ОДК-Кузнецов передал Музею космонавтики легендарный «лунный» двигатель НК-33
Самарское предприятие ОДК-Кузнецов (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) передало московскому Музею космонавтики полноразмерный макет легендарного ракетного двигателя НК-33, который разработан под руководством конструктора Николая Кузнецова для отечественной лунной программы. Экспонат высотой почти 4 метра и массой более тонны размещен в постоянной экспозиции музея около метро ВДНХ, где его уже могут увидеть посетители.
Произведенный опытно-конструкторским бюро Николая Кузнецова ракетный двигатель НК-33 опередил свое время. При его создании использовались прорывные решения: принципиально новая замкнутая схема, минимальный вес относительно тяги, возможность многократного применения, экономичность и чрезвычайная надежность, подтвержденная испытаниями.
Передача макета двигателя НК-33 одному из крупнейших научно-технических музеев, расположенному в основании монумента «Покорителям космоса», состоялась именно в июне, когда отмечается годовщина со дня рождения конструктора авиационных и ракетных двигателей, выдающегося ученого и практика – Николая Дмитриевича Кузнецова. Его имя носит самарское двигателестроительное предприятие сегодня.
«Передача макета НК-33 приурочена к очередной годовщине со дня рождения легендарного конструктора, и у нас сложилась традиция в этот день давать старт новым проектам и показывать успешно реализованные. Так, например, три года назад заложили первый камень в здание современного конструкторского бюро, а ровно год назад его торжественно открыли. ОДК-Кузнецов - уникальное предприятие по опыту как в разработке, так и в производстве двигателей для космических программ. Двигатели ОДК-Кузнецов сейчас полностью обеспечивают российскую пилотируемую космонавтику и до 80% задач по выведению полезной нагрузки на орбиту», – отметил заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «ОДК-Кузнецов» Алексей Соболев.
Исторический макет двигателя высотой 3,7 метра и массой свыше 1 тонны был обновлен перед отправкой в музей специалистами цеха сборки ракетных двигателей ОДК-Кузнецов. Установка НК-33 в зале «Исследования Луны и планет Солнечной системы» Музея космонавтики проходила при непосредственном участии работников предприятия ОДК.
«Лунная» программа – важная страница в истории освоения космоса, и в экспозиции нашего музея представлен целый ряд экспонатов, связанных с ней. Двигатель НК-33, созданный для пилотируемого комплекса Н-1 в ОКБ Николая Кузнецова, займет достойное место в коллекции музея. Ежегодно Музей космонавтики посещают более 750 тысяч человек, теперь они получат возможность увидеть эту вершину инженерной мысли, созданную в нашей стране - результат нескольких лет труда конструкторов, технологов, испытателей, рабочих. То, что раньше видели только специалисты ОДК-Кузнецов, стало доступно всем интересующимся историей ракетно-космической техники», – рассказала директор ГБУК г. Москвы «Мемориальный музей космонавтики» Наталья Артюхина.
Конструкторское бюро самарского предприятия ОДК-Кузнецов продолжает работу легендарного конструктора и в этом году начало новый проект по созданию двигателей для новейшей космической российской ракеты сверхлегкого класса. Двигатели предназначены для вывода на орбиту Земли коммерческих спутников, полезная нагрузка ракеты-носителя составит около 250 кг. Соглашение о проведении опытно-конструкторских работ было подписано в начале июня.
Музей космонавтики в Москве — один из крупнейших научно-технических музеев России. Его история началась в 1964 году, когда на карте Москвы появился монумент «Покорителям космоса». Сегодня Музей космонавтики входит в тройку самых посещаемых музеев Департамента культуры города Москвы. Современная экспозиция состоит из восьми выставочных залов. Коллекция музея насчитывает более 100 000 единиц хранения: образцы ракетно-космической техники, вещественные реликвии, документы, филателию, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства, коллекции живописи и графики.
СПРАВКА Н.Д. Кузнецов:
Николай Дмитриевич Кузнецов — генеральный конструктор авиационных, ракетных и наземных двигателей, академик Академии наук СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, кавалер 11 государственных орденов. Родился 10 июня 1911 года в Актюбинске, Российская империя. Под его руководством создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для пассажирских, военно-транспортных и военных самолетов, жидкостных ракетных двигателей одноразового и многоразового применения, двигателей в составе газоперекачивающих агрегатов. Николай Кузнецов оставил большое наследие – созданную им школу конструирования двигателей, огромный научно-технический задел и даже некоторые незавершенные проекты. Сегодня их успешно реализует предприятие ОДК-Кузнецов.
СПРАВКА НК-33:
В 1960-е годы после первых успехов в освоении космоса СССР возникла необходимость в создании двигателя, который смог бы доставить космонавтов на Луну и вернуть их обратно. Для выполнения этой задачи разработчик ракеты Сергей Королев выбрал Государственный союзный опытный завод №276. Здесь под руководством Николая Кузнецова были созданы 4 жидкостных ракетных двигателя, в том числе НК-33.
Высокоэффективный и простой в эксплуатации двигатель НК-33 стал первым в мире в своем классе, выполненным по замкнутой схеме, работающим на компонентах кислород-керосин и предназначенным для многократного применения. Главное его преимущество - минимальный вес к тяге и надежность, подтвержденная многократными испытаниями.
В начале 2000-х начались опытно-конструкторские работы по его модернизации и адаптации к современным условиям. В 2013 году после испытаний стали использовать ЖРД НК-33 в качестве маршевого двигателя для первой ступени ракеты-носителя легкого класса. Современная модификация НК-33А сегодня используется для запуска ракет «Союз-2.1в» и продолжает совершенствоваться.
ПАО «ОДК-Кузнецов» – ведущее двигателестроительное предприятие России, где осуществляется проектирование, изготовление, ремонт и сопровождение в эксплуатации авиационных, наземных и ракетных двигателей. Входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Предприятие включает три ключевых составляющих - конструкторское бюро, завод серийного производства двигателей и уникальную испытательную базу.
АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.
Госкорпорация Ростех – крупнейшая машиностроительная компания России. Объединяет свыше 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Компания выступает ключевым поставщиком вооружений, военной и специальной техники в рамках гособоронзаказа. Развивает высокотехнологичные гражданские производства в стратегических важных для страны отраслях, таких как авиастроение, двигателестроение, транспортное и энергетическое машиностроение, медицинское приборостроение, фармацевтика, новые материалы и др. Консолидированная выручка в 2023 году превысила 2,9 трлн рублей.
Источник: отдел внешних коммуникаций АО «ОДК»