Евгений Александрович ФЕДОСОВ научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС», Герой социалистического труда, академик РАН
ГОСУДАРСТВЕННОМУ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ИНСТИТУТУ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ – 75 ЛЕТ
Научные направления, связанные с созданием авиационного вооружения, относятся к наиболее сложным в современном самолётостроении. Обеспечение выполнения той или иной боевой функции современным боевым авиационным комплексом требует увязки летно-технических характеристик самолёта в динамике его движения, сложных информационных радио- и оптоэлектронных бортовых систем, определяющих координаты воздушных и наземных целей, большого набора приборов, измеряющих положение самолёта в пространстве и по отношению к воздушному потоку для решения задач навигации и пилотирования самолёта и выдачи необходимых данных для решения задач воздушной стрельбы, бомбометания и определения зон пуска управляемого ракетного оружия.
Процессы, связанные с динамикой полёта самолёта, процессы измерения и обработки информации о положении цели и атакующего самолёта имеют совершенно различную физическую природу. Поэтому наука об авиационном вооружении требует перейти, как теперь принято говорить, в «виртуальное» пространство, в котором разные по своей природе физические процессы объединены единым понятием информационного процесса для выполнения той или иной боевой задачи. Только в этом случае можно говорить об оценке боевой эффективности современного авиационного боевого комплекса, изучить динамику боевой системы, точность наведения авиационного оружия.
После окончания Великой Отечественной войны прошло меньше года, когда вышло Постановление Правительства СССР от 26.02.46г. за №473-192 о развитии НИР и ОКР по авиационной технике, в котором была оговорена организация института авиационного вооружения. В развитие этого документа вышел приказ Министерства авиационной промышленности №290 от 13.05.46г., которым предписано формирование на базе лаборатории № 4 ЛИИ отдела вооружения № 82 НИИ-1 МАП и части Бюро Новой Техники ЦАГИ нового НИИ-2 в системе 7-го ГУ МАП. Тем же приказом институту была выделена собственная база - вспомогательные помещения и ангар завода №134 МАП по Ленинградскому шоссе общей площадью 1884 кв. м. Штат института составлял всего 100 человек. В 1946 г. институту передан лесхоз в посёлке Фаустово под строительство полигона.
Организатором и первым руководителем НИИ-2 стал генерал-майор авиационно-технической службы авиации, участник нескольких войн, возглавлявший до этого 7-е ГУ МАП – управление опытного самолётостроения – Павел Яковлевич Залесский. Институт он возглавлял в 1946-1951 гг. В январе-марте 1951 г. и.о. начальника НИИ-2 был В.Е.Руднев. С марта 1951 г. по июль 1970 г. институт возглавлял В.А.Джапаридзе (ранее - начальник лаборатории ЦАГИ). Более 35 лет, с августа 1970 г. по февраль 2006 г. руководителем института был академик РАН Е.А.Федосов. С марта 2006 г. по 2019 год институтом руководил академик РАН С.Ю. Желтов. В настоящее время институтом руководит С.В. Хохлов, который ранее возглавлял Департамент радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли.
Институт с первых дней своего существования активно включился в строительство новой боевой авиационной техники. Это было бурное начало новой эры реактивной авиации. Очень скоро истребительная авиация преодолела звуковой барьер. Перед авиационным вооружением встали сложные проблемы стрельбы и пуска оружия с платформы, двигающейся со скоростью больше скорости звука. До сих пор даже пушечный снаряд не развивал подобной скорости.
Основным методом научных исследований были натурные летные испытания, где необходимо было изучить поведение самолёта и оружия в новых условиях. В принятые на вооружение истребители МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19 сотрудники НИИ-2 вложили очень много труда по отработке и испытаниям пушечного вооружения.
В 1946-1949 гг. институт проводил работы по отработке и испытаниям системы вооружения с пушкой Б-20Э главного конструктора М.Е. Березина для бомбардировщика Ту-4. За отработку систем вооружения этого самолёта ряд сотрудников института получил правительственные награды.
Именно при отработке синхронно следящих приводов пушечного вооружения в институте стали развиваться научные направления, связанные с автоматическим управлением. В первые годы деятельности в институте проводились и опытно-конструкторские работы. Коллективом разработчиков под руководством Г.Я. Дилона, а впоследствии В.П. Голикова была создана и сдана на вооружение первая реактивная воздушная торпеда РАТ-52. В институте с 1946 г. создавался первый отечественный снаряд класса «воздух-воздух» под руководством Э.Н. Кашерининова, но он настолько опережал возможности того времени, что эта тема не была доведена до конца. С 1947 г. под руководством В.А. Малышева проводились работы по радиодальномеру «Гамма», предтече радиолокационных авиационных прицелов и бортовых радиолокационных станций. В дальнейшем сочетание научно-исследовательских работ и переход их в опытно-конструкторские работы по принципиально новым видам оружия стали характерным почерком института.
Первое десятилетие жизни института – самое трудное. Ещё нет готовых теорий и методик научных исследований, ещё очень слабая экспериментальная база. Но наши первые научные лидеры - В.Е. Руднев, Ю.Л. Карпов, Ю.Л. Мешковский, Е.И. Чистовский, И.А. Богуславский, Ю.И. Топчеев, Ю.Б. Гермейер и многие другие (просто невозможно всех перечислить) - с честью справились с научными проблемами, стоявшими перед институтом, и создали научные основы будущих научных школ: теории самонаведения, теории эффективности, теории живучести, теории следящих приводов стрелкового вооружения и проблем совместимости оружия и самолёта. В конце первого десятилетия и в начале второго институт начинает осваивать совершенно новые направления – создание управляемого авиационного оружия и автоматизацию процессов перехвата и воздушного боя.
Первые здания института
Постановлением ЦК КПСС и СМ № 2543-1224 от 30.12.54 г. НИИ-2 был определен ведущей организацией по научно-исследовательским работам в области создания управляемых ракет класса «воздух-воздух». Приходит новое молодое поколение, которому и предстоит развивать новые направления. Это поколение уже достаточно хорошо подготовлено в теории управления и быстро осваивает проблемы управляемого оружия.
Ил-28Т с торпедой РАТ-52
Именно в 1955-1958 гг. создается современная теория самонаведения, статистическая динамика управляемых снарядов и нестационарных процессов, нелинейная теория управления и т.д. Начинают бурно развиваться методы математического и полунатурного моделирования. В институте создаются сложные стенды полунатурного моделирования систем автоматизации перехвата воздушных целей «Ураган-1» и «Ураган-5», а также стенды для отработки первой самонаводящейся ракеты класса «воздух-воздух» К-8.
Второе десятилетие – это быстрый количественный рост сотрудников института, в основном за счет молодых специалистов. Большую роль в развитии института, становлении базы моделирования, дальнейшего строительства лабораторных и производственных корпусов в Москве и базы полигона в поселке Фаустово сыграл Виктор Арчилович Джапаридзе – начальник института в этот период. Именно он сделал ставку на молодое поколение научных работников. Он был первым начальником базовой кафедры Физико-технического института, выпускники которого стали во главе многих новых научных направлений в институте.
Второе десятилетие работы института совпало с созданием второго поколения реактивной авиации и его управляемого вооружения: самолеты Су-9, Cy-11, Су-15, МиГ-21, Ту-128, Як-28, ракеты К-5М, К-8, К-80, К-9, КСР-5, КСР-5П - вот далеко не полный перечень систем, над которыми трудился институт.
Этот период деятельности института характерен еще и тем, что здесь формируется понятие боевой системы и системного подхода к проектированию боевой авиации. Ставший сегодня общепринятым, такой подход не всеми тогда понимался и не всеми принимался. Все еще главной считалась эволюция развития самолета, и лозунг «быстрее всех, дальше всех и выше всех» был определяющим, хотя ЛТХ самолета не были определяющими в боевой эффективности. На первое место выходят информационные системы, системы управления вооружением и управляемое оружие.
