, ОАО «Авиапром» принимало активное участие в тесном взаимодействии с Департаментом авиационной промышленности Минпромторга России, государственными научными центрами, интегрированными структурами и ведущими предприятиями отрасли. Высокий профессионализм и добросовестность сотрудников ОАО «Авиапром» особенно проявились при подготовке ими проекта «Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года». Этот документ, имеющий концептуальное, системное значение для отрасли, прошёл широкое общественное обсуждение, необходимые согласования и был подписан Президентом России практически без существенных изменений. Также в срок и качественно был подготовлен предусмотренный Основами госполитики комплексный план мероприятий по их реализации…

Вместе с тем ряд принципиальных вопросов, как отметил В.Д. Кузнецов, пока не нашли своего решения и требуют дополнительной настойчивой работы общественных организаций, предприятий отрасли, органов исполнительной и законодательной власти.

К ним относятся следующие предложения ОАО «Авиапром»:

- предусмотреть функции государственного регулирования авиационной деятельности в РФ в положении о Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, задачах её аппарата и реализовать в процессе реорганизации авиационной отрасли;

- восстановить государственное регулирование деятельности созданных в авиационной промышленности интегрированных структур, направленное на реализацию интересов российского общества и государства с образованием, как минимум, Федерального агентства авиационной промышленности (Росавиапрома) с прямым подчинением Правительству РФ. При этом должны быть значительно повышены требования к уровню квалификации руководящих кадров и опыту их работы в авиационной промышленности;

- дополнить либо изменить Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации» №10-ФЗ от 8 января 1998 г. с определением задач, функций и форм взаимодействия созданных интегрированных структур с государством и российским обществом;

и ряд других вопросов, имеющих важное значение для нормального функционирования и развития авиационной промышленности в настоящее время и долгосрочной перспективе.

Мониторинг реализации предприятиями авиационной промышленности

государственных и федеральных целевых программ

Как и в предыдущие годы, в отчётном 2012 году подразделения ОАО «Авиапром» выполняли работы по системному аналитическому и информационному обеспечению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о ходе реализации работ и мероприятий ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 годы и на период до 2015 года». В соответствии с утверждёнными индикаторами ежеквартально анализировалось выполнение НИР и ОКР, производство авиатехники, работы по модернизации научно-технической и производственно-технологической базы отрасли. Также ОАО «Авиапром» участвовало в разработке и анализе реализации межгосударственных программ по созданию и выпуску авиатехники, выполняло экспертную оценку вносимых проектов и предложений, готовило заключения и рекомендации...

Характеризуя общее положение дел в авиационной промышленности России, докладчик отметил, что политика государства, направленная на восстановление и развитие отрасли, позволила предотвратить банкротство ведущих предприятий, прекратить падение объема выпускаемой продукции и стабилизировать положение.

В 2012 году общий объем производства продукции в авиационной промышленности России составил 579 млрд. руб. или 112,5% к уровню 2011 года, в том числе темп роста объема производства продукции государственного назначения составил 118,4 %. Однако объем производства гражданской продукции в 2012 году сократился и составил к уровню 2011года 95,4 %.

Средняя заработная плата по отрасли увеличилась к уровню 2011 года на 3612 руб. и составила 29 500 рублей, в том числе в научных и опытно-конструкторских организациях - 37 200 рублей, на серийных предприятиях – 26 800 рублей.

В 2012 году численность работающих в отрасли сократилась на 6,4 тыс. человек и составила 401 тыс. человек.

В 2012 году было продано заказчикам 28 гражданских самолётов, изготовлено 80 самолётов государственного назначения, выпущен 281 вертолёт государственного и гражданского назначения. К уровню 2011 года объём производства вертолётов составил 125,5%. В 2012 году было изготовлено свыше 1000 авиационных двигателей, что составило 111% к уровню 2011 года. Объём производства спецтехники увеличился на 51%, в агрегатостроении – на 10%, в приборостроении – на 2%.

