Авионика и вооружение

Михаил Жирохов. КАРАБАХ: ВОЙНА В ВОЗДУХЕ (1992–1994 гг.)

В недавних боевых действиях вокруг Нагорного Карабаха, закончившихся подписанием перемирия от 10 ноября сего года, авиация не приняла активного участия, уступив свою роль беспилотникам. Иначе обстояло дело в ходе начальной фазы конфликта в 1992-1994 годах. Статья написана до нынешних трагических событий.

Причины возникновения конфликта вокруг области Нагорного Карабаха очень сложны и потому остаются за рамками статьи. Отметим только, что конфликт начался еще во времена СССР, когда с лета 1989 года на терри­тории Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО), входившей тогда в состав Азербайджанской ССР, начались вооруженные столкновения между незаконными воору­женными формированиями азербайджанцев и армян. Причем если поначалу в боях применялось преимуще­ственно автоматическое оружие, то вскоре «в бой пошла» градобойная артиллерия и ракеты.

Все это привело к тому, что Москва объявила в Карабахе «зону чрезвычайного положения», и вскоре здесь была сосредоточена крупная группировка внутренних войск. Однако в условиях горной местности даже таких сил было явно недостаточно, и вскоре там к выполнению несвойственных для себя функций подклю­чились и армейские части.

Поддерживали действия «силовиков» вертолеты армейской авиации – Ми-8, Ми-6 и Ми-24. Основной задачей вертолетчиков на начальном этапе было сопровождение транспортных колонн, перевозка грузов и пассажиров, эвакуация раненых. Нанесение ударов по боевикам было буквально единичным – так, каждый конкретный случай надо было согласовывать с вышестоящим начальством. Деятельность Советской Армии в тот период в Закавказье окутана сплошной тайной, и потому полную картину восстановить пока не представляется возможным. Отметим только, что все потери ВВС СССР в 1988 – 1990 годах в Нагорном Карабахе относили к «небоевым» и списывали то на отказы техники, то на человеческий фактор.

karabax-01.jpg

Вывод 366 мсп из Степанакерта, 5 марта 1992 г.

Из подтвержденных боевых потерь стоит сказать о Ми-8Т авиации ВВ МВД, который был сбит 20 ноября 1991 года боевиками неустановленной принадлежности около села Каракенд Мартунинского района.

После распада СССР и фактического перерастания конфликта в армяно-азербайджанскую войну верто­летчики, теперь формально подчинявшиеся эфемерной структуре - Главному Штабу ВВС СНГ - продолжали обеспечивать функционирование остававшихся здесь частей бывшей Советской Армии, а потом фактически обеспечили их вывод.

3 марта 1992 года в зоне конфликта был потерян последний «советский» вертолет – запущенная с земли ракета ПЗРК поразила Ми-26, он загорелся и рухнул около азербайджанского села Сейдиляр. Из пятидесяти человек, находившихся на борту, 12 погибли и 38 получили ранения разной тяжести.

Распад Советского Союза и провозглашение независи­мости Нагорно-Карабахской республики ясно показали, что серьезного столкновения не избежать. Обе стороны лихорадочно начали формировать национальные армии, в том числе и авиационный компонент.

Так, в советское время в Азербайджане находилось несколько военных аэродромов, на которых базиро­валось пять авиаполков ВВС и ПВО: 80-й ошап в Ситал-Чае (Су-25, на аэродроме базирования с 1987 года), 82-й иап ПВО в Насосной (МиГ-25ПДС), 976-й бап в Кюрдамире (Су-24), 882-й рап в Далляре (МиГ-25РБ и Су-24МР), 708-й гвардейский втап в Гяндже (Ил-76МД). Кроме того, на территории Азербайджанской ССР базировались два учебных авиаполка Армавирского ВВАУЛ: 627-й Гв.уап (Сальяны), на вооружении которого находились 84 Л-39, 761-й уап (Аджикабул) - 84 Л-39, 109 Л-29.

В то же время в Армении вообще не было военных аэродромов и базировались только верто­летчики. В отличие от другого тяжелого вооружения, число вертолетов на территории как Армении так и Азербайджана было одинаково – по одной эскадрилье: в Азербайджане находились 9 Ми-24 845-й отдельной вертолетной эскадрильи, а под Ереваном базировалась 382-я отдельная вертолетная эскадрилья с 7 Ми-24: 4 Ми-24К и 3 Ми-24Р.

karabax-02.jpg

Ми-24П ВВС Армении

Передавать эти вертолеты никто не спешил, и поэтому стороны попросту разными способами попытались «прихватизировать» их. Первыми в начале 1992 года решили действовать азербайджанцы. Им удалось привлечь на свою сторону двух офицеров уже несуще­ствующего подразделения (майора Сергея Туваева и старшего лейтенанта Рафаэля Ширинова), которые в последнее воскресенье января (28-го числа) перегнали один вертолет на аэродром Забрат, где базировались гражданские машины «АЗАЛПАНХ-а». Учитывая обстоя­тельства угона, этот Ми-24 был совершенно «беззубым» – без боекомплекта (за что он получил прозвище «голубь мира»).

Второй и третий вертолеты 3 февраля перегоняли также летчики эскадрильи: майор Алексей Шварев (летел без оператора), капитан Евгений Карлов и все тот же Ширинов. Командование пыталось как-то препятствовать такой «инициативе», и с аэродрома ПВО Насосный была поднята дежурная пара МиГ-25 (по другим данным – МиГ-23). Однако летчики либо не смогли, либо не захотели перехватить «дезертиров» (кстати, со 2 февраля эти вертолетчики были зачислены в состав азербайд­жанской армии).

Очередные пять машин перегонялись 12 февраля уже пилотами гражданской авиации, перешедшими на военную службу. Это были Явер Алиев, Закир Юсифов, Ханлар Саттаров, Эдиссон Гасанов и Мирмагомед Агаев. В итоге на аэродроме остался только один неисправный вертолет – один из офицеров эскадрильи из самых лучших побуж­дений (а всем было ясно, что захват такого количества авиатехники приведет только к эскалации конфликта в Карабахе) поджег его в самой середине стоянки, чтобы при взрыве были если не уничтожены, то хотя бы повреждены все остальные машины. Однако пожар был потушен, и только один вертолет был поврежден. Однако повреж­дения были минимальные, и 14 февраля наскоро отремон­тированный Ми-24 перегнал Ширинов. С тех пор этот день и стал официально отмечаться как в Азербайджане «День ВВС».

Таким образом, к концу февраля азербайджанцы располагали девятью боевыми вертолетами Ми-24 и всего лишь тремя подготовленными экипажами.

Зимой 1992 года обстановка в Карабахе стала накаляться: армяне, воспользовавшись просчетами азербайджанского командования, перешли в насту­пление. Поэтому после быстрого переобучения азербайд­жанских вертолетчиков (а часть из них перешла с гражданских Ми-8) эскадрилью перебросили на фронт. Из-за недостатка опыта поначалу ограничивались лишь прикрытием гражданских «бортов».

После первых же боев азербайджанским военным стало ясно, что войскам требуется серьезная поддержка с воздуха, чего Ми-24 явно не могли обеспечить. Однако в тот момент Москва не спешила передавать самолеты, серьезно опасаясь, что это может привести только к эскалации обстановки в регионе.

Поэтому азербайджанцы пошли по другому пути, и уже 8 апреля 1992 года 25-летний старший лейтенант Вагиф Бахтияр-оглы Курбанов при помощи двух своих сооте­чественников: техника самолета лейтенанта Мамедова и авиамеханика прапорщика Кулиева, подготовил к взлету с аэродрома Ситал Чай штурмовик Су-25 и перегнал на гражданский аэродром Евлах.

karabax-03.jpg

Азербайджанские МиГ-25

Российское руководство немедленно потребовало вернуть самолет, но на мнение Москвы уже тогда мало кто обращал внимание. Тогда Министерство обороны России сообщило, что был отдан приказ уничтожить самолет-дезертир, и 982-й иап, базировавшийся в Грузии на аэродроме Вазиани, в апреле 1992 года постоянно держал в готовности пару МиГ-23 для перехвата азербайджанского штурмовика, но были ли какие-то реальные попытки перехвата – неясно, хотя вряд ли кто-то посмел бы нарушить новоиспеченный сувере­нитет бывших республик.

Первая боевая потеря азербайджанской вертолетной эскадрильи относится к 11 апреля, когда под городом Физули был сбит экипаж Евгения Карлова.