Третье десятилетие – это напряженная борьба на переднем крае «холодной войны», переходящей в вооруженную борьбу в «горячих» точках. Непрерывные арабо-израильские конфликты, а затем и вьетнамская война впервые столкнули нашу боевую авиацию с авиацией США. Вскрылись многие недочеты и просчеты, особенно – недооценка роли фронтовой авиации в современной вооруженной борьбе.
Институту пришлось изрядно мобилизоваться. Десяти- и двенадцатичасовой рабочий день был нормой для большинства сотрудников института. Именно в этот период закладываются системы вооружения самолетов Су-24, Су-17, МиГ-23, МиГ-27 и МиГ-25, вертолета Ми-24. Это уже не отдельные прицелы и приборы, а интегрированные комплексы управления вооружением, когерентная радиолокация и доплеровские головки самонаведения ракет класса «воздух-воздух», первое поколение высокоточного оружия класса «воздух-поверхность» с лазерным и телевизионным самонаведением. В этот период создается самое большое количество управляемого авиационного вооружения: ракеты класса «воздух-воздух» К-2З, К-24, K-60, К-40; ракеты класса «воздух-поверхность» и управляемые бомбы Х-23, Х-25, Х-29, Х-28 и Х-58, Х-59, КАБ-500, КАБ-1500. Молодые специалисты и ученые, пришедшие в институт в конце 50-х – начале 60-х годов, возглавили эти работы.
Ракеты класса «воздух – воздух» на подкрыльевых и подфюзеляжных пилонах МиГ-23
Этот период работы характеризуется и значительным участием института в летных испытаниях. В ГНИКИ ВВС создается экспедиция института, и нам передается головная роль по министерству, которая до сих пор принадлежала ЛИИ. Наш труд был многократно отмечен правительственными наградами, Ленинской и Государственными премиями. Активно работает кафедра Физико-технического института, и в коллектив института вливаются «физтехи». «Молодая кровь» вносит высокую математическую культуру в научные работы института.
Четвертое десятилетие – это время наивысшего расцвета работ института, вершина нашей деятельности. Институт сыграл значительную роль в создании систем вооружения таких теперь всемирно известных самолетов, как МиГ-29, Су-27, Ту-160, вертолетов Ка-27, Ка-50. Они признаны во всем мире как лучшие летательные аппараты, превосходящие зарубежные аналоги.
Мы гордимся, что наш труд влился в разработки многотысячных коллективов ОКБ им. Микояна, Сухого, Туполева, ОКБ «Вымпел», ДКБ «Радуга», НПО «Фазотрон» и «Ленинец», ЛКБ «Электро-автоматика», НПО «Авиаприбор», НИИ «Агат», ЦКБ «Геофизика» и многих других коллективов авиастроителей. В этот же период институт вложил много сил в создание систем зенитных ракет С-300В, «Бук-М2», «Бук-М3» и системы ПРО.
Особенно хотелось бы отметить создание с участием института крылатых стратегических ракет Х-55 для самолетов стратегической авиации Ту-95МС и Ту-160. Практически именно вследствие этих работ страна стала обладательницей стратегической триады. Наличие авиационной составляющей дало возможность СССР вести равноправный диалог с США по сокращению стратегических ядерных вооружений. Страна, наконец, обеспечила полный паритет, как по ядерным, так и по обычным видам вооружений со странами НАТО.
За большой вклад в развитие боевой авиации и систем вооружения институт награждается орденом Трудового Красного Знамени и входит в итоге в пятерку ведущих научных авиационных центров страны. В институте и его филиалах работают более 9000 человек, четыре базовых кафедры (МФТИ, МАИ и МИЭРА) готовят кадры молодых специалистов, работает своя аспирантура, и два ученых совета присуждают ученые степени кандидата и доктора технических наук. Всего в институте трудятся в тот период более 30 докторов и около 500 кандидатов технических наук. Это 10% всех дипломированных ученых МАПа.
Вручение институту ордена Трудового Красного Знамени
министром авиационной промышленности В.А. Казаковым. 1977 г.
