СЕРТИФИКАТ ТИПА – ЭТО НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ
Автор: Александр Александрович Молчанов,
начальник ведущего отдела по Программе ПД-14 АО «ОДК-Авиадвигатель»
В ходе летных испытаний двигателя ПД-14 на крыле летающей лаборатории Ил-76ЛЛ
Сертификат типа, полученный в 2018 году на двигатель ПД-14, – лишь начало жизни новейшего отечественного авиационного двигателя нового поколения. Российские моторостроители обязаны в кратчайшие сроки освоить его серийное производство, решить все вопросы, связанные с установкой ПД-14 на воздушное судно, принять меры для максимальной поддержки заказчиков в период начальной эксплуатации двигателя, а также обеспечить валидацию полученного Сертификата в Европейском агентстве авиационной безопасности (EASA).
Двигатель ПД-14 – инновационный проект, созданный в широкой кооперации российских предприятий и отраслевых институтов с применением передовых технологий и новейших материалов, что обеспечивает его конкурентоспособность. Получение Сертификата типа на двигатель ПД-14 не отменяет необходимость продолжения работ над двигателем на этапе подготовки и начала эксплуатации.
Сборка очередного двигателя ПД-14
Полноразмерный двигатель ПД-14 перед испытаниями по обрыву лопатки вентилятора
Двигатель ПД-14 на акустических испытаниях
В рамках освоения серийного производства проведен комплекс работ по подготовке конструкторской документации к серийному производству. Так, в мае 2019 года, в соответствии с требованиями ОТУ-2018, проведена межведомственная комиссия по оценке готовности документации к серийному производству. Решением межведомственной комиссии, состоящей из представителей Департамента авиационной промышленности Минпромторга Российской Федерации, АО «ОДК», Независимой инспекции, головного серийного изготовителя АО «ОДК-ПМ» и предприятий – соразработчиков ПАО «ОДК-Сатурн», АО «ОДК-УМПО» – подтвержден факт готовности РКД к серийному производству. Комплекту документации на двигатель присвоена литера «О1», и в Департаменте авиационной промышленности Минпромторга РФ утвержден акт о пригодности двигателя к серийному производству. Следует отметить, что впервые в истории отечественного авиапрома комплект документации на новейший двигатель создан полностью «в цифре» и передан головному изготовителю – АО «ОДК-ПМ» – через специально созданную систему Teamcenter Multisite Collaboration.
Одним из основных условий поставки первых двигателей на самолет МС-21 является наличие Сертификата типа. Параллельно с работами по его получению в 2018 году выполнялись сборка и испытания первых трех двигателей для проведения летных испытаний самолета МС-21 с двигательной установкой на базе ПД-14. В феврале 2019 года между АО «ОАК» и АО «ОДК» подписан совместный план работ по испытаниям самолета МС-21 с двигателями ПД-14, по завершении которого самолет МС-21 получит одобрение Главного изменения в части двигательной установки.
Для подготовки к поставке первых двигательных установок АО «ОДК-ПМ» совместно с АО «ОДК-Авиадвигатель» выполнена демонстрация сборки двигательных установок (так называемый «поддинг») представителям Заказчика – ПАО «Корпорация «Иркут». Заказчик принял первые машины, что позволяет приступить к следующему важнейшему этапу – установке ПД-14 непосредственно на крыло самолета и началу летных испытаний.
Благодаря выполненным работам по получению Сертификата типа и подготовке двигателей первой поставки для ПАО «Корпорация «Иркут» проект «ПД-14: двигатели для МС-21» прошел очередной контрольный рубеж, проектный комитет АО «ОДК» принял решение о переходе на следующий этап проекта – обеспечение готовности к первому вылету самолета МС-21 с ДУ ПД-14.
Относительно дальнейших работ по Программе создания двигательной установки с двигателем ПД-14 хотелось бы выделить основные направления работ по подготовке двигателя к эксплуатации, которые необходимо реализовать в ближайшее время:
• валидация Сертификата типа РФ в Европейском агентстве EASA;
• адаптация двигательной установки к самолету, включая работы по подготовке доказательной документации в обеспечение требований Авиационных правил, часть 25;
• повышение ресурсных показателей к началу эксплуатации самолета МС-21 с двигателями ПД-14;
• совместные с АО «ОДК-ПМ» работы по созданию системы послепродажного обеспечения двигателя, а также подготовка ремонтного производства.
В рамках валидации Сертификата типа РФ двигателя ПД-14 в Европейском агентстве EASA требуется выполнить большой объем работ в сжатые сроки. Проведен ряд встреч с представителями EASA, согласованы позиции по подтверждению соответствия, утвержден план работ по валидации Сертификата типа. В обеспечение валидации опытные двигатели ПД-14 продолжают испытания на стендах.
Для подтверждения соответствия двигателя ПД-14 Европейским требованиям проводились длительные испытания в условиях обледенения в ТБК ЦИАМ, испытания с забросом повышенного количества града на вход в двигатель на ОИС «Полуево» ПАО «ОДК-Сатурн» и т.д. Также для подтверждения прочностной надежности мотогондолы проходят испытания двигательной установки в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, в том числе с проверкой работы двигательной установки на режиме «прерванный взлет».
Подготовка к получению Одобрения главного изменения по самолету МС-21 с ПД-14 проводится по согласованному с ПАО «Корпорация «Иркут» графику. В рамках данных работ предстоит провести испытания узлов мотогондолы на воздействие пожара, молнии и других внешних воздействующих факторов. Важнейшая задача – подготовить комплект документов, подтверждающий готовность двигательной установки к первому вылету в составе самолета МС-21.
Подготовка двигателя ПД-14 к испытаниям в условиях «классического» обледенения
Следующим важнейшим направлением работ по подготовке двигателя к коммерческой эксплуатации является подтверждение его ресурсных характеристик и установление периода технического обслуживания. Для этого, начиная со второй половины 2018 года, опытный двигатель ПД-14 непрерывно проходит циклические испытания в «ОДК-Авиадвигатель». В планах довести циклическую наработку до 7 500 циклов. Также в обеспечение требований технического задания по обеспечению ресурса к этапу начальной эксплуатации постоянно проводятся циклические испытания основных деталей на специальных стендах «Авиадвигателя» и ЦИАМа, испытания необходимо продолжать. Дополнительно для перехода на третью стратегию управления ресурсом продолжается работа по созданию банка данных механических свойств материалов двигателя и запланированы работы по испытанию модельных дисков в ЦИАМ. Подготовлен план работ по данному направлению, который необходимо выполнить до начала эксплуатации.
Подготовка двигателя ПД-14 к забросу посторонних предметов
Все работы по постановке двигателя на серийное производство и поддержанию Сертификата типа РФ на начальном этапе эксплуатации будут выполняться с привлечением всех кооперантов, участвующих в Программе ПД-14. Уже сейчас сформированы направления работ на ближайшие годы. Необходимо еще раз отметить, что получение Сертификата типа –это лишь начальный этап в жизни двигателя ПД-14. Российским моторостроителям еще предстоит выполнить большой объем работ, для чего необходимо не сбавлять обороты и продолжать интенсивно работать по проекту.