Начиная с 8 мая, одинокий Су-25 стал регу- лярно бомбить армянские позиции в Карабахе. Причем использование единственного штурмовика имело свои особенности – его использовали исключительно для «стратегических» бомбардировок, а непосредственной поддержкой на поле боя занимались «крокодилы». Использовался «грач» и крайне нетрадиционно – так, 9 мая Курбанов перехватил и обстрелял гражданский Як-40, который вывозил беженцев из Степанакерта. Самолет совершил аварийную посадку. При этом никто не пострадал, но лайнер списали.

karabax-04.jpg

Доставшиеся Азербайджану Ми-2 к началу 2000-х годов полностью исчерпали свой ресурс и не восстанавливались

В конце мая 1992 года азербайджанская эскадрилья Ми-24 перебазировалась с аэродрома Забрат на аэродром Кала. 15 мая 1992 года азербайджанская авиация потеряла еще один вертолет - в районе селения Гюльаблы Агдамского района был сбит вертолет, пилоти­руемый майором Алексеем Шваревым, оператором у него был Рафаэль Ширинов. По счастливой случайности оба пилота остались живы – спустились на парашютах.

Первая «восьмерка» в составе ВВС Азербайджана появилась 11 июня 1992 года. Гражданская машина была перегнана с аэродрома Далляр в Евлах (к Сурету Гусейнову) летчиком Мирзой Фараджевым. Этот вертолет не стал единственным, и вскоре были переданы еще две «восьмерки». Неизвестно, летали ли эти Ми-8 в составе эскадрильи или использовались как «личная авиация» Гусейнова. Тут стоит отметить и такую особенность войны – практически весь 1992 год существовало две военно-воздушные структуры: ВВС Азербайджана и «ВВС Гусейнова». Это была авиаци­онная эскадрилья, которая полностью обеспечивалась местным полевым командиром Суретом Гуссейновым, включая денежное довольствие и социальное обеспе­чение летчиков-контрактников. Мало того, после смерти или попадания в плен оказывалась помощь семьям этих летчиков.

Пополнение матчастью этих частных ВВС тоже было специфическим – в мае 1992 года им были куплены «где-то» в Средней Азии два истребителя МиГ-21. В разва­ливающемся на тот момент Союзе это было несложно - были бы деньги.

karabax-05.jpg

Азербайджанский Ми-24П

Одновременно азербайджанская сторона предпри- няла меры для получения полноценных боевых самолетов. Причем в отличие от Гусейнова официальные власти занялись захватом остававшейся на территории республики советской авиатехники. 9 июня 1992 года на территорию аэродрома Далляр ворвалась толпа, женщины блокировали полосу, а мужчины порезали пневматики боевых самолетов. В результате на этом аэродроме азербайджанцы захватили 5 разведчиков МиГ-25РБ, 11 Су-24МР и 3 Ил-76, присланных для эвакуации личного состава и имущества.

Это была самая большая удача для азербайджанцев, так как из Ситал Чая удалось вывести всю технику (причем сразу после ухода военных на этом аэродроме «совер­шенно случайно» возник пожар, который уничтожил все постройки!), а в Кюрдамире «оккупанты» оставили только один неисправный Су-24. При помощи перешедшего на службу в азербайджанскую армию военного летчика Сергея Муртазалиева были начаты работы по его ремонту. Лично Суретом Гуссейновым была организована доставка с Тбилисского авиазавода нужных запчастей, и с конца июля Су-24 начал боевые вылеты.

Таким образом, можно констатировать, что летом 1992 года в руки азербайджанских военных попали 5 развед­чиков МиГ-25РБ, 11 Су-24МР, 1 Су-24М, 4 Ил-76, до 30 перехватчиков МиГ-25ПД и примерно 70 учебно-боевых самолетов Л-29 «Дельфин».

Попутно отметим, что ценность захваченных самолетов была невелика. Разведчики Су-24МР не имеют никакого прицельного оборудования для бомбометания, а МиГ-25РБ и его модификации предназначены для ударов по крупным стационарным объектам, а также ведения фото- и радиотехнической разведки.

karabax-06.jpg

Ми-8 ВВС Азербайджана к концу 1990-х несли следы интенсивной эксплуатации

Что касается МиГ-25, то благодаря специалистам АРЗ были проведены работы по их небольшой переделке – на место подвесных баков стали подвешивать бомбы. Всего удалось добиться подвески 6 бомб общей массой в 3 тонны. Правда, о точности говорить не приходилось ввиду отсутствия бомбового прицела, да и сбрасывать приходилось все бомбы одновременно.