Институт создал самую совершенную в стране базу полунатурного моделирования и испытаний на эксплуатационные воздействия, самый крупный вычислительный центр страны. Хотелось бы отметить решающую роль в научных работах института цифровой вычислительной техники. Мы были пионерами в стране в этой области, являясь одними из первых пользователей БЭСМ-l. Мы создавали первые моделирующие комплексы с цифровыми супер ЭВМ того времени.
В этот период достигают своего наивысшего развития и работают хорошо налаженное опытное производство и инфраструктура инженерных служб, определяющие создание и эксплуатацию экспериментальной базы института. Бурно продолжается строительство новых корпусов. Институт приобретает современный облик. Информационные службы института выпускают пользующиеся большим спросом и авторитетом обзоры развития иностранной техники и Труды института. Можно ещё много говорить о результатах четвертого десятилетия. Действительно, теперь уже можно утверждать, что четвертое десятилетие жизни института – это его вершина! Средний возраст работников института – самый творческий, он совпадает с возрастом самого института.
Пятое десятилетие – это наиболее трудное время как для страны, так, естественно, и для института. Началась перестройка. Институт с энтузиазмом поддержал апрельские высказывания Горбачева, они были созвучны тому, чем мы занимались, а именно новой техникой, наукоемкими технологиями. Мы были хорошо подготовлены, чтобы осваивать компьютерную и микроэлектронную технологии, информатику, системы автоматического проектирования и конструирования. Именно в направлении развития этих технологий и были сосредоточены усилия ученых и инженеров института в эти годы. Молодые выпускники Физтеха, а также пришедшие в институт новые кадры электронщиков, специалистов по микроэлектронным технологиям начали готовить хороший научно-технический задел для существенного опережения в развитии систем оружия 5-го поколения боевой авиации. Идёт строительство последнего, 30-го корпуса, создаются технологические позиции микроэлектронного производства. Отлично оснащена вычислительная база. Благодаря помощи лично министра институт приобретает наиболее совершенные образцы импортной вычислительной техники. Вычислительный потенциал института возрос в тысячи раз и позволил создавать совершенно уникальные модели групповых боевых операций, овладевать сложными пакетами программ для проектирования микроэлектронных заказных схем.
Институт еще по инерции набирает свой научный потенциал. Но события начала 90-х годов, распад СССР, смена общественного и экономического уклада в России поставили прикладную науку бывшего СССР на грань катастрофы. Было практически приостановлено финансирование из государственного бюджета. Ликвидировано отраслевое построение экономики страны. Окончание «холодной войны» поставило перед институтом совершенно другие задачи. Мы должны были в кратчайшие сроки найти новые направления научной деятельности уже в гражданской области.
Сложно перестроить завод. Но если не меняются технологические процессы, завод может перейти на выпуск гражданской продукции путём смены технологической оснастки. Менять квалификацию рабочих не нужно. Сложнее с конструкторским бюро, но и здесь процесс перестройки не столь радикален, если не меняется основной профиль деятельности. А, как известно, авиационная промышленность СССР всегда, помимо военной, выпускала и гражданскую продукцию. В какой-то мере для ЦАГИ, ЦИАМа, ВИАМа и ЛИИ надо было перенести акценты на гражданскую авиацию, которой они всегда занимались.
Наиболее трудно было нам. У нас все 100% объёмов были посвящены военной авиации. Причём мы занимались в основном системами вооружения боевой авиации. Системы гражданской авиации – это совершенно иное. Здесь мы имеем дело с транспортным процессом, обладающим целым рядом особенностей, которые были для нас «терра инкогнита». Дело усугублялось ещё тем, что рынок гражданской авиации был поделён, и нас никто не ждал. Но мы смело взялись за новое дело. В какой-то степени институт всегда брался за новые технологии, поэтому особого страха не было. Наиболее близкими были нам проблемы авионики гражданского самолёта. И здесь нам протянул руку помощи наш сосед - коллектив ОКБ им. Ильюшина, доверив работу над самолетом Ил-96М/Т. Эту работу мы начали вести совместно с американской компанией Рокуэлл Коллинз, и это очень много дало нам в овладении технологиями авионики гражданского самолета. В кратчайший срок, в течение года, для этого был создан коллектив нового отделения. Благодаря этому коллективу мы прочно вошли в новую для нас область.