Экспорт военной авиатехники позволил выжить отечественной авиационной промышленности в наиболее трудные 90-е годы. Сейчас главную роль в загрузке мощностей начинает играть гособоронзаказ, но и экспорт в значительной мере обеспечивает производственную и экономическую устойчивость, поддерживает технологическое обновление предприятий подотраслей, участвующих в разработке и производстве конкурентоспособных боевых самолётов и вертолётов. И хотя в 2012 году объем поставок на экспорт авиационной техники несколько уменьшился по сравнению с 2011 годом (3,9 млрд. долл. против 4,8 млрд. долл.), сформирован хороший задел на будущее: общая сумма соглашений о поставке авиационной техники составляет 11,7 млрд. долл. (в 2011 г. было около 3 млрд. долл.). По итогам 2012 года контракты в области авиатехники вновь занимают свое традиционное первое место – 73% от общего объема заказов военной техники зарубежными странами.

Формирование в 2012 году научно-технического задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства, проводилось по всем приоритетным направлениям авиационной науки, в том числе по аэродинамике и прочности, по авиационным материалам и технологиям, по авиационным двигателям, бортовому оборудованию и агрегатам, по формированию и реализации государственной политики в сфере авиационной деятельности. Объём выпущенной научной продукции и услуг в авиационной промышленности России вырос по сравнению с 2011 годом на 1,9% и составил 135,5 млрд. рублей. В 2012 году отраслевыми научными центрами и НИИ получено 69 патентов. Объем коммерческих сделок предприятий авиационной промышленности России с зарубежными партнерами по экспорту технологий и услуг технического характера составил в 2012 году 1,5 млрд. руб.

Крупнейшие предприятия авиационной промышленности стран СНГ в 2012 году также обеспечили выпуск авиационной техники.

В Украине Государственное предприятие «Антонов» (г. Киев) изготовило 5 самолётов Ан-32 и 3 самолёта Ан-148; начало серийное производство нового регионального реактивного самолёта Ан-158 (1-й самолёт Ан-158 передан в эксплуатацию); в 2012 году завершена стапельная сборка фюзеляжа первого серийного экземпляра самолёта Ан-70 после его глубокой модернизации совместно с российскими партнёрами. На Харьковском государственном производственном предприятии изготовлен 1 самолёт Ан-74 и 2 самолёта Ан-140.

В Узбекистане на ГАО «Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова» в 2012 году изготовлены 2 самолёта: Ил-76ТД-90ВД и Ил-114-100.

Предприятия авиационного двигателестроения Украины в 2012 году существенно увеличили объём выполненных работ, в том числе в рамках кооперации с предприятиями авиационной промышленности России. Объём производства АО «Мотор Сич» составил 123% к уровню 2011 года, объём продаж у этого предприятия в 2012 году – 27 млрд. руб. Объём выполненных работ ГП «Ивченко-Прогресс» составил 118% к уровню 2011 года…

В отчётном докладе Совета директоров ОАО «Авиапром» было обращено внимание на то, что решение со стороны государства финансовых проблем обеспечения деятельности авиационной промышленности России позволило улучшить положение на отдельных предприятиях, но не привело к кардинальным изменениям в отрасли, особенно в гражданском авиастроении.

В.Д. Кузнецов отметил, что серьезные задачи, стоящие перед отраслью по обеспечению обороноспособности страны, наполнению внутреннего рынка авиаперевозок конкурентоспособными воздушными судами российского производства с учетом среднесрочной потребности в них для магистральных, региональных и местных авиалиний и восстановление утерянных позиций на мировом рынке требуют

· серьезных изменений структуры управления отраслью,

· ускоренного переоснащения производственно-технологической базы предприятий отрасли под последующий технологический уклад,

· изменения системы подготовки и переподготовки кадров,

· внесения изменений в действующее законодательство,

· строгого контроля за реализацией принятых решений.

Подготовка и осуществление этих мер государственного регулирования – необходимое условие успешного выполнения Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», в которой предусматривается резкое увеличение выпуска авиатехники и поставка потребителям за указанный период более 3.300 самолётов, более 5.500 вертолётов военного и гражданского назначения и более 33.000 авиационных двигателей различного назначения. При этом ставится задача в 9 - 10 раз повысить производительность труда на предприятиях отрасли при резком сокращении численности персонала, обеспечить конкурентоспособность отечественной авиационной техники на российском и мировом рынках.

