Двигателестроение

Возвращение главной выставки российского двигателестроения – Виктор Чуйко о МФД-2022

С 26 по 28 октября 2022 года в павильоне 57 АО «ВДНХ» в Москве состоится 4-й Международный форум двигателестроения (МФД-2022), в рамках форума откроется «Научно-технический Конгресс по двигателестроению» (НТКД-2022). Девиз МФД-2022 – «Цифровая среда в авиационном двигателестроении». МФД проводится в юбилейный год для всего отече­ственного авиадвигателестроения – отрасли в этом году исполняется 110 лет. Выставка обещает познакомить участников и посетителей с ключевыми результатами работы российских двигателестроителей сразу за несколько лет – в связи с пандемией МФД не проводился с 2018 года.

В преддверии выставки «Крылья Родины» взяли интервью у Виктора Михайловича Чуйко, президента и основателя Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), профессора, действительного члена Академии наук Авиации и Воздухоплавания, заместителя министра авиационной промышленности СССР по двигателестроению (1984-1991гг.), лауреата премии Совета министров СССР, премии правительства РФ.

- Виктор Михайлович, для начала позвольте поздравить Вас с замечательным юбилеем – 110-летием авиационного двигателестроения России. В этом году после перерыва, наконец, состоится долгожданное событие – Междуна­родный форум двигателестроения. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом событии и его значении для отрасли.

- Форум будет проводиться на основании Приказа Минпромторга РФ №2386 от 09 июня 2022 года «Об утверждении сводного плана участия Минпромторга России в выставочных и конгрессных мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации и за рубежом в 2022 году», как и раньше, на ВДНХ в Москве. Организаторы – Минпромