Президент Академии наук авиации и воздухоплавания Виктор Чуйко принял участие в семинаре, памяти выдающегося ученого Тельмана Каримбаева
В формате очного присутствия и посредством ВКС-связи участие в нем приняли более двадцати ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса, отраслевых конструкторских бюро, производственных и исследовательских предприятий, академических институтов, профильных вузов.
Открывая мемориальную часть мероприятия, генеральный директор ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» А.Л. Козлов поблагодарил коллектив исследовательского центра «Динамика, прочность, надежность» за сохранение памяти о крупном научном деятеле и отметил, что за 93 года функционирования ЦИАМ в его стенах работало немало замечательных ученых, инженеров, уникальных специалистов, начинания которых оставили заметный след в отечественной и мировой науке. Результатом их труда стало появление в стране сильнейших и авторитетных научных школ. Традиции одной из самых известных среди них – школы динамики и прочности – закладывались с образованием института. Тельман Каримбаев был её ярким представителем. Более 60 лет своей жизни он посвяти работе в ЦИАМ и 45 – преподаванию в российских вузах.
– Среди прочнистов Тельман Джамалдинович занимает отдельное место, поскольку он является одним из тех немногих советских и российских ученых, кто в числе первых приступил к изучению композиционных конструкционных материалов. С 1969 года в ЦИАМ под его руководством проводились работы, связанные с созданием деталей и агрегатов из композиционных материалов, их исследования на прочностную надежность.
В своей работе профессор Каримбаев очень плотно взаимодействовал не только с отраслевыми предприятиями, КБ, но и с институтами Академии наук, вузами и промышленностью. Идеи, которые он нес и развивал, нашли применение не только в авиационной, но и в смежных отраслях.
Генеральный директор особо отметил огромный вклад Т.Д. Каримбаева в работу по подготовке нормативной базы в обеспечение проектирования, создания, испытаний рабочей лопатки вентилятора для перспективного двигателя ПД-35 и подчеркнул, что профессор Каримбаев останется основоположником исследования возможностей конструкционных композиционных материалов и создателем критических технологий номер один для этого ТРДД.
С приветственным словом к участникам семинара обратился президент международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» В.М. Чуйко. Памятуя о непростой участи первопроходцев, он обратил внимание участников семинара на то, в каких непростых условиях Каримбаеву приходилось начинать исследования в совершенно новом на тот момент направлении.
– В начале своего пути Тельман Джамалдинович находился в очень сложном положении: было тревожно от неизвестности, никакого ориентира или опыта, «подглядеть» было некуда, потому что никто в мире еще не знал, как будут вести себя новые материалы.
Пронзительно прозвучали слова в память о Тельмане Джамалдиновиче от его коллеги и соратника по науке, заместителя генерального директора – директора исследовательского центра «Динамика, прочность, надежность» ЦИАМ Ю.А. Ножницкого. Он привел некоторые сюжеты из профессиональной жизни Т.Д. Каримбаева, наилучшим образом характеризующие образ человека, глубоко погруженного в дело, в науку, «магию» процессов. Один из таких эпизодов описывал, как в 1997 году профессор участвовал в валидации сертификатов для двигателя GE90.
– Тельман Джамалдинович ласково обнимал углепластиковую лопатку вентилятора и не мог налюбоваться на неё, – вспоминал Ю.А. Ножницкий. – По возвращении из США он сделал очень много для дальнейшего развития работ по созданию углепластиковых лопаток вентилятора. Не его вина, что до сих пор внедрения такой лопатки у нас не произошло. Опыт зарубежного производителя наглядно показал, что для решения этой задачи необходимы скоординированные действия больших коллективов при огромных затратах времени и средств. Уверен, что в ближайшее время, во многом благодаря усилиям Т.Д. Каримбаева, такие лопатки в России будут внедрены. А относительно малонагруженные детали из полимерных композиционных материалов и сейчас успешно эксплуатируются в составе авиационных двигателей.
Об общении с Т.Д. Каримбаевым, работах Тельмана Джамалдиновича по механике композитов и последних публикациях на эту тему в журнале «Авиационные двигатели» рассказал главный редактор издания Ю.М. Темис.
В своей работе профессор Каримбаев очень плотно взаимодействовал не только с отраслевыми предприятиями, КБ, но и с институтами Академии наук, вузами и промышленностью. Идеи, которые он нес и развивал, нашли применение не только в авиационной, но и в смежных отраслях.
Генеральный директор особо отметил огромный вклад Т.Д. Каримбаева в работу по подготовке нормативной базы в обеспечение проектирования, создания, испытаний рабочей лопатки вентилятора для перспективного двигателя ПД-35 и подчеркнул, что профессор Каримбаев останется основоположником исследования возможностей конструкционных композиционных материалов и создателем критических технологий номер один для этого ТРДД.
С приветственным словом к участникам семинара обратился президент международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» В.М. Чуйко. Памятуя о непростой участи первопроходцев, он обратил внимание участников семинара на то, в каких непростых условиях Каримбаеву приходилось начинать исследования в совершенно новом на тот момент направлении.