Выполнение генподрядных работ и оказание услуг

в области инвестиционной деятельности

ОАО «Авиапром» активно участвует в подготовке и реализации государственной инвестиционной политики, направленной на ускоренную материально-техническую и технологическую модернизацию научных и производственных предприятий авиационной промышленности. Деятельность специализированных фирм Общества и дочернего предприятия ЗАО «Авиапромстрой» охватывает весь спектр работ по развитию и обновлению основных фондов предприятий отрасли, включая мониторинг и анализ состояния МТБ предприятий и интегрированных структур, разработку и обоснование инвестиционных проектов с учётом потребностей и приоритетов в создании и производстве авиатехники, выполнение всего комплекса работ в качестве генподрядчика - от проектирования до сдачи объектов в эксплуатацию.

В 2012 году ОАО «Авиапром» выполнены работы по проектированию, техническому перевооружению, реконструкции и строительному контролю объектов авиационной промышленности в объёме 295,4 млн. руб., в том числе на предприятиях ОАО ОПК «ОБОРОНПРОМ» (ОАО «НПП «МОТОР»), ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ФГУП «НИИ парашютостроения» и других. На вышеуказанных объектах авиационной промышленности во взаимодействии с отраслевыми проектными и специализированными подрядными организациями, а также с инженерными подразделениями предприятий, были качественно и в срок проведены строительно-монтажные работы, смонтировано оборудование (в том числе уникальное и технологически сложное). Кроме того, дочерняя организация ЗАО «Авиапромстрой» выполнила генподрядные работы на 9 предприятиях авиационной промышленности.

На базе ОАО «Авиапром» действует отраслевой «Проблемный совет по развитию производственной, экспериментальной и лабораторно-стендовой базы авиационной промышленности» ПС1А НТС Минпромторга России. На его заседаниях руководители и ведущие специалисты проектно-строительных организаций и предприятий – заказчиков систематически рассматривают вопросы организации, финансирования, нормативно-правового и методического обеспечения инвестиционных процессов в отрасли.

В последнее десятилетие государственные инвестиции в развитие авиационной промышленности, создание и производство авиатехники увеличились на порядок, и с каждым годом их объём возрастает. В 2012 году на мероприятия по капитальному строительству были запланированы бюджетные ассигнования в рамках 4 федеральных целевых программ и непрограммной части ФАИП по 186 объектам, что по объему выделенных бюджетных средств составляет 112% к уровню 2011 года. Задания по финансированию объектов капитального строительства за счет средств федерального бюджета на 2012 год выполнены предприятиями в установленные сроки в объеме 99,3% от общего объёма госкапвложений. Кроме того, предприятиями и организациями привлечены внебюджетные средства в объеме 3, 7 млрд. руб. на инвестиционные проекты, финансируемые с привлечением средств федерального бюджета. Запланированные государственными заданиями на 2012 год производственные мощности введены в строй. Техническая и технологическая база выполнения НИОКР, проектирования и производства авиационной техники на ведущих предприятиях отрасли после их переоснащения изменилась радикально.

Еще больший объём работ по развитию МТБ отрасли предусмотрен на 2013 год. Федеральной адресной инвестиционной программой на мероприятия по капитальному строительству запланированы бюджетные ассигнования в рамках 4-х федеральных целевых программ по 202 объектам, что по объему составляет 106% к уровню 2012 года.

Но даже при таких беспрецедентных объёмах выделяемых бюджетных средств и высоких темпах производственно-технологического обновления предприятий отрасли, объём предстоящих работ ещё очень велик. Как отметил в докладе В.Д. Кузнецов, к началу текущего года большинство производственных помещений предприятий авиационной промышленности России расположено в зданиях постройки 30 - 80 –х годов 20 века, средний их износ - 40% (от 36% в вертолётостроении до 60% в авиационной науке). Требуется обновление значительной части парка оборудования, общая численность которого в отрасли 320 тыс. единиц, развитие экспериментальной стендовой базы научных центров и ОКБ, составляющей порядка 2400 единиц уникального оборудования. Также необходимы ремонт аэродромов экспериментальной авиации (21) и гидроаэродромов (3), оснащение их современным радиотехническим и другим оборудованием…

Характеризуя эффективность использования имеющихся основных производственных фондов, В.Д. Кузнецов отметил, что пока на предприятиях отрасли фондоотдача отстаёт от мирового уровня в 3 - 5 раз, а производительность труда - в 5 - 10 раз.

