Авиация и власть

Председатель МАК Олег Сторчевой: «Наша работа востребована государствами региона»

Сторчевой.jpg

Автор статьи в 1989 г. окончил с отличием Кировоградское высшее летное училище гражданской авиации по специальности «эксплуатация воздушного транспорта» с присвоением квалификации «инженер-пилот».

Трудовую деятельность начал в 1989 г. в Отдельном авиаотряде № 235 гражданской авиации СССР (ныне ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия») вторым пилотом самолета Ту-134. Был допущен к выполнению особо важных заданий по перевозке высших должностных лиц государства.

В 1993-2012 гг. работал в первой российской частной авиакомпании «Трансаэро». После успешного окончания переподготовки в США, в первой группе пилотов, принимал активное участие в освоении нового типа воздушных судов в России – Boeing 737. Стал первым командиром самолета Boeing 747 в Российской Федерации и прошел путь от командира воздушного судна до пилота-инструктора, заместителя начальника Инспекции по безопасности полетов. Лично освоил и принимал участие в освоении воздушных судов: DC-10-30, Boeing 777, Ту-214. Работая пилотом-инструктором, подготовил большое количество пилотов Boeing 737, а также экипажи авиакомпании «Трансаэро» для полетов на самолетах Boeing 747, в том числе для выполнения трансатлантических полетов.

В 2012 г. был назначен заместителем руководителя Федерального агентства воздушного транспорта России (Росавиации). На этой должности занимался вопросами летной эксплуатации, поддержания летной годности воздушных судов, безопасности полетов, курировал учебные заведения. Принимал непосредственное участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере воздушного транспорта. Неоднократно назначался уполномоченным представителем Российской Федерации в расследовании авиационных происшествий.

17 января 2023 г. решением Совета по авиации и использованию воздушного пространства полномочных представителей государств-участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства 1991 г. Олег Георгиевич Сторчевой назначен Председателем Межгосударственного авиационного комитета.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) был создан в 1991 г. как исполнительный орган Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (Соглашение). В сложнейший момент распада Советского Союза и образования новых независимых государств в одном из крупнейших регионов мира МАК стал основой интеграции государств региона в области гражданской авиации.

В то непростое время новые независимые государства, став членами Международной организации гражданской организации (ИКАО), остро нуждались в новой нормативно-правовой базе, методической и практической поддержке внедрения Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО в области аэронавигации, поддержания летной годности, подготовки специалистов, в системе расследования авиационных происшествий – практически во всех областях. И МАК взял на себя ряд важных функций, разработав обширный перечень авиационных правил, руководств, методических рекомендаций, создав систему подготовки авиационных специалистов, систему независимого расследования авиационных происшествий. Все это помогло и помогает нашим государствам отвечать высоким стандартам ИКАО.

Наша работа и тогда, и сегодня, нацеленная на развитие гражданской авиации региона и обеспечение безопасности полетов, основана на тесном взаимодействии с государствами-участниками Соглашения, с региональными и международными организациями, прежде всего, с ИКАО. Эта авторитетная международная организация в настоящее время высоко оценивает роль МАК, как региональной организации в области безопасности полетов, отмечая, в том числе, на прошедшей в прошлом году 41-й сессии Ассамблеи, что именно региональное сотрудничество сегодня играет ключевую роль в повышении глобальной безопасности полетов через региональные организации безопасности полетов и региональные организации по расследованию авиационных происшествий.

Расследование авиационных происшествий является одним из ключевых направлений нашей деятельности. За эти годы МАК провел расследования более 900 авиационных происшествий, в том числе, самых крупных и резонансных катастроф, и участвовал в расследованиях в 76 странах мира. По результатам проведенных расследований выработаны рекомендации по повышению уровня безопасности полетов, в которых, в значительной степени в последние годы, уделяется особое внимание проблемам исследований в области «человеческого фактора», орнитологическому обеспечению аэродромов, проблемам поддержания летной годности воздушных судов авиации общего назначения. Подробные анализы состояния безопасности полетов и рекомендации регулярно публикуются на сайте МАК.

Несмотря на существующие сложности, специалисты МАК продолжают работу по совершенствованию лабораторной базы по расследованию авиационных происшествий. Лаборатория Межгосударственного авиационного комитета – одна из лучших в мировой авиации, является уникальной структурой, как по наполнению современным оборудованием, так и по ее кадровому экспертному составу. За помощью к нам обращаются не только государства региона, но и коллеги по расследованию авиационных происшествий из других стран.

Как известно, МАК периодически подвергался критике в связи с большими сроками расследования авиационных происшествий. Так вот, в ходе проведенных в 2023 г. и запланированных нами организационно-штатных и учебно-методических мероприятий мы предполагаем существенно улучшить процесс организации и проведения расследований в части сокращения сроков проведения работ и выпуска окончательных отчетов. Это потребует от руководства Межгосударственного авиационного комитета принятия кадровых решений и улучшения финансирования сотрудников МАК с целью привлечения квалифицированных специалистов, особенно с учетом того, что скоро нам предстоит столкнуться с проблемой расследования событий с беспилотными воздушными судами, сверхлегкими и незарегистрированными летательными аппаратами.

В настоящее время мы активно занимаемся подготовкой и повышением квалификации наших специалистов, а также коллег в государствах региона. В 2023 г. мы также провели курсы по подготовке расследователей в Узбекистане и Казахстане. За последние 20 лет нами, в том числе в рамках проекта ИКАО-МАК, организовано более сотни различных мероприятий, семинаров, курсов, в которых приняли участие более 15 тыс. авиационных специалистов, инспекторов государств региона. Межгосударственный авиационный комитет намерен расширять эту деятельность, несмотря на возникшие сложности международного взаимодействия.

Наша работа очень востребована государствами региона. После назначения меня на должность Председателя Межгосударственного авиационного комитета я посетил ряд государств-участников Соглашения с официальными визитами (и планирую продолжить такие поездки) и везде слышал от коллег-авиаторов весьма позитивные оценки нашей работы и благодарность за оказанную помощь. Вместе с тем руководители авиационных администраций государств-участников Соглашения выражали сожаление, что не все их пожелания в части подготовки авиационного персонала и разработки нормативно-правовой, методической базы реализуются Межгосударственным авиационным комитетом. Мы исправим эту ситуацию и нацелены на расширение взаимодействия с государствами-участниками Соглашения по всем направлениям деятельности МАК. Уже сегодня реализуются программы по оказанию содействия государствам в подготовке к проводимым ИКАО аудитам, идет разработка подходов по реализации Регионального плана по обеспечению безопасности полетов.

С целью реализации положений Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в интересах авиационных администраций государств-участников Соглашения МАК осуществляет деятельность в области координации и развития авиационной медицины, координации программ в области аэронавигации, развития гражданской авиации, координации обеспечения безопасности полетов и подготовки авиационного персонала.

Следует сказать, что успешная деятельность МАК в регионе и мире (а мы имеем соглашения в разных областях гражданской авиации с 78 государствами и 19 организациями) привлекла внимание и других соседних государств, выразивших намерение присоединиться к Соглашению. Возможно, скоро у нас будет на несколько государств больше.

В сегодняшней непростой обстановке мы продолжаем реализовывать принципы, заложенные при создании Межгосударственного авиационного комитета, основанные на тесном международном сотрудничестве, в том числе с ИКАО, и остаемся приверженными целостному и всестороннему подходу к обеспечению безопасности полетов в интересах всех государств-участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства.

Источник: Международный авиационно-космический журнал "АвиаСоюз" №3/4 за 2023 год