Авионика и вооружение

Г.Д. Аралов, обозреватель «КР», к.т.н. IV Международный конгресс «ЭРА-ГЛОНАСС»

8 октября, в Центре Международной Торговли (ЦМТ) состоялся IV Международный конгресс «ЭРА-ГЛОНАСС» «Современные технологии для обеспечения безопасности и комфорта на дорогах». Работу конгресса организовал Федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности Некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС». Конгресс открыли Владимир Михайлович Кононов, первый заместитель Комитета Госдумы РФ по науке и наукоемким технологиям и Алексей Константинович Семенов, директор Департамента программ развития Минтранса РФ.

На конгресс зарегистрировались более 500 делегатов из 15 стран мира. В их числе руководители российских и зарубежных автоконцернов, таких как BMW, Mercedes Benz, Volvo, АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, Renault, операторы мобильной связи («МТС», «Билайн», «МегаФон»), производители компонентной базы и автомобильной электроники, а также представители российских и европейских специалистов в области технического регулирования.

В повестке дня конгресса стояло много вопросов, касающихся навигационных технологий. Что касается авиационной тематики, одной из проблем, стоящих в центре внимания НП «ГЛОНАСС» - гармонизация отечественной системы сертификации навигационной спутниковой системы с GPS. Как пояснил начальник аппарата главного конструктора НАП ГЛОНАСС Алексей Муравьев, без нормативной базы никакой сертификации быть не может. Не так давно в рамках IСА0 состоялась беседа с представителями американской авиастроительной компании Boeing. Они отметили, что, несмотря на значительное продвижение в рассмотрении теоретических подходов к внедрению и использованию ГЛОНАСС, перевод этих вопросов в реалистическую плоскость является проблематичным, поскольку нет соответствующих международных стандартов. Непонятно, какую аппаратуру нужно ставить на борт самолёта, если неизвестно, каким требованиям она должна соответствовать. Создана совместная рабочая группа в составе представителей Boeing, Роскосмоса и Росавиации, которая занимается разработкой стандартов обеспечения сертификации и соответствующего применения навигационной аппаратуры ГЛ0НАСС/GPS в продукции Boeing. Airbus находится на такой же позиции.

Недавно российская делегация вернулась из Вашингтона, с заседания рабочей группы по стандартизации в сфере гражданской авиации международной комиссии RТCA, где российская сторона представила план-проспект первой редакции минимальных эксплуатационных требований к ГЛОНАСС-аппаратуре. Там же был поднят вопрос о начале работы подгруппы по ГЛОНАСС в данной организации. Такая подгруппа давно существует, но на протяжении уже нескольких лет бездействует ввиду отсутствия представления проблематики, соответственно ввиду отсутствия интереса и конкретных планов работы. Из России никто на её заседания никто не ездил, а ведь любое международное заимодействие нужно начинать с формирования нормативной базы. Что касается RТСА, а также, например, такой европейской организации, как EUROCAE, то там наше участие недостаточно, нужно ездить, привлекать специалистов. Мы это отчётливо понимаем, поэтому активизировали свою работу, а также прилагаем усилия по привлечению к участию в работе международных структур ведущих специалистов профильных предприятий и организаций.

Одной из основных задач, поставленных Правительством перед Роскосмосом в части дальнейшего развития системы ГЛОНАСС, является повышение точности навигационных определений. Но, в свете недавних сбоев, на повестку дня выходит ещё один важный момент: повышение надёжности системы. На Мюнхенском форуме по спутниковой навигации в марте этого года представитель Государственной авиационной администрации США (FAA) предложил единую концепцию повышения надёжности и точности навигационных систем. Данная концепция включает в себя развитие трёх оснсзных частей:

  • Wide Area Augmentation System Update (WAAS)- широкозонная система функциональных дополнений;
  • Ground Based Augmentation System Update (GBAS) - наземная сеть дифференциальной коррекции для аэропортов, 
  • Alternative Positioning Navigation & Timing (АРМТ) – развитие технологий альтеранативной навигации и синхронизации.

Альтернативные навигационные системы разрабатываются и в России. Это такие системы, как РНС «Чайка», аналог американской системы дальней навигации Loran-C.