Авиация и власть

В.М.Ламзутов, заместитель главного редактора "КР". Торжественный вечер по случаю 100-летия гражданской авиации России

В Государственном Кремлёвском дворце 9 февраля 2023 года состоялся торжественный вечер, посвящённый 100-летию отечественной гражданской авиации, в ходе которого Президент вручил государственные награды Российской Федерации представителям отрасли.

Приведу полностью вступительное слово Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина участниками торжественного вечера.

В.Путин:

Уважаемые друзья! Дорогие ветераны!

Сегодня мы отмечаем важную историческую дату – 100-летие российской гражданской авиации.

Поздравляю вас – поздравляю всех присутствующих в этом зале и ваших коллег, всех, для кого работа в этой стратегической отрасли стала не просто профессией, а призванием и судьбой.

Отечественная гражданская авиация всегда служила символом технического прогресса, движения вперёд. Её создание и бурное развитие послужило мощным стимулом для науки и техники, промышленного производства и системы образования.

Мы по праву гордимся славной историей гражданской авиации, гражданского воздушного флота. Благодаря труду и таланту выдающихся конструкторов Антонова, Туполева, Ильюшина, Яковлева и многих других была создана широкая линейка отечественной авиационной техники, на которой были установлены многие мировые рекорды по скорости, дальности и продолжительности перелётов.

В памяти нашего народа навсегда останется мужество лётчиков гражданской авиации, которые в 1934 году спасли из ледового плена экспедицию полярников с парохода «Челюскин» и были первыми удостоены звания Героя Советского Союза. А спустя три года настоящим подвигом стал первый беспосадочный перелёт в США через Северный полюс экипажа под командованием Валерия Чкалова.

Трудно переоценить вклад гражданского воздушного флота в развитие нашей страны. Без него невозможно представить достижения индустриализации, освоение Сибири, Дальнего Востока, Заполярья и Великую Победу в 1945 году.

Мы не забудем героизм авиационных групп Наркомата обороны, сформированных из лётчиков гражданской авиации. В тяжелейших условиях они снабжали фронт и партизанские отряды, осаждённый Ленинград, защитников Севастополя, Сталинграда боеприпасами, медикаментами, продовольствием, под огнём эвакуировали раненых. А в победном мае 1945 года лётчики 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии доставили во Внуково Акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии.

В послевоенные десятилетия «Аэрофлот» связал своей маршрутной сетью практически все крупные города СССР и столицы зарубежных государств, стал перевозить миллионы пассажиров, тем самым укрепил статус нашей страны как одной из ведущих мировых авиационных держав.

И в сложные 90-е годы гражданская авиация сумела преодолеть трудности и занять своё место в новой, рыночной экономике. Стала уверенно, шаг за шагом выходить на траекторию роста.

Уважаемые друзья!

И в наши дни гражданская авиация сохраняет своё особое, стратегическое значение, играет ключевую роль в поступательном развитии нашей огромной страны, обеспечении связанности регионов, способствует динамичному росту многих высокотехнологичных отраслей производства.

Сегодня гражданская авиация – это 225 аэропортов, из которых 80 имеют статус международных, более 100 авиакомпаний, 18 учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также другие организации. Всего в этих структурах, в ваших структурах, трудится почти 200 тысяч специалистов, которые профессионально решают сложнейшие ответственные задачи.

Среди достижений гражданской авиации последнего десятилетия отмечу качественное обеспечение перевозок в период проведения Олимпийских игр, Паралимпийских игр, чемпионата мира по футболу, а также других знаковых, крупнейших мероприятий мирового уровня. Обновлена Единая система организации воздушного движения, оптимизированы её региональные центры – сегодня только об этом говорили.

Даже во время практически полной остановки международного сообщения из-за пандемии коронавируса отечественная гражданская авиация сохранила свои позиции, обеспечила преемственность развития. Так, уже в сложном, непростом 2022 году российские авиакомпании в целом перевезли более 95 миллионов пассажиров.

В условиях беспрецедентных санкций против нашей страны именно гражданская авиация одной из первых оказалась под ударом и эффективно ответила на этот вызов, системно и последовательно решала все возникающие проблемы.

Сегодня мы только что встречались с вашими коллегами – с работниками, ветеранами гражданской авиации, говорили в том числе о мерах государственной поддержки отрасли. Только в прошлом году на эти цели из федерального бюджета было выделено более 174 миллиардов рублей. Это позволило сохранить коллективы предприятий, сберечь уникальный опыт и компетенции, сосредоточиться на повестке развития.

Отмечу, что за последние 20 лет модернизировано 84 аэродрома и построено восемь новых региональных и узловых аэропортов. Создаются новые отечественные самолёты, строятся перспективные, логистически оптимальные маршруты.

И такая работа будет продолжена. Предстоит реконструкция аэропортов. Увеличится количество прямых рейсов и современных транспортных хабов. Особое внимание будет уделяться обновлению парка авиакомпаний.

Как уже отмечал, все эти задачи мы будем решать с опорой на собственные технологии, на мощности отечественных производителей, создавать и развивать целую линейку новых и модернизированных воздушных судов при максимальной локализации производства.