Вторая область – это управление воздушным движением. Здесь мы сразу стали ориентироваться на принципиально новое техническое направление, а именно на спутниковую навигацию и связь.
Начали заниматься информационными компьютерными системами аэропортов. Это системы резервирования и продажи билетов. Здесь все строится на так называемых технологиях штрихового кодирования, которые нашли широкое применение практически повсеместно. В результате мы получаем заказы от МИД на создание компьютерных систем выдачи виз и от Министерства обороны - на разработку удостоверения военнослужащего. Новые информационные технологии поставили перед институтом совершенно новые задачи. Мы должны не просто разработать технологию, но и создать законченный продукт, и сдать его «под ключ». Пока мы довольно уверенно справляемся с этими новыми задачами, но теперь наше производство должно ориентироваться не только на внутренние потребности, но и на внешний рынок.
Опыт и знания, накопленные институтом в военной авионике, позволили ему наладить военно-техническое сотрудничество с Китаем, Индией и Францией. Сегодня институт имеет государственный оборонный заказ в пределах 25-30%, а остальные объёмы падают на конверсионные направления.
Большой научный потенциал института, его авторитет в научных кругах был признан и Правительством России. В 1994 году нам присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации.
Конечно, годы перестройки нанесли нам ощутимый урон. Мы потеряли наши филиалы. Одни из них остались в странах СНГ, а подмосковный филиал – полигон в Фаустово – выделился в самостоятельное Государственное казенное предприятие. Это вынужденная мера, так как оборонная тематика не позволяет обеспечить необходимые объемы для сохранения этой уникальной базы.
Рыночная экономика сманила у нас много молодежи в коммерческие структуры, это очень ощутимая потеря. Сегодня, как никогда, необходимо привлечь молодежь к работам института.
Но, к счастью, наши базовые кафедры работают. Молодежь в последние годы начала активно поступать в вузы на технические специальности, и мы надеемся постепенно «обрастать» молодым пополнением, а костяк пока еще сохранен.
В эти годы менялось название института. В 1966 г. НИИ-2 по инициативе В.А. Джапаридзе был переименован в ИТК (институт теоретической кибернетики), что было данью моде того времени и не определяло суть работ института. В 1970 г. институт получил название НИИ автоматических систем (НИИАС), а вскоре - НИИ авиационных систем (НИИАС). В 1990 г. приказом МАП институт получил название ГосНИИАС, а с 1994 г. - Государственный научный центр ГосНИИАС.
Шестое десятилетие
Резкое сокращение объемов оборонного заказа заставило перестроить еще в начале 90-х годов институт на конверсионные направления. Но работы в интересах боевой авиации и авиационного вооружения остались основой работы института.
Научные заделы, созданные в конце 90-х годов по модернизации самолетов МиГ-29 и Су-27, которые были закрыты в 91-92-х годах, были использованы в создании экспортных самолетов по заказам Индии и Китая. Это самолёты МиГ-29СМ, МиГ-29СМТ, Су-30МКК и Су-30МКН.