Тем временем война в Карабахе набирала обороты. Наличие боевых вертолетов на том или ином участке фронта часто способствовало наступательным действиям азербайд­жанской армии. Например, так произошло в августе, когда именно благодаря массированным ударам вертолетной эскадрильи на кельбаджарском направлении армянские формирования были вытеснены вглубь Карабаха.

Однако усилившаяся ПВО карабахцев уже могла серьезно противостоять азербайджанским налетам: так, 13 июня 1992 года Азербайджанские ВВС понесли тяжелую потерю - был сбит и погиб Вагиф Курбанов. Телевидение продемонстрировало обломки, среди которых был характерный киль Су-25 с азербайджанским флажком. Судя по характеру повреждений, самолет был сбит ракетой с земли.

К этому времени азербайджанские вертолетчики накопили уже определенный боевой опыт - на боевое задание вылетали, как правило, тремя вертолетами: один отрабатывает по цели, пара прикрывает. Но и карабахцы приобрели огромный опыт борьбы с «крокодилами», что не могло не сказаться на потерях. Так, 6 августа 1992 года был сбит вертолет капитана Закира Меджидова.

А 20 августа был сбит МиГ-25ПД, бомбивший Степа­накерт. Летчик – бывший капитан ВВС СССР Юрий Беличенко - катапультировался и попал в плен. После того, как попал в плен этот летчик, стало известно о наличии в ВВС Азербайджана наемников из числа летчиков бывших ВВС СССР (хотя назвать их наемниками, честно говоря, не поворачивается язык – офицеры давали присягу государству, которого на тот момент не существовало).

Отметим, что карабахцы располагали только маловы­сотными средствами ПВО, поэтому они не могли эффек­тивно противостоять налетам самолетов противника, и азербайджанская авиация практически ежедневно наносила удары по Степанакерту. Иногда произво­дилось несколько налетов в день. Обычно азербайд­жанские самолеты действовали парами. Часто использо­валась высота более 4 км, и хотя точность бомбометания была низкой, это обеспечивало неуязвимость летчиков. Иногда использовалась другая тактика. Самолеты уходили ложным маршрутом, потом делали крюк и на высоте 100-200 метров с неожиданного направления произ­водили удар по городу. Потери среди населения были весьма значительными. А 23 ноября азербайджанцы пополнили свой парк трофейным Ми-24П.

Начало 1993 года отмечено боями на Кельбаджарском направлении. Применение вертолетов в этих боях было максимальным за всю войну. Понятно, что ПВО армян значительно усилилась, поэтому уже 23 марта южнее населенного пункта Кельбаджар ракетой ПЗРК был сбит очередной азербайджанский Ми-24 под управлением Игоря Костюка. Экипаж смог посадить поврежденную машину, и вскоре прибывший Ми-2 эвакуировал его.

А 15 января 1993 армянской ПВО в районе сел Срхавенд и Газанчи удалось сбить МиГ-21 ВВС Азербайджана. Его пилотировал старший лейтенант контрактник Алексей Плотников (служил в кобринском полку на Су-25), который погиб.

23 января в СМИ появилась информация о потере очередного азербайджанского «Су-25», однако факти­чески это был Су-24 (летчик – Игорь Лысенко).

Следующей машиной, потерянной в этой войне, стала «восьмерка». 4 апреля недалеко от населенного пункта Аджикенд азербайджанские зенитчики по ошибке сбили вертолет Валерия Меркулова.

Еще один Ми-24 пропал без вести 30 августа 1993 года в районе населенного пункта Кубатлы. Его экипаж до сих пор считается пропавшим без вести, так как остается неясным – был ли вертолет сбит или потерпел аварию.

В январе 1994 года (10-го числа) во время выпол­нения боевого задания в плохих метеоусловиях сбился с курса и врезался в гору Ми-24 под управлением капитана Адыля Исмайлова.

karabax-07.jpg

Ми-24 времен войны в Карабахе. Отличается весьма колоритной окраской

Таким образом, общие потери азербайджанской вертолетчиков за время войны составили 9 машин, из которых пять было сбито в 1992 году. Причинами катастрофических потерь в первый год войны является прежде всего отсутствие боевого опыта.

Что касается вертолетного полка Ми-24, то подраз­деление за три года войны потеряло в боевых вылетах и катастрофах 22 человека летно-подъемного состава, девять из которых посмертно получили звание «Нацио­нальный Герой». Что касается армян, то поначалу они попытались пойти тем же путем, что и их противники – то есть захватить вертолеты путем угона. Таким образом 18 апреля 1992 года с аэродрома Эребуни на досаафовский аэродром Арзни (в 8 км северо-западней города) была угнана пара Ми-24П. Через сутки сюда наведались спецназовцы на одном БТР и провели «разъяснительную» работу. В тот же день машины были перегнаны обратно.

Таким образом, следующие четыре месяца армянские части в Карабахе могли надеяться только на свою ПВО, так как российские власти передачу вертолетов постоянно откладывали. Хотя по сообщениям некоторых российских СМИ, в этот период удалось привлечь несколько экипажей «ВВС СНГ», которые за плату согласились выполнить несколько вылетов в район конфликта.

Только в августе в военных сводках впервые появились сообщения о применении армянами нескольких Ми-24, а в сентябре азербайджанцы заявили об уничтожении одного из них, второй армянский Ми-24 был сбит 12 ноября 1992 года.

В 1994 году было отмечено появление боевых самолетов у Армении. Известно, что 4 Су-25 были переданы Россией в рамках военного сотрудничества СНГ, и они, видимо, принимали участие в боях с азербайджан­скими войсками на заключительном этапе войны.

Подводя итоги действий армянской и азербайд­жанской авиаций в Карабахской войне, можно смело говорить о том, что несмотря на то, что азербайджанская авиация была достаточно мощной, наемные летчики были хорошо подготовлены, а количество необходимых специ­алистов ПВО у армян было небольшим, а боевой техники было мало, общее число потерянных азербайджанских летательных аппаратов всё же переваливает за 25 (как боевые, так и небоевые потери).

karabax-08.jpg

Учебно-боевые Л-29 «Дельфин» широко применялись в Карабахе в качестве легких штурмовиков

Азербайджанская сторона применяла авиацию в основном в качестве ударного средства, в том числе и против мирного населения. В то же время случаев воздушных боев зарегистрировано не было, хотя очень часто летчики в небе видели вертолет или самолет противника.

Вертолетная авиация обеих сторон использо­валась почти исключительно для снабжения войск. Так, например, армянские вертолетчики за время войны вывезли с передовой 80 раненых и 100 погибших, а перебросили 24 тонны вооружения, продовольствия и других грузов. Причем во время боевых действий армянская боевая авиация не потеряла ни одного летательного аппарата от огня противника.

Боевые потери ВВС Азербайджана в ходе войны (1992 – 1994 гг.)

Дата

Тип ЛА

Летчик

Примечание

1.

11.04.1992

Ми-24

Е.Карлов (командир экипажа)

Экипаж погиб

2.

15.05.1992

Ми-24

А.Шварев (командир экипажа)

Р.Ширинов погиб

3.

03.06.1992

Су-24

В.Курбанов

Летчик погиб

4.

25.07.1992

МиГ-21

К.Вирцев

Катапультировал­ся, спасен в ре­зультате спецопе­рации

5.

06.08.1992

Ми-24

З.Меджилов (командир экипажа)

Экипаж погиб

6.

20.08.1992

МиГ-25

Ю.Беличенко

Попал в плен

7.

09.10.1992

МиГ-25

неизв

Эвакуирован вер­толетом спаса­тельной службы

8.

10.10.1992

Су-24

А.Черноусов – М.Набиев

Экипаж погиб

9.

11.10.1992

Ми-24

З.Юсифов (командир экипажа)

Экипаж погиб

10.

15.01.1993

МиГ-21

А. Плотников

Летчик погиб

11.

15.01.1993

МиГ-21

А.Чистяков

Попал в плен, умер

12.

23.01.1993

Су-24

И.Лысенко - неизв

Экипаж погиб

13.

10.03.1993

Ми-24

И.Костюк (командир экипажа)

Экипаж выжил

14.

04.04.1993

Ми-8

В.Меркулов (командир экипажа)

Экипаж погиб

15.

04.07.1993

Су-25

А. Бессонов

Летчик погиб

16.

30.08.1993

Ми-24

Ф.Джалилов (командир экипажа)

Экипаж погиб

17.

10.01.1994

Ми-24

А.Исмаилов (командир экипажа)

Экипаж погиб

18.

17.02.1994

МиГ-21

М.Ишкнеев

Попал в плен

19.

23.04.1994

Су-25

неизв

Катапультировал­ся, спасен в

результате

спецоперации