Авионика и вооружение

Б.В. Обносов: «Чужого нам не надо. Но впору задуматься, чтобы своё не подорожало».

С 16 по 17 апреля в Ульяновске состоялся 2-й съезд Авиапроизводителей России. Основная проблема, вынесенная на обсуждение: решение задачи импортозамещения. Своё видение вопроса изложил генеральный директор Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Викторович Обносов.

Б.В. Обносов.jpg

Вопрос об импортозамещении в отечественной промышленности стал наиболее актуальным в связи с резко усложнившейся внешнеполитической ситуацией.

Качество, своевременность и стоимость – это основные условия участия в рынке. Сегодняшние проблемы – последствия 90-х годов¸ когда отечественная промышленность была недофинансирована и раздроблена. Многими предприятиями был потерян темп развития. Выжили те, которые сохранили конкурентоспособную продукцию благодаря наличию квалифицированных управленческих кадров и экспортным заказам.

Сегодня особо востребована электронная компонентная база. В прежние годы сроки её поставок укладывались в 3, максимум – в 6 месяцев. Сегодня они доходят до полутора лет. Эта ситуация касается и СВЧ-модулей, необходимых для изготовления высокоточного оружия. В этой продукции нуждаются все предприятия-финалисты не только нашей корпорации. К примеру, в таком же положении находится и концерн «Алмаз-Антей».

Данное направление, которое сосредоточено в подмосковном Фрязино на предприятии «Исток», сегодня становится одним из основных.

Современные ракеты конструктивно схожи с самолётом – корпус (планер), бортовое оборудование, двигатели. Только спектр силовых установок для ракет более широк – на них могут устанавливаться газодинамические, твердотопливные, прямоточные, воздушно-реактивные или комбинированные двигатели.

Для определения летно-технических характеристик любого летательного аппарата требуется вначале получить его аэродинамические характеристики. Сегодня широкое применение находят методы математического моделирования и получение аэродинамического облика проектируемого летательного аппарата расчетным путем. Постоянным поставщиком подобных специализированных программ до сих пор являлась американская компания – производитель данного типа программного продукта.

В марте мы заключили с Агентством перспективных разработок договор, касающийся работ именно по данной тематике. К работе подключены как академические институты, так и ведущие центры, такие как ЦИАМ, ЦАГИ и ряд других. Созданная продукция будет востребована как в нашей корпорации, так и у других предприятий-финалистов.

Примером еще одной конкурентной среды может послужить авиадвигательная отрасль. Нынешняя внешнеполитическая обстановка, к сожалению, разрушила наше сотрудничество с украинским АО «Мотор Сич», которое поставляло нам малогабаритные турбореактивные двигатели для ракет.

Российское предприятие «Сатурн» взялось за решение задачи замещения украинского двигателя, однако полноценная замена пока не получается. Оказалось, что стоимость ракетного турбореактивного двигателя, который весит всего 60 килограмм и должен проработать 30 минут, в исполнении «Сатурна» почти в три раза превышает первоначально заявленную. Сегодня цену удалось приблизить к желаемому уровню, но темпы наращивания производства остаются неудовлетворительными.

Еще один пример: бесплатформенные инерциальные системы управления. Для их изготовления нужны микромеханические гироскопы, однако точность отечественных изделий пока значительно уступает зарубежным аналогам.

Подобных примеров множество, но они имеют общий корень – систему планирования. Возможным выходом из положения может стать если не возврат к Министерству Авиационной промышленности, то, вероятно, создание Министерства Оборонной промышленности. Удачным был опыт создания Федерального авиационно-космического агентства. Но результат, к сожалению, хорошо известен.

Нами за последние 4 года освоено более 13 новых изделий. Только в 2015 году планируется закончить работы ещё ориентировочно по 16 образцам, включая морское оружие. Во всей нашей продукции заложены поставки исключительно отечественных предприятий. Проблема импортозамещения должна быть решена полностью. Замена украинского импорта – только часть решения вопроса. Оттуда поступала продукция 130-и наименований. А от стран НАТО – на порядок больше.

Для успешного выполнения планов по импортозамещению необходимо обеспечить страховой запас комплектующих изделий примерно на период от 3 до 5 лет. Следует также решить вопрос: за счёт чего эти запасы могут быть созданы. Один из возможных вариантов: их стоимость может быть включена в стоимость изделий, заказываемых Министерством Обороны. Другой вариант – в рамках Федеральных целевых программ. Заместить всю базу в течение трёх лет крайне сложно. Следует иметь в виду, что замена блоков, элементов головки самонаведения и др., еще не является окончательным решением задачи. Далее следуют квалификационные испытания. Для их проведения нужно изготовить изделие, которое будет стоить во много раз больше той элементной базы, которая подлежит замене. К примеру, сегодня создана ракета «воздух-воздух» большой дальности. Её головка самонаведения имеет вычислитель и усилитель мощности американского производства. Производителя российского аналога удалось найти за год. В настоящее время ведутся типовые испытания изделия, которое стоит намного дороже, чем подлежащие замене элементы.

Из анализа сложившейся ситуации можно сделать вывод, что использование в изделии отечественных элементов должно закладываться ещё на начальном этапе работ по его созданию начиная с постановочных НИР. Для того, чтобы работа шла успешно, необходимо также пересмотреть многие положения Федерального закона ФЗ-44. В нём говорится, что любая ОКР должна быть завершена к определённому сроку и за определённую сумму денег, размер которой не может быть превышен. Ни одна ОКР в мире не может быть проведена на столь жёстких условиях, если, конечно, в качестве результата иметь в виду положительный эффект, а не выброшенные деньги.

Одним словом, решая проблему по импортозамещению, следует помнить о главной цели – сделать конечный продукт более дешёвым как на внутреннем, так и на внешнем рынке без ущерба качеству. Это станет возможным, когда использование отечественных комплектующих будет заложено в концепцию будущего изделия. 

КТРВ.jpg