Истребитель МиГ-29
Институт внес очень большой вклад в создание и отработку многоканальных систем управления вооружением «воздух-воздух» на базе нового поколения БРЛС со щелевой антенной («Копье» и «Жук») и антенной с электронным управлением лучом («3аслон» и «Барс»). Одновременно внедрение в системы обработки сигналов этих БРЛС методом «доплеровского обужения луча» и «синтезирования апертуры» с применением процессоров быстрого преобразования Фурье позволило получить режимы высокого разрешения изображения земной поверхности, облучаемой БРЛС. Это дало возможность получить одновременно режимы «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Так появились многофункциональные истребители. Особо надо отметить работы института над модернизацией самолета МиГ-21бис для индийских ВВС. Этот самолет 2-го поколения реактивной авиации путем установки новой системы управления вооружением и нового поколения оружия «воздух- воздух» и «воздух-поверхность» по боевой эффективности не уступал самолетам 4-го поколения. Учебные воздушные бои, проведенные индийскими ВВС и ВВС США, показали, что модернизированный МиГ-21 не уступал в ближнем бою прославленным самолетам США F-15 и F-16. Были проведены работы над определением концепции самолета-истребителя 5-го поколения (программа ПАК ФА), над которым мы успешно трудимся совместно с ОКБ им. Сухого в настоящее время. Большой вклад внесли сотрудники института в отработку методом полунатурного моделирования самолета Су-34.
Большие объемы работ выполнены и по авиационному оружию. Совместно с коллективом МКБ «Вымпел» успешно идут работы над ракетами К-77, К-73 класса «воздух-воздух» и их дальнейшим развитием.
В кратчайшие сроки при головной роли ГосНИИАС была отработана бомба КАБ-500С с автономной системой управления и коррекцией от навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и «Навстар». Эта бомба обеспечивает поражение наземных целей с известными координатами всепогодно, всесуточно, с любых высот, и в одном бомбовом залпе поражает несколько целей.
На стендах института также проводилась отработка ракет Х-З5, Х-31П и Х-31ПМ.
Работы над новым поколением БРЛС на самолетах семейства МиГ и Су проводились под непосредственным руководством первого заместителя Генерального директора, доктора технических наук П.В. Познякова, а работы по самолету Су-З4, ракетах Х-55, Х-35 и бомбе КАБ-500С – под руководством первого заместителя Генерального директора, профессора, доктора технических наук В.А. Стефанова.
Ракета Х-55 под крылом самолёта-носителя Ту-95МС
Вторым научным направлением, над которым работает институт в настоящее время, являются работы по тематике гражданской авиации. Под руководством начальника подразделения д.т.н. Л.В. Вишняковой была создана уникальная имитационная модель управления воздушным движением над территорией Российской Федерации. Эта модель позволяет проводить уникальные работы по планированию воздушного движения, его реструктуризации и разработке оптимальных маршрутов. Подобная модель есть только в США для своего воздушного пространства.
В отделении, руководимом Г.А. Чуяновым, проводятся работы над интегральной модульной авионикой, которая является основой авионики гражданских самолетов XXI века.
Третьим научным направлением института в настоящее время являются информационные технологии. Институт внедрил в работу МИД РФ информационную паспортно-визовую компьютерную систему. Работа была отмечена Государственной премией. В настоящее время ведется большая работа по модернизации этой системы в связи с внедрением биометрических данных в новое поколение паспортов.
Имитационное моделирование системы организации воздушного движения
Большие работы ведутся в институте по обработке информации при идентификации объектов разной природы, что характерно для разведывательных систем и в контртеррористических операциях. В задачах управления и наведения все более значимым является внедрение «искусственного» зрения. Эти сложные информационные технологии развиваются под научным руководством академика РАН С.Ю. Желтова.
Седьмое десятилетие
Окончательно сформировались научные направления, над которыми работает институт в настоящее время.
Кроме того, последние десятилетия институт стал обращать внимание на исследования соответствующего аппарата по проектированию современных сложных систем вооружения, но и не только вооружения. Если говорить про гражданский самолет, то имеется в виду весь комплекс авионики самолета. Произошла цифровизация всех режимов полета и боевого применения, поэтому роль программирования и разработанных программ стала определяющим фактором, потому что все функциональные задачи, которые решает современный самолет, он решает через созданные программы. А вот как программировать, как автоматизировать процесс программирования, как автоматизировать процесс контроля программ, поиск ошибок и т.д., эта область практически не развивалась в нашей стране. Наш институт участвует в проектировании, наша направленность – отработка самолетов, систем оборудования и вооружения. Но мы столкнулись с тем, что все технологии компьютерного проектирования не отечественные, а куплены за рубежом – все пакеты программ, всевозможные САПРы, начиная с нормативной базы. Наш институт придерживается такой политики, что нужно присоединиться к мировой нормативной базе, а не придумывать свою, так как самолеты летают не только над территорией России, но и над всем миром. Тем более что мы хотим продавать наши самолеты на мировом рынке, поэтому надо брать нормативную базу зарубежную или делать свою, максимально коррелированную к зарубежной базе. А когда мы говорим о технологии проектирования, то это очень сложный программный продукт. У нас более-менее освоены продукты, связанные с конструированием. Но опять же, это не наш продукт, наши авиационные предприятия используют продукт фирмы Сименс – это САПР.А проектирование – это широкое понятие, необходимо не только спроектировать систему, но и ее отработать. Наш институт больше всего беспокоится об авионике, об оборудовании, о приборных комплексах, которые все больше усложняются. Технологии, связанные с проектированием программного обеспечения, с отладкой программного обеспечения, с поиском ошибок в программе, с сертификацией, должны быть максимально автоматизированы. Все технологические программы закуплены, все они закрыты и разработаны на своих операционных системах. Сегодня, когда мы попали под санкции, то, естественно, удар нанесен в эту область. Все технологическое программное обеспечение в основном производится американскими фирмами. В Европе была одна самостоятельная фирма, которая вошла в состав Талеса. Например, ЦК ОАК использует операционную систему MACS2 OS фирмы Талес, Ульяновское конструкторское бюро, которое делает часть оборудования для МС-21, – операционную систему VxWorks фирмы Elbit. Никаких российских разработок в этой области нет. Весь пакет программ, который работает на МС-21, полностью импортный. Задача номер один для института – создание программных продуктов на проектирование программ функций управления. Мы решили создать интегрированную автоматизированную информационную среду управления жизненным циклом проектов авиационных систем «АИСТ» (Автоматизированная информационная среда технологий). Цель проекта – сократить издержки, повысить производительность и качество, обеспечить сертифицируемость критичной по безопасности продукции предприятий авиационной промышленности, заместить зарубежные комплексные системы автоматизации (Siemens, Catia, РТС, IBM). Появилось жесткое требование компьютерной безопасности. Эта задача намного сложнее ИМА, я имею в виду создание комплекса пакетов программ, позволяющих «оцифровать» все процессы управления по всему жизненному циклу создания и послепродажного обслуживания самолета. Во всем мире перешли к созданию подобных глобальных систем. Таким образом, рождается интегрированная система, автоматизирующая процесс всего жизненного цикла с единой базой данных для всей авиационной промышленности. Единственное, где мы продвинулись довольно удачно, – это работы по нормативно-методическому обеспечению, по разработке и сертификации самой системы.
Образцы ракет класса «воздух – воздух», созданных при участии ГосНИИАС
Образцы ракет класса «воздух – поверхность», созданных при участии ГосНИИАС
Вопрос компьютерной безопасности – очередная проблема, которая встала перед конструкторами авиационной техники, но не только авиационной, такая же проблема и в производстве, ведь все процессы на заводах автоматизируются. Везде, где стоят компьютеры как управляющий элемент, возникает проблема компьютерной безопасности. Компьютерная безопасность становится проблемой номер один. В нашем коллективе также идет работа в этом направлении.
Интересны выступления европейцев и американцев о самолетах шестого поколения. При этом разговор идет только о программах, они повышают интеллект управления самолетом на всех режимах и видят в этом главную перспективу. Они полностью пересматривают идеологию цифрового проектирования. Нас это должно насторожить, потому что мы в этом направлении отстаем.
Президент РФ В.В. Путин знакомится с работой стенда виртуального прототипирования на авиасалоне МАКС-2019
Институт успешно трудится в год своего 75-летия, он адаптировался к современной сложной обстановке. Институт – это сплав научных кадров, современных научных знаний, инженеров и рабочих, квалифицированного управленческого персонала. Мы – дружная команда, и перед нами большое и интересное будущее.