Авионика и вооружение

Г.Д. Аралов, обозреватель «КР», к.т.н. Битва за Британию

При поездках в лондонском метро мне иногда попадалась на глаза картинка на стенках вагонов – сжавшаяся от страха группа людей, видимо пережидавшая воздушный налет в убежище, а выше над ними самолеты со зловещими черными крестами на крыльях. Прошло уже более 70 лет, но помнят англичане массовые налеты Люфтваффе на Англию, продолжавшиеся с 9 июля по 30 октября 1940 года. Целью этих налетов было завоевание превосходства в воздухе, уничтожение британских ВВС, разрушение промышленности, чтобы в конечном счете поставить Англию на колени. Термин «Битва за Британию» впервые ввел премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. День «Битвы за Британию отмечается в Великобритании 15 сентября.

Неразумно было бы посетить Лондон и не наведаться в музей королевских военно-воздушных сил Великобритании Royal Air Force Museum. Из пяти выставочных залов музея один посвящен битве за Британию (The Battle of Britain Hall). При входе в зал бросились в глаза восковые фигуры двух персон, олицетворяющих ВВС противоборствующих сторон: сидящего за столом Уинстона Черчилля с сигарой в руке и в полный рост Германа Геринга.

О драме тех дней говорят многочисленные стенды, изображающие подземные укрытия с манекенами служащих связи и противовоздушной обороны. О накале битвы красноречиво говорят цифры, - в одном из самых страшных налетов на Лондон был выполнен 571 вылет немецкой авиации, которые обрушили 711 тонн бомб. Было убито 1436 человек, 1800 серьезно ранены, городская пожарная бригада зафиксировала 2136 пожаров, убытки от бомбежки были оценены в 20 млн. ф. ст. В эту ночь Люфтваффе потеряло 12 самолетов: 10 He 111, один Ju88 и один Bf110.

Британские ВВС и силы противовоздушной обороны оказали яростное сопротивление и в конечном итоге победили, несмотря на численный перевес самолетов Люфтваффе. В борьбе наряду с англичанами участвовали иностранные пилоты. Во время Битвы за Британию пятая часть всех пилотов Командования истребительной авиации ВВС Великобритании была иностранцами, представляющими 16 наций, в том числе 126 новозеландце, 98 канадцев, 33 австралийца и 26 южноафриканца.

Из многочисленных натурных экспонатов поразила своими внушительными размерами британская четырехмоторная летающая лодка Sunderland, главной задачей которой было обнаружение подлодок с помощью радиолокатора и их уничтожение. Самолет имел двухпалубный фюзеляж. На верхней палубе находилась кабина экипажа, состоящего из двух пилотов, штурмана, радиста и бортинженера. Два стрелка располагались в турелях. На нижней палубе размещались швартовочные принадлежности, бомбоотсек, помещения для хранения запасных бомб. В распоряжении экипажа был камбуз, «столовая» и «спальня» на шесть коек, туалет, что дало повод военным летчикам, не привыкшим к такому уровню комфорта, прозвать самолет «летающим отелем». Вооружение серийных самолетов состояло из нескольких 7,69-мм пулеметов. Пять из них размещалось в цельноповоротных застекленных стрелковых башнях «Фрэзер-Нэш» с гидроприводом. Один пулемет «Виккерс» с дисковым магазином стоял в передней башне типа FN.11 и четыре «Браунинга» с ленточным питанием - в задней FN.13. Кстати, «Сандерленд» стал первой в мире летающей лодкой, получившей подобные стрелковые установки.

Неподалеку расположилась система оружия дальнего действия («Оружие возмездия») под названием "Фау-1" (V-1, от немецкого слова "Vergeltung" (возмездие). Это обозначение было придумано Геббельсом и не имело ничего общего с характером системы оружия. После пуска такого снаряда он летел с помощью автопилота по заданному курсу и на заранее определённой высоте. Самолет-снаряд "Фау-1", (в нынешней классификации «крылатая ракета» был автоматически управляемым и несущим фугасный заряд, беспилотным самолетом. В носовой части фюзеляжа длиной 7,8 метра помещалась боевая головка с 1000 килограммами взрывчатого вещества. За ней располагался топливный бак с 80-октановым бензином. Затем шли два оплетенных проволокой сферических стальных баллона сжатого воздуха для обеспечения работы рулей и других механизмов. В хвостовом отсеке располагался упрощенный автопилот, который удерживал самолет-снаряд на прямом курсе и на заданной высоте. Самой интересной новинкой был пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, установленный в задней части фюзеляжа, похожий на ствол старомодной пушки.

