Авионика и вооружение

Г.Д. Аралов, обозреватель «КР», к.т.н. Взгляни в глаза войны

Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах.

«Если Франция и не была стерта с карты Европы, то, в первую очередь благодаря мужеству русских солдат».

Маршал Франции Фердинанд Фош

28 августа 2014 года в МГВЗ "Новый Манеж" в рамках Года Культуры открылась приуроченная к 100-летнему юбилею Первой мировой войны масштабная выставка «Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах». Эту войну часто называют в России забытой: память о ней стёрта многими трагическими событиями, последовавшими за ней.

В презентации выставки приняли участие заместитель министра культуры Елена Миловзорова, руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов, директор Архива Югославии (Республика Сербия) Меладин Милошевич, директор Государственного архива Российской Федерации Серей Мироненко. Ведущим церемонии открытия была генеральный директор ГМВЦ «РОСИЗО» Зельфира Трегулова

Выставка рассказывает о великих моментах истории через подлинные документы, кинохронику, фотографии, письма, карты важнейших сражений, свидетельства очевидцев, открытки и плакаты, документы героев войны из музеев и архивов России, Украины, Белоруссии, Сербии, Германии и Великобритании. В экспозиции представлено около 500 подлинных предметов, среди которых можно увидеть уникальное документы, определившие ход истории XX столетия, в том числе, переписку Императора Николая II с европейскими монархами и командующими армиями, дневники Николая II и цесаревича Алексея, прощальный приказ по армии, подписанный последним русским государем, документы Временного правительства, фотографические альбомы императорской семьи и полковые альбомы, знаменитые картины русских и европейских художников, созданные в 1914-1918 гг.

Представленные экспонаты рассказывают о подвигах, вере в победу и стойкости Русской армии, ее офицеров и рядовых солдат, позволяют получить представление о наиболее значимых событиях на фронтах, в тылу, в царском дворе и в ставке Верховного Главнокомандующего. Специально созданная для выставки серия из 15 коротких документальных фильмов: «Война на море», «Воздушная войн», «Газовая атака», «Новое оружие» и др. основана на уникальных кадрах кинохроники, снятой по разные линии фронта. Траншеи и колючая проволока, окопы и блиндажи, бесконечные колонны солдат, русская пехота, идущая в штыки на немецкие пулеметы, разрывы снарядов, военные марши, песни и куплеты в аутентичном исполнении создают ощущение эффекта личного присутствия в гуще событий.

Особое место в экспозиции было отведено живописи из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Имперского военного музея в Лондоне, графике из частных собраний. Величественный и грозный «Архангел Михаил» Виктора Васнецова, полная ощущения грандиозной трагедии «Германская война» Павла Филонова и футуристическая композиция «1914» Александра Шевченко, «Кратеры» Ричарда Карлайна, свидетельствующие о совершенно новом восприятии увиденной с воздуха войны, и отчаянный «Восход» Пола Нэша, аллегории Натальи Гончаровой и лаконичная геометрия Алексея Крученых в художественной форме иллюстрируют кровавые события минувшей войны.

По условиям Версальского договора Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию в границах 1870 года со всеми мостами через Рейн. К Бельгии после плебисцита отошли округа Эйлен и Мальмеди, к Дании – районы Шлезвиг-Гольштейна.

Германия признавала независимость Чехословакии и Польши и в пользу первой отказывалась от Гульчинского района на юге Верхней Силезии, а в пользу Польши – от ряда районов Померании, Познани, части Западной и Восточной Пруссии. Город Данциг переходил под управление Лини наций, которая должна была превратить его в вольный город.

Германия в целом потеряла 1/8 часть территорий и 1/12 часть населения. Представители Антанты признали за Россией право потребовать у Германии репараций, но СССР от этого права отказался.

Начали и закончим репортаж очень точным высказыванием маршала Франции Фердинанда Фоша» по поводу итогов Первой мировой войны: «Это не мир, это перемирие на двадцать лет».