Авионика и вооружение

Н.Н. Яковлев. Генреральный директор ОАО ТМКБ "Союз".

Двигатели Тураевского «Союза»

История ОАО Тураевского МКБ «Союз» корнями уходит в ОКБ-300, созданное в 1943 г. по инициативе генерального конструктора А.А. Микулина. В этом прославленном ОКБ, специализировавшемся на создании авиационных воздушно-реактивных двигателей, в 1959 г. появилось задание на разработку жидкостных ракетных двигателей Р201-300 для ракеты Х-22 и Р209-300 для крылатой ракеты-мишени Главного конструктора А.Я. Березняка. Тематика была новой, и для её освоения в ОКБ была выделена группа конструкторов, составлявшая до трети всего конструкторского коллектива. После первых успешных результатов стендовых испытаний этих ЖРД в КБ поступили два новых задания на разработку двигательных установок: одной для управляемых спутников УС-А и УС-П системы глобальной морской разведки и целеуказания, второй для космического аппарата «Истребитель спутников» ОКБ В.Н. Челомея.

Шел 1961 год. Стало ясно, что для выполнения расширяющегося круга задач по ЖРД потребуется увеличение количества конструкторов, и в ведущие ВУЗы страны от ОКБ-300, в то время возглавляемого С.К. Туманским, поступили заявки на молодых специалистов. В следующем году ОКБ-300 пополнилось более чем 40 выпускниками МВТУ, МАИ, КуАИ, ХАИ, КАИ.

1 августа 1964 г. этот коллектив опытных и молодых конструкторов был выделен в самостоятельное предприятие, носящее сегодня название ОАО ТМКБ «Союз», и перебазирован в поселок Тураево, где к этому времени уже имелась опытная производственная и испытательная база. Новому предприятию передали также огневые стенды в поселке Фаустово. Таким образом, ТМКБ «Союз» стало предприятием с замкнутым циклом создания двигателей и установок для космических аппаратов и авиационных ракет. Первым руководителем и Главным конструктором стал Владимир Георгиевич Степанов.

Результатом труда конструкторов, технологов, производственников и испытателей предприятия, кроме упоминавшихся выше двигательных установок, стали также первые в мире двухкомпонентные жидкостные ракетные двигатели малой тяги (ЖРДМТ) с тягой от 40 г до 40 кг.

ЖРДМТ и двигательные установки, созданные на предприятии, участвовали в престижных программах освоения космического пространства:

- обеспечение запуска основного двигателя блока «Д» и его модификаций при старте космических аппаратов с промежуточной орбиты ИСЗ к другим планетам солнечной системы;

- доставка лунного грунта на Землю в автоматическом режиме станциями «Луна 16», «Луна 20» и «Луна 24»;

- доставка автоматического аппарата «Луноход» на поверхность Луны;

- обеспечение ориентации и стабилизации орбитальной обитаемой станции «Алмаз»;

- обеспечение ориентации и стабилизации аналога космического самолета «БОР-4»;

- обеспечение раннего обнаружения старта баллистических ракет с помощью спутников УСК;

- коррекция параметров геостационарной орбиты спутников связи «Грань», «Экран», СНТВ.

В 70-е годы на предприятии параллельно с космической тематикой было освоено новое тематическое направление, связанное с воздушно-реактивными двигателями. Были созданы форсажные камеры и регулируемые сопла для двигателей самолетов МИГ-31 и МИГ-29. Эти изделия были рекордсменами по минимальной массе в своем классе.

Затем были созданы прямоточные воздушно-реактивные двигатели, в которых впервые в мире реализована конструкция с расположением корпуса твердотопливного стартового двигателя внутри камеры сгорания ПВРД. По этой схеме сконструированы двигатели 3Д81 для ракеты 3М80 ударного комплекса «Москит», 31ДП для ракеты Х-31, а также для гиперзвуковой летающей лаборатории ГЭЛА. Оригинальная конструкция двухпозиционного регулируемого сопла с бесцилиндрованным приводом позволила существенно расширить зону работы двигателей и увеличить дальность полета ракет. Это относится к двигателям 3Д83 для ракеты 3М82 и ПВРД для ракеты Х-31АД.

При создании изделий ЖРД и ПВРД приходилось решать многие конструкторские задачи, но на пути предприятия в 90-е годы возникали проблемы другого характера, связанные с финансовыми трудностями в условиях ограниченного объема заказов.

В этой критической ситуации судьбоносным оказалось вхождение в 2002 г. предприятия в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Поворотным моментом в оздоровлении финансового положения предприятия стало решение Генерального директора ОАО «КТРВ» Бориса Викторовича Обносова об организации серийного производства двигателей 31ДП в ОАО ТМКБ «Союз». Такое решение требовало глубокого анализа состояния предприятия, возможности перестройки его производства и дооснащения для резкого увеличения объема выпуска продукции в сжатые сроки.

Генеральный директор Корпорации Б.В. Обносов и Председатель Совета директоров ОАО ТМКБ «Союз» Ю.К. Семак сумели создать условия и организовать работу в дочернем предприятии Корпорации таким образом, что напряженные планы были полностью выполнены.

С этого времени на предприятии, благодаря нахождению в составе Корпорации, сохраняется стабильное финансовое положение. В настоящее время ведется интенсивная работа по разработке нового изделия и по созданию научно-технического задела для разработки ПВРД для высокоскоростных летательных аппаратов. Это вселяет в коллектив предприятия уверенность, что в следующем году ТМКБ «Союз» достойно подойдет к своему 50-летнему Юбилею.

ОАО ТМКБ «Союз»

Адрес: 140080, г. Лыткарино,

промзона Тураево, строение 10

Тел.: (495) 552 15 43,
факс: (495) 555-02-81, 552-57-00

E-mail: tmkb@mail.ru  www.tmkb-soyuz.ru