– В начале своего пути Тельман Джамалдинович находился в очень сложном положении: было тревожно от неизвестности, никакого ориентира или опыта, «подглядеть» было некуда, потому что никто в мире еще не знал, как будут вести себя новые материалы.
Пронзительно прозвучали слова в память о Тельмане Джамалдиновиче от его коллеги и соратника по науке, заместителя генерального директора – директора исследовательского центра «Динамика, прочность, надежность» ЦИАМ Ю.А. Ножницкого. Он привел некоторые сюжеты из профессиональной жизни Т.Д. Каримбаева, наилучшим образом характеризующие образ человека, глубоко погруженного в дело, в науку, «магию» процессов. Один из таких эпизодов описывал, как в 1997 году профессор участвовал в валидации сертификатов для двигателя GE90.
– Тельман Джамалдинович ласково обнимал углепластиковую лопатку вентилятора и не мог налюбоваться на неё, – вспоминал Ю.А. Ножницкий. – По возвращении из США он сделал очень много для дальнейшего развития работ по созданию углепластиковых лопаток вентилятора. Не его вина, что до сих пор внедрения такой лопатки у нас не произошло. Опыт зарубежного производителя наглядно показал, что для решения этой задачи необходимы скоординированные действия больших коллективов при огромных затратах времени и средств. Уверен, что в ближайшее время, во многом благодаря усилиям Т.Д. Каримбаева, такие лопатки в России будут внедрены. А относительно малонагруженные детали из полимерных композиционных материалов и сейчас успешно эксплуатируются в составе авиационных двигателей.
Об общении с Т.Д. Каримбаевым, работах Тельмана Джамалдиновича по механике композитов и последних публикациях на эту тему в журнале «Авиационные двигатели» рассказал главный редактор издания Ю.М. Темис.
По окончании мемориальной части мероприятия, участники приступили непосредственно к рабочей программе семинара, в ходе которой были представлены доклады, посвященные вопросам разработки, технологии изготовления и внедрения новых полимерных, металлических и керамических композиционных материалов, проектированию и расчету изделий, методам испытаний и неразрушающего контроля.
Ввиду количества заявленных тем, научная часть семинара была разделена на пять основных тематических направлений и в целом оказалась весьма насыщенной и содержательной. В ходе работы докладчики, включая корифеев от отечественной и мировой науки в области исследований композиционных материалов (КМ), поделились результатами своих разработок и исследований свойств конструкционных КМ для авиационных двигателей (АД), рассказали о новых конструктивно-технологических решениях, основанных на использовании новых материалов; привели в пример собственный опыт внедрения КМ в авиационном и ракетном двигателестроении, представили анализ решения возникающих в процессе вопросов и проблем. Следует, в частности, отметить интересные доклады АО «ОДК-Авиадвигатель», ИФТТ РАН, АО «ИНУМиТ». В кругу специалистов участники семинара обсудили результаты проектирования и испытаний изготовленных с использованием композиционных материалов деталей и узлов авиационных двигателей, привели примеры расчетов.
С обобщением практики ЦИАМ по формированию научно-технического задела в области применения различных КМ в авиадвигателях, работ в области исследований свойств конструкционных керамических и композиционных материалов, разработки перспективных методов их экспериментальных исследований выступили специалисты института, непосредственно задействованные в деятельности по этим направлениям.
Наиболее интересной и в прямом смысле слова показательной частью программы семинара стало посещение технологического и экспериментального комплекса на территории уникального объекта – Обособленного подразделения ЦИАМ в Лыткарино – Научно-испытательного центра ЦИАМ, где сосредоточены основные производственные и исследовательские мощности центра «Динамика, прочность, надежность».
Для участников экскурсии была подготовлена лекционная программа с показом оборудования, аккредитованного для проведения сертификационных испытаний, в том числе стендов для исследования свойств деталей и узлов авиадвигателя, созданных на основе КМ, включая разгонные и вибрационные стенды, лабораторию прочностных исследований. Большой интерес гости проявили к посещению технологического участка, который создавался по инициативе и при непосредственном участии Т.Д. Каримбаева.
– Для создания композитной лопатки необходимо найти ответы на большое количество вопросов, – подчеркнули специалисты ЦИАМ в ходе демонстрации участка по исследованиям передовых технологий создания и изготовления деталей и узлов авиационных двигателей из композиционных и керамических материалов. Участникам экскурсии показали технологическое оснащение и ответили на интересующие вопросы.
Красной нитью на протяжении всех трех дней семинара прошла тема кооперации науки и промышленности в вопросах освоения новейших материалов. Сегодня в ЦИАМ проводится целый комплекс исследований по изучению конструкционной прочности различных КМ в обеспечение их применения в создании современных и перспективных двигателей. Мероприятие позволило ключевым отечественным разработчикам КМ и предприятиям, уже имеющим значительные наработки в области внедрения новейших материалов, передовым вузам, представителям научного и инженерного сообщества, включая институты Российской Академии наук и специализированных предприятий сверить часы в области освоения инновационных технологий, принять участие в обсуждении перспектив использования материалов нового поколения, наметить дальнейшие пути по взаимодействию и развитию в этой области.