Добавлю, что для поддержки авиакомпаний – с использованием средств Фонда национального благосостояния – начинает действовать новый механизм льготного лизинга отечественных воздушных судов. Это повысит экономическую эффективность эксплуатации самолётов, что в итоге должно позитивно повлиять на доступность авиаперевозок.

И конечно, продолжим субсидировать билеты по социально значимым маршрутам, а также для пенсионеров, инвалидов, студентов, многодетных родителей.

Добавлю, что с этого года более чем вдвое увеличено бюджетное финансирование на развитие санитарной авиации для жителей отдалённых районов, а это значит, что медицинская помощь будет оказываться быстрее и качественнее.

Вновь подчеркну: наша цель – сделать отрасль конкурентоспособной, современной, гибко реагирующей на запросы времени и на задачи развития нашей страны.

Уверен, что работники отрасли приложат максимум усилий для эффективного решения стоящих перед вами задач. Все мы хорошо понимаем, что стабильное развитие отрасли – это прежде всего добросовестный, слаженный труд пилотов, инженеров и диспетчеров, бортпроводников и многих-многих других специалистов отрасли.

Хочу поблагодарить всех, кто трудится в гражданской авиации, за компетентность и надёжность, за то, что в любых, порой нештатных, ситуациях вы действуете собранно, чётко, профессионально.

И сейчас самые тёплые слова благодарности – ветеранам гражданской авиации, людям, которые посвятили этому, любимому ими делу всю свою жизнь, честно, ответственно работали на благо Родины, берегли и приумножали сложившиеся в отрасли традиции.

Ещё раз поздравляю всех вас с юбилеем, с праздником.

Участники церемонии вручения государственных наград Российской Федерации

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени

САВЕЛЬЕВ Виталий Геннадьевич – Министр транспорта Российской Федерации,

НЕРАДЬКО Александр Васильевич – руководитель Федерального агентства воздушного транспорта.

Орден Александра Невского

ВАНЦЕВ Виталий Анатольевич – председатель совета директоров акционерного общества «Международный аэропорт Внуково», Москва.

ВАСИЛЕНКО Михаил Михайлович – генеральный директор акционерного общества «Международный аэропорт Шереметьево», Московская область.

ГОРЛОВ Виктор Васильевич – член совета ассоциации «Клуб ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации «Опыт», Москва.

Орден Пирогова

ЗАБРОДИНА Наталья Борисовна – главный врач федерального бюджетного учреждения «Центральная клиническая больница гражданской авиации», Москва.

Орден Дружбы

ЛАПИЦКАЯ Ирина Демьяновна – директор филиала публичного акционерного общества «Аэрофлот – российские авиалинии» в г. Владивостоке.

ПЛАКСИН Евгений Васильевич – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Международный аэропорт Симферополь», Республика Крым.

СЕРГЕЕВ Леонид Владимирович – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Воздушные ворота Северной столицы», Санкт-Петербург.

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

ГОЛУБЬЕВА Виктория Дмитриевна – бортпроводник общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа», Москва.

Почётное звание «Заслуженный пилот Российской Федерации»

ЗАИКА Олег Вячеславович – старший пилот-инструктор воздушного судна акционерного общества «Авиакомпания «Сибирь», Новосибирская область.

КОКОРИН Сергей Алексеевич – командир лётного отряда акционерного общества «ЮТэйр – вертолётные услуги», Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

ЛИМАРЕВ Николай Васильевич – заместитель командира авиационной эскадрильи лётного отряда лётного департамента общества с ограниченной ответственностью «Азур эйр», Красноярский край.

Почётное звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации»

ГОРЮНОВ Михаил Иванович – авиационный техник по приборам и электрооборудованию департамента по техническому обслуживанию воздушных судов публичного акционерного общества «Аэрофлот – российские авиалинии», Москва.

ПИСЕМСКИЙ Валерий Владимирович – тракторист филиала «Аэропорт Тиличики» федерального казённого предприятия «Аэропорты Камчатки», Камчатский край.

СКУРАТОВ Кирилл Сергеевич – первый заместитель генерального директора открытого акционерного общества авиакомпании «Уральские авиалинии», Свердловская область.

Почётный знак Российской Федерации «За успехи в труде» коллективу публичного акционерного общества «Аэрофлот – российские авиалинии»

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ Сергей Владимирович – генеральный директор публичного акционерного общества «Аэрофлот – российские авиалинии».

Соседнее кресло рядом со мной занимал мой коллега, Румянцев Евгений Александрович, главный редактор информационно-аналитического журнала "ПАРТНЕР-АЭРОПОРТ" Ассоциации "Аэропорт" ГА, заслуженный работник культуры РФ.

В зале Государственного Кремлёвского дворца присутствовали курсанты учебных заведений, работники гражданской авиации, авиационных предприятий страны, заслуженные пилоты СССР и РФ, лётчики-испытатели, специалисты, готовящие к полёту воздушные суда, диспетчера, обеспечивающие безопасный полёт наших авиалайнеров на авиационных трассах страны, представители различных СМИ.

После торжественной части слушатели посмотрели выступления артистов московской эстрады (кстати, 1-й канал Российского телевидения) в субботу, 11 февраля, полностью показал концерт после программы "Время".