Рядом с V-1 на тележке покоится первая в мире баллистическая ракета «Фау-2» (V-2). Ракета поднималась на высоту 60 миль и шла по магнитному курсу на автопилоте. Время подлета от старта на севере Франции до Лондона составляло всего три минуты. Никакой защиты от V-2 у англичан не было. Первая «Фау-2» была выпущена по Лондону 9 сентября 1944 года и к середине ноября их было выпущено более 1000. Точность поражения цели «Фау-2» была невысокой. В пределах Лондона упало всего 517 штук из 1104. Антверпен в Бельгии пострадал больше- он получил 1265 попаданий.

В просторном выставочном зале музея расположились представители истребительной и бомбардировочной авиации Германии и

Великобритании. Четырьмя основными бомбардировщиками Люфтваффе были Heinkel He111, Dornier Do 17, Junkers Ju 88R-1 и пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87G-2 Stuka. Все они представлены в музее в натуральную величину, как и истребитель сопровождения Bf110.

Несмотря неубирающееся шасси и невысокую скорость Ju-87, стал опасным и поразительно метким пикировщиком. На фронте даже шутили, «он и в пятак попадет, особенно если его почистить получше». На Ju-87 один из лучших асов Люфтваффе Ганс-Ульрих Рудель утопил советский линкор «Марат» в бухте Кронштадта дата. Душераздирающий рев Ju-87 при пикировании наводил ужас на солдат противника. Ju-87 за время войны утопил больше кораблей, чем любой другой самолет. Он работал также по радарам и береговым батареям. В августе 1940 г. этот тихоходный, плохо вооруженный и уязвимый самолет понес большие потери от английской авиации и впоследствии с усиленной броневой защитой был переброшен на Русский фронт.

Вдвое более тяжелый Junkers Ju 88R-1 был наиболее универсальным, многоцелевым бомбардировщиком Люфтваффе. Он нес две тонны бомб, использовался как бомбардировщик, ночной бомбардировщик, штурмовик, участвовал в атаке на морские цели, порты, радары, в дальних разведывательных операциях. Однако, отсутствие надлежащей бронезащиты и малоэффективное оборонительное вооружении часто делали его довольно легкой добычей британских пилотов. Все три типа бомбардировщиков несли большие потери от британских истребителей, однако потери Ju 88 были непропорционально больше.

На стенде в музее был также представлен средний, самый медленный бомбардировщик Люфтваффе Heinkel 111Н-20, который нес 2,5 тонны бомб, был вооружен одной 20 мм пушкой и четырьмя пулеметами калибром 7,9 мм. Разработанный в 1934 году, прототип Heinkel He111Н первое время использовался как скоростной гражданский лайнер. В 1936 г. на его базе был создан бомбардировщик, который через год был послан в Испанию, где был испытан в боевых действиях. В воздушных боях Heinkel 111Н оказался чрезвычайно уязвимым для истребителей, т.к.был слишком медленным и плохо защищенным. Самолеты несли большие потери и с сентября 1940 г. было принято решение применять их только в ночных налетах на британские города. Всего было построено более 7600 He 111 разных модификаций.

Не с лучшей стороны проявил себя и эскортный двухмоторный истребитель Messerschmitt BF110. Применявшийся в качестве прикрытия при сопровождении самолетов при дневных бомбардировках, он не мог противостоять более маневренным и быстрым истребителям Hurricane и Spitfire и не нес большие потери. Только за 13 и 15 августа 1940 г. было потеряно соответственно 13 и 30 самолетов. В результате часть BF110 была отозвана, часть использовалась для эскорта вместе с Ме-109, часть использовалась как дальний ночной истребитель.

Хорошо представлена в выставочном зале и истребительная авиация королевских ВВС Великобритании, которой сначала удалось сдержать Люфтваффе, а потом переломить ситуацию и заставить командование вермахта отказаться от плана вторжения в Великобританию.