Для преодоления существующих проблемных вопросов производственной инфраструктуры, необходима глубокая реконструкция и техническое перевооружение существующих производственных мощностей предприятий путём реализации единой производственно - технологической политики интегрированных структур с созданием специализированных производств (по видам продукции) и универсальных производств (по видам технологических процессов), создание так называемых технологических кластеров предприятий, а также проведение ряда других мероприятий.

Одним из сдерживающих факторов реструктуризации является неурегулированность вопросов с содержанием избыточных активов предприятий, которые включены в мобилизационные планы: государственных средств на полноценное поддержание мобилизационных мощностей в должном состоянии, как правило, недостаточно. В виду этого требуется уточнить мобплан или обеспечить выделение целевых средств в необходимом объеме.

К проблемам нормативно-правового регулирования можно отнести длительную и трудоемкую процедуру подготовки, согласования и получения бюджетных инвестиций в рамках государственных программ…

Соответствующие подразделения аппарата ОАО «Авиапром» во взаимодействии с департаментами Минпромторга России постоянно работают над решением всего круга проблем реализации инвестиционной политики в интересах своих акционеров – научных и производственных предприятий отрасли.

Выполнение научно-исследовательских работ

по актуальным проблемам авиационной деятельности

В 2012 году общий объем выполненных ОАО «Авиапром» научно-исследовательских работ составил 92,7 млн. рублей. Данные работы реализовывались по государственным контрактам с Минпромторгом России и договорам с предприятиями авиационной промышленности по проблемным направлениям авиационной деятельности, таким как:

- комплексные исследования проблемных вопросов обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской и экспериментальной авиации;

- исследование существующих экспериментальных установок России с точки зрения валидации разрабатываемых авиационных технологий в области авиаэкологии;

- исследование вопросов обеспечения авиационной деятельности в экспериментальной авиации с разработкой предложений и рекомендаций по совершенствованию организации и проведения лётно-испытательной работы, нормативно-правовому обеспечению летных испытаний, развитию экспериментальной авиации;

- исследования состояния и развития материально-технической базы организаций и предприятий авиационной промышленности;

- исследования интеграционных процессов с участием организаций авиационной промышленности;

и ряд других научно-исследовательских работ.

Регулирование лётной деятельности в экспериментальной авиации

В 2012 году Управление летной службы ОАО «Авиапром» продолжало выполнять работы и услуги, связанные с регулированием деятельности в области экспериментальной авиации, взаимодействуя по данным вопросам с 49 авиационными организациями.

Основной задачей Управления летной службы являлся контроль за проведением летных испытаний авиационной техники и исследований в организациях авиационной промышленности в соответствии с действующими нормативными документами.

Было проверено 10 лётно-испытательных подразделений, в том числе выполнены комплексные обследования 6-ти аэродромов экспериментальной авиации. При проверках проверялись знание нормативных правовых документов, работа методических советов, лётная документация, натренированность лётного состава, профилактическая работа по предупреждению лётных происшествий и инцидентов.

В 2012 году Управление летной службы постоянно контролировало учебный процесс в Школе лётчиков-испытателей им. А.В. Федотова, совместно с ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова» на высоком уровне провело учебный сбор руководителей лётно-испытательных подразделений из 45 организаций и предприятий России и Украины.

Однако при этом следует отметить, что в 2012 году в экспериментальной авиации произошло 2 авиационных происшествия и 21 авиационный инцидент, в том числе в результате катастрофы в Индонезии самолёта RRJ-95 погибли 45 человек.

Сравнительные данные по состоянию безопасности полётов в экспериментальной авиации за 2010-2012 годы представлены в таблице:

Год

Авиационные происшествия

Авиационные инциденты

Катаст-рофы/

погибло

чел.

Аварии

Всего

причины

Всего/

в т.ч.