За пятьдесят с лишним лет Т.Д. Каримбаевым и коллективом, работавшим под его руководством, было разработано множество оригинальных конструктивно-технологических решений, методов расчета и испытаний конструкций из композиционных материалов. Результаты научных трудов Тельмана Джамалдиновича определили вектор перехода от металлов к современным композиционным материалам в конструкции авиационных двигателей. Тельман Джамалдинович был убежден, что разработка и внедрение композиционных материалов является важнейшим направлением прогресса в авиации, и вклад в данной области способен принести максимальную отдачу.
Ввиду количества заявленных тем, научная часть семинара была разделена на пять основных тематических направлений и в целом оказалась весьма насыщенной и содержательной. В ходе работы докладчики, включая корифеев от отечественной и мировой науки в области исследований композиционных материалов (КМ), поделились результатами своих разработок и исследований свойств конструкционных КМ для авиационных двигателей (АД), рассказали о новых конструктивно-технологических решениях, основанных на использовании новых материалов; привели в пример собственный опыт внедрения КМ в авиационном и ракетном двигателестроении, представили анализ решения возникающих в процессе вопросов и проблем. Следует, в частности, отметить интересные доклады АО «ОДК-Авиадвигатель», ИФТТ РАН, АО «ИНУМиТ». В кругу специалистов участники семинара обсудили результаты проектирования и испытаний изготовленных с использованием композиционных материалов деталей и узлов авиационных двигателей, привели примеры расчетов.
С обобщением практики ЦИАМ по формированию научно-технического задела в области применения различных КМ в авиадвигателях, работ в области исследований свойств конструкционных керамических и композиционных материалов, разработки перспективных методов их экспериментальных исследований выступили специалисты института, непосредственно задействованные в деятельности по этим направлениям.
Наиболее интересной и в прямом смысле слова показательной частью программы семинара стало посещение технологического и экспериментального комплекса на территории уникального объекта – Обособленного подразделения ЦИАМ в Лыткарино – Научно-испытательного центра ЦИАМ, где сосредоточены основные производственные и исследовательские мощности центра «Динамика, прочность, надежность».
Для участников экскурсии была подготовлена лекционная программа с показом оборудования, аккредитованного для проведения сертификационных испытаний, в том числе стендов для исследования свойств деталей и узлов авиадвигателя, созданных на основе КМ, включая разгонные и вибрационные стенды, лабораторию прочностных исследований. Большой интерес гости проявили к посещению технологического участка, который создавался по инициативе и при непосредственном участии Т.Д. Каримбаева.
– Для создания композитной лопатки необходимо найти ответы на большое количество вопросов, – подчеркнули специалисты ЦИАМ в ходе демонстрации участка по исследованиям передовых технологий создания и изготовления деталей и узлов авиационных двигателей из композиционных и керамических материалов. Участникам экскурсии показали технологическое оснащение и ответили на интересующие вопросы.
Красной нитью на протяжении всех трех дней семинара прошла тема кооперации науки и промышленности в вопросах освоения новейших материалов. Сегодня в ЦИАМ проводится целый комплекс исследований по изучению конструкционной прочности различных КМ в обеспечение их применения в создании современных и перспективных двигателей. Мероприятие позволило ключевым отечественным разработчикам КМ и предприятиям, уже имеющим значительные наработки в области внедрения новейших материалов, передовым вузам, представителям научного и инженерного сообщества, включая институты Российской Академии наук и специализированных предприятий сверить часы в области освоения инновационных технологий, принять участие в обсуждении перспектив использования материалов нового поколения, наметить дальнейшие пути по взаимодействию и развитию в этой области.
За пятьдесят с лишним лет Т.Д. Каримбаевым и коллективом, работавшим под его руководством, было разработано множество оригинальных конструктивно-технологических решений, методов расчета и испытаний конструкций из композиционных материалов. Результаты научных трудов Тельмана Джамалдиновича определили вектор перехода от металлов к современным композиционным материалам в конструкции авиационных двигателей. Тельман Джамалдинович был убежден, что разработка и внедрение композиционных материалов является важнейшим направлением прогресса в авиации, и вклад в данной области способен принести максимальную отдачу.
Профессор Каримбаев оставил ценное наследие в виде многочисленных научных трудов и, что самое главное, большого количества учеников и последователей. Нет сомнений, что дело, начатое им, заложено в основу для дальнейших успехов в освоении материалов будущего.
Лучшие доклады, представленные на семинаре, будут опубликованы в специализированных выпусках научно-технических журналов «Авиационные двигатели» (издательство ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова») и «Композиты и наноструктуры» (издательство АО «Композитбук»).
Источник: ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова»
Лучшие доклады, представленные на семинаре, будут опубликованы в специализированных выпусках научно-технических журналов «Авиационные двигатели» (издательство ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова») и «Композиты и наноструктуры» (издательство АО «Композитбук»).
Источник: ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова»