Максим Чегодаев, спецкор журнала «КР». Аэродромный комплекс «Первушино» с дружеским визитом посетил Чечельницкий Василий Васильевич
За 32 года службы в Морской авиации Чечельницкий летал на самолетах Л-29, ИЛ-28, Ту-16,ТУ-22м2,м3, Як-18т, вертолете КА-27. Общий налет составляет более 4000 часов. КМС по боксу, инструктор по горным лыжам, рукопашному бою, хатха-йоге, горному туризму, автор многочисленных произведений на авиационную тему и просто интересный человек. За годы службы Василий Васильевич сменил 7 гарнизонов, пройдя путь от рядового летчика до командира полка.
Выпускник Оренбургского военного высшего авиационного училища летчиков имени И.С. Полбина. После окончания училища был направлен в распоряжение Командующего авиацией Дважды Краснознаменного Балтийского Флота генерал-полковника Гуляева Сергея Арсентьевича. Первым полком, в котором довелось служить, был 51-й Таллиннский минно-торпедный, орденов Суворова и Нахимова, авиационный полк самолетов Ил-28, базирующийся на аэродроме Храброво Калининградской области. С должности заместителя командира ОАЭ переведен в 170-й МРАП, а затем в 240 МРАП. Оба полка самолетов Ту-16 и Ту-22М2 базировались на аэродроме Быхов Беларусской ССР и входили в состав 57 МРАД под командованием генерал-майора Пироженко Иван Семенович. Проходил службу с 1976 по 1979 г. на должностях командира отряда, командира авиационной эскадрильи в составе 57-й МРАД. В 1979 году поступил в Военно-Морскую Академию в городе Ленинграде, которую закончил в 1982 году. Далее продолжил службу в 15-ом отдельном морском разведывательном авиационном полку, аэродром Чкаловск Калининградской области и 12-ом отдельном морском ракетоносном орденов Кутузова и Александра Невского авиационном полку, аэродром Остров Псковской области, на должностях заместителя командира АП по безопасности полетов, заместителя командира АП по летной подготовке, заместителя командира АП и командира 12 ОМРАП.
В 1983 году отряд под командованием Чечельницкого обнаружил линейный крейсер США «Айова», скрытно вошедший в тумане через Проливную зону в Балтийское море. Вылет пришлось совершать по тревоге в сложнейших погодных условиях в парадной форме одежды с кортиками, из положения, когда полк готовился участвовать в строевом смотре частей гарнизона Остров под руководством командующего авиацией БФ.
В 1986 году 12 ОМРАП по итогам года было вручено переходящее знамя за первое место среди частей авиации Балтийского Флота. В июле 1988 года группа полка, которым командовал полковник Василий Васильевич, на одном из полигонов Северного Флота произвела исследовательский пуск шести авиационных крылатых ракет залпом для их проверки на электромагнитную совместимость. И примечательно также то, что полк более 30 лет не имел аварий и катастроф, за что неоднократно премировался Командованием авиации ВМФ. Это большая заслуга всего личного состава полка и обеспечивающих его частей. Сам полковник Чечельницкий Василий Васильевич, имеющий квалификацию «Военный летчик-снайпер», награжден орденом «За службу Родине» III степени, девятью юбилейными медалями н грамотой ГК ВМФ.
С сентября 1988 года по август 1997 года проходил службу на должностях Начальника Службы Безопасности полетов 33 ЦБП и ПЛС Морской Авиации СССР и Центра Боевой подготовки ВВС Украины. После ухода в запас 5 лет работал летчиком-инструктором на тренажерах СУ-24, ТУ-22М3, КА-27 в Центре Боевой подготовки ВВС Украины. Параллельно работал инструктором
по парашютной подготовке в Николаевском АТСК «Икар». Совершил более 800 прыжков с парашютом, из них две «отцепки», когда приземляться приходилось на запасном парашюте.
Преподавал «Выживание в экстремальных условиях» на кафедре военной подготовки Николаевского государственного университета имени В.А Сухомлинского, летал на самолете АН-2 и прыгал с парашютом в Николаевской областной федерации Авиационных видов спорта.
За много лет вынужденного отказа от полетов, вызванного тяжелой болезнью, впервые осуществил полет на нашем аэродроме. Ощутив в руках штурвал, и знакомое до боли чувство полета опытный авиатор вернулся в свою молодость. В те времена, когда мы были большой, дружной и единой страной с надежным щитом Морской авиации СССР. Теплый прием, песни Александра Лынника и общение среди своих - близких по духу людей, ощущения принадлежности к одной стае надолго запомниться настоящему пилоту - Васильичу.
Текст Светлана Мирсаева.
Фото Макс Штурм.