САИ

причины

по вине

авиацион. персонала

отказы

а/т

по вине

авиацион. персонала

отказы

а/т

2010

-

-

-

-

-

15/1

-

15

2011

2/8

-

2

2

-

21/1

5

16

2012

1/45

1

2

1

1

21/1*

2

18

Всего

3/53

1

4

3

1

57/3

7

49

3 авиационных инцидента связаны с нарушениями инженерно-техническим составом порядка и правил подготовки воздушного судна к полетам, а 18 авиационных инцидентов произошли из-за отказов авиационной техники (конструктивно-производственные недостатки).

В 2012 году Управление летной службы ОАО «Авиапром» участвовало в работе межведомственных контрольных комиссий и обеспечило успешное выполнение летных программ на воздушном празднике, посвященном 100-летию ВВС России, и гидроавиасалоне «Геленджик 2012».

Работы по технологическому обеспечению производства,

охране труда и паспортизации предприятий авиационной промышленности

ОАО «Авиапром» оказывает услуги предприятиям отрасли в направлении технологического обеспечения производственных процессов, в том числе:

осуществляет сбор, обработку и анализ рекламационных актов, получаемых от эксплуатирующих организаций на качество выпускаемой продукции.

Работа проводится в течении нескольких лет и за это время накоплен статистический материал для анализа показателей качества продукции в отрасли. Из года в год для базового анализа берется 80 предприятий по подотраслям.

Итог работы за 2012 год показал, что количество рекламаций, полученных предприятиями отрасли от эксплуатирующих организаций, возросло на 17% и составляет 5635 единиц.

В таблице показано изменение количества полученных рекламаций по подотрослям:

№ п/п

Отрасль

Количество рекламаций

Изменение

2011 г.

2012 г.

1

Самолетостроение

1421

1509

на 6,2%

2

Вертолетостроение

746

871

на 16,8%

3

Моторостроение

228

336

на 47,4%

4

Агрегатостроение

744

905

на 21,6%

5

Приборостроение

1669

2014

на 20,7%

6

Специзделия

6

-

-

ИТОГО:

4814

5635

на 17,1%

Анализ показал, что для достижения конкурентоспособности и обеспечения качества продукции необходимо провести глубокую модернизацию и переоснащение материально-технической базы предприятий в части контроля производственных процессов по всему технологическому циклу, а также улучшить профессиональную подготовку производственных кадров и усилить их персональную ответственность.

ОАО «Авиапром», являясь уполномоченным органом, проводит работу со 150 предприятиями отрасли по экспертизе, согласованию и утверждению сводных норм расхода драгоценных металлов и драгоценных камней для нужд производственного процесса на предстоящий расчетный год, а также на получение разрешения на применение в производственных процессах драгоценных металлов и камней в соответствии с требованиями Регламента.

При проверке Пробирной палатой Минфина России предприятий авиационной промышленности на наличие и качество оформления сводных норм расхода драгоценных металлов и камней за последние 5 лет не было ни одного нарекания в адрес служб нормирования предприятий и ОАО «Авиапром».

Также Общество осуществляет сбор отчетности и анализ состояния охраны труда и техники безопасности на предприятиях отрасли. Следует отметить, что в 2012 году на предприятиях авиационной промышленности занятость работников во вредных и опасных условиях труда оставалась высокой - от 30 до 65% от списочного состава.

Предприятия

Занятость работников во вредных и опасных условиях труда (%)

ОАО «КнААПО»,

г. Комсомольск-на-Амуре

65,0

ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь

60,1

ОАО «Кузнецов», г. Самара

49,2

ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова»,

г. Жуковский МО

47,9

ОАО «КВЗ», г. Казань

32,5

При проведении аттестации рабочих мест на предприятиях отрасли выявлено несоответствие санитарно-гигиенических нормам до 50% рабочих мест. В том числе:

Предприятие

Несоответствие

( %)

ОАО «Фазотрон», г. Москва

50,0

ОАО «СЭЗ им. Орджоникидзе»,

г. Саратов

41,0

ОАО «Электроприбор», г. Тамбов

33,0

ОАО «НАЗ «Сокол»,

г. Н-Новгород

29,0

ОАО «МКБ «Искра», г. Москва

22,0

ОАО «Электроавтоматика С-Пб»

21,0

Общее количество пострадавших от несчастных случаев на производстве в 2012 году составило 291 человек, число несчастных случаев со смертельным исходом - 6 человек.

Предприятия, где в 2012 году произошли 10 и более несчастных случаев:

Предприятие

Количество пострадавших (чел.)

в 2011 г.

в 2012 г.

ОАО «Кузнецов», г. Самара

33

31

ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева»,

г. Таганрог

17

21

ОАО «УМПО», г. Уфа

26

17

ОАО «РСК «МиГ», г. Москва

22

15

ОАО «У-УАЗ», г. Улан-Удэ

11

14

ОАО «ВАСО», г. Воронеж

18

13

ЗАО «Авиастар-СП»,

г. Ульяновск

20

13

ОАО «НАЗ им. В.П. Чкалова»,

г. Новосибирск

13

10

В связи с постоянно ухудшающейся ситуацией по вопросам охраны труда на предприятиях отрасли и для расширения видов услуг, оказываемых акционерам общества, в 2012 году создано дочернее предприятие ЗАО «АвиапромТест», получившее все регистрационные документы в Минтруде России с целью оказания помощи акционерам Общества в решении всего комплекса вопросов по охране труда и технике безопасности.

В.Д. Кузнецов обратился к руководителям и представителям предприятий – акционеров Общества с предложением об активном сотрудничестве по данным вопросам с ЗАО «АвиапромТест».

Оказание услуг предприятиям в выполнении НИОКР

и организационно-техническом обеспечении

серийного производства авиатехники

В 2012 году ОАО «Авиапром» оказывало услуги предприятиям в выполнении НИОКР и серийном производстве авиатехники в следующих работах:

1. По летно - конструкторским и дополнительным сертификационным испытаниям самолётов Ту-204СМ, Бе-200.

2. Проведению работ, связанных с созданием и доводкой самолётов Ан-148; Ил-476; Ан-70; Ан-158; Ан-124; Бе-200, Ил-96-300 и других; вертолётов Ми-38, Ка-62; Ка-32; Ка-226 и ряда других изделий.

В 2012 году ОАО «Авиапром» обеспечивало потребности предприятий авиационной отрасли комплектующими изделиями, запасными частями и КПА по их заявкам в форме договоров поставки.

ОАО «Авиапром» постоянно принимает участие в решении всего комплекса организационных, технических и других оперативных вопросов, связанных с выполнением годовых программ производства авиационной техники по предприятиям РФ и отдельных фрагментов программ по обеспечению взаимопоставок агрегатов авиатехники по кооперации с предприятиями Украины и Узбекистана.

В обсуждении годового отчета Совета директоров ОАО «Авиапром» за 2012 год приняли участие видные деятели авиационной промышленности.

Член военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, председатель Совета ВПК по авиастроению М.И. Каштан отметил, что осталось позади время застоя авиапрома, который вступил в фазу активного развития. Радует ситуация в вертолетостроении. Оценивая деятельность ОАО «Авиапром», Михаил Иванович подчеркнул его особую роль для ВПК в вопросах планирования и обеспечения контроля за ходом выполнения программ по созданию материально-технической и технологической базы для выпуска новой авиационной техники и авиационного вооружения, в регулировании деятельности экспериментальной авиации, включая обеспечение испытаний боевых самолётов и вертолётов. Он отметил, что впервые за последние годы в полном объеме выполнен государственный оборонный заказ в сфере авиации. К сожалению, много проблем остается с развитием гражданской авиации, где не удается преодолеть сложившиеся стереотипы о ситуации в нашей гражданской авиации. Создаются искусственные условия, противодействующие продвижению на рынок отечественных воздушных судов. Но и в этой тенденции ожидается перелом, вызванный решением Президента России о закупке государством более 100 новых самолетов гражданского назначения, включая Ан-140 и Ан-148. В 2014 году начнется финансирование этого заказа, но ожидаются проблемы с поставкой комплектующих изделий, на производстве которых отразился многолетний застрой в авиационной промышленности.

Заместитель директора Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ А.И. Ляшенко поблагодарил коллектив ОАО «Авиапром» за проделанную работу и отметил хорошее взаимодействие подразделений Общества с федеральными органами исполнительной власти. Как известно, развитие авиационной промышленности идет через федеральные целевые программы, большой вклад в подготовку и корректировку которых вносят специалисты ОАО «Авиапром». Он отметил, что за последние годы объем средств, выделяемых государством на развитие авиационного комплекса, создание и обеспечение производства новой авиационной техники, вырос многократно. Особую важность имеет техническое перевооружение отрасли, в планировании и реализации которого также активное участие принимает ОАО «Авиапром».

Несмотря на все трудности, ОАО «Авиапром», остается консолидирующей организацией, - подчеркнул президент международной Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) В.М. Чуйко. Без активного участия ОАО «Авиапром» сейчас невозможно представить многие направления деятельности отрасли, особенно в сфере технического и технологического переоснащения предприятий отрасли…Однако, если оценивать работу отечественной авиационной промышленности в целом, мало чем можно гордиться. Положение дел в гражданской авиации очень плохое. Вызывает тревогу низкая производительность труда на предприятиях отрасли. За 11 лет создали только один пассажирский самолет «Суперджет-100». В то же время на продвижение давно созданного и сертифицированного самолета Ту-334 деньги почему-то не выделяются. Упущен вопрос с постоянным созданием модификаций базовых моделей. Складывается впечатление, сказал В.М. Чуйко, что у нас базовая модель замораживается на долгие годы. Здесь уместно привести пример с самолетом Боинг 737, разработанным еще в 60-х годах прошлого века. Сейчас это самый популярный в мире узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт, за последние 12 лет создано 8 его модификаций…

Россия – наш стратегический партнер, - отметил Д.С. Кива, президент – генеральный конструктор ГП «Антонов». Он выразил благодарность ветеранам авиационной промышленности, которые в тяжелых условиях заложили фундамент современного авиастроения. Вписавшись в рыночную экономику, ГП «Антонов» с 13500 сотрудников работает с прибылью, не получает дотаций от государства. Коллектив предприятия работает над созданием новых самолетов в тесном сотрудничестве с российскими коллегами. Разработанные ГП «Антонов» самолеты Ан-140 строят в Самаре, Ан-148 - в Воронеже, Ан-124 в Ульяновске, продолжается совместная работа над Ан-70. Много самолетов марки «Ан» в российских авиакомпаниях… ГП «Антонов» осуществляет международное сотрудничество также с КНР и Индией, странами Европы и Латинской Америки, но предприятия России были и остаются главными партнёрами. ГП «Антонов» выступает за продолжение и расширение сотрудничества.

О положении дел на ташкентском авиационном заводе рассказал исполнительный директор ГАО «ТАПО им. В.П. Чкалова» Р.П. Абдуразаков. Ввиду отсутствия заказов и финансирования 1 ноября 2010 года завод был признан банкротом, а с 1 января 2011 года внешним управляющим завода стал Рустам Абдуразаков. За прошедшие 2,5 года завод встал на ноги, готов с осени текущего года отказаться от внешнего управления и работать в нормальном русле. Сейчас предприятие выпускает самолеты Ил-114, изготавливает компоненты, запчасти, механизацию крыла и шасси Ил-76, занимается ремонтом и ремоторизацией этих самолетов, работает на российском рынке, в Китае, Пакистане, Индии и Алжире. Сейчас в мире эксплуатируется более 400 самолетов Ил-76, так что у завода есть перспективы для развития в этом направлении. Самолет Ил-114 показал хорошие результаты в эксплуатации в национальной авиакомпании, где его месячный налет достигал 260-300 часов. В заключение выступающий поблагодарил руководителей и сотрудников ОАО «Авиапром» за оказанную поддержку и призвал к дальнейшему расширению сотрудничества.

Собрание акционеров избрало Совет директоров ОАО «Авиапром» в составе:

Анисимов Андрей Игоревич - исполнительный директор ОАО «Авиапром»;

Апакидзе Владимир Валентинович - заместитель генерального директора ОАО «Авиапром»;

Каблов Евгений Николаевич - генеральный директор ФГУП «ВИАМ»;

Кива Дмитрий Семёнович - президент - генеральный конструктор ГП «Антонов»;

Кузнецов Виктор Дмитриевич - генеральный директор ОАО «Авиапром»;

Мерзляков Геннадий Афанасьевич - заместитель генерального директора ОАО «ВПК «Конверс-Миль»;

Обносов Борис Викторович - генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое
ракетное вооружение»;

Рафаилов Александр Гаврилович - генеральный директор ОАО «ВПК «Конверс-Миль»;

Сафарян Карэн Суренович - председатель Совета директоров ОАО «Горьковский завод аппаратуры связи им. А.С. Попова»;

Тихомиров Борис Иванович- генеральный директор ЗАО «Казанский Гипронииавиапром»;

Устименко Николай Павлович - генеральный директор ЗАО «Авиа-лизинг ЛТД»;

Фадеев Владимир Михайлович - заместитель генерального директора ОАО «Авиапром»;

Чуйко Виктор Михайлович - президент Ассоциации «Союз авиадвигателестроения » (АССАД).

Также собрание акционеров утвердило годовой отчет и годовую бухгалтерскую отчетность ОАО «Авиапром», избрало аудитора Общества.

Вручение общественных наград ОАО «Авиапром»

В заключительной части годового общего собрания акционеров ОАО «Авиапром» по традиции состоялась торжественная церемония награждения работников отрасли, внесших существенный вклад в ее развитие. Корпоративные награды ОАО «Авиапром» являются формой признания авиационной общественностью личных заслуг и значительных достижений в области создания образцов авиационной техники и развития авиационной промышленности.

Золотой медалью имени Петра Васильевича Дементьева за выдающиеся заслуги в авиастроении награждены:

Соловьёв Николай Кириллович, председатель Российского профессионального союза трудящихся авиационной промышленности (Профавиа);

Геращенко Анатолий Николаевич, ректор Московского авиационного института (национального исследовательского университета);

Петошин Владимир Анатольевич, генеральный директор ОАО «НПП «Мотор» (г. Уфа);

Цуцков Анатолий Иванович, генеральный директор ОАО «2 МПЗ» в 1981-2002 годах;

Харитонов Михаил Николаевич, ветеран авиационной промышленности, с 1976 г. работал в центральном аппарате Минавиапрома СССР, в т.ч. начальником Главного управления комплектации Минавиапрома СССР (по 1992 г.);

Морозов Вадим Алексеевич, генеральный директор ОАО «Авиаспецснабсбыт»;

Захарчук Татьяна Борисовна, генеральный директор ЗАО «НИИ экономики авиастроительной промышленности»;

Соркин Эдуард Матвеевич, директор Казанского филиала ОАО «Туполев».

Почетное общественное звание «Ветеран авиационной промышленности» за большой вклад в развитие авиастроения присуждено:

Овчинникову Виктору Григорьевичу, начальнику сектора ГНЦ ФГУП «ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского»;

Вшивцеву Борису Анатольевичу, начальнику отдела технологического оснащения инструментального производства ОАО «Электромашиностроительный завод «ВЕЛКОНТ» (г. Кирово-Чепецк Кировской обл.);

Роганову Александру Васильевичу, первому заместителю генерального директора ОАО «Авиаспецснабсбыт»;

Недзельскому Льву Васильевичу, помощнику директора по техническим вопросам и перспективным разработкам – заместителю главного конструктора по летающей лаборатории Казанского филиала ОАО «Туполев»;

Богданову Олегу Кузьмичу, заместителю генерального конструктора Государственного предприятия «Антонов».

Почетное общественное звание «Надежда авиастроения» за успешную научную и производственную деятельность в авиационной промышленности присуждено:

Гумерову Александру Витальевичу, начальнику отдела ОКБ ОАО «НПП «Мотор» (г. Уфа);

Горячеву Алексею Викторовичу, инженеру-конструктору Казанского филиала ОАО «Туполев»;

Костюку Валерию Александровичу, начальнику отдела компьютерных проектов механизации фюзеляжа Государственного предприятия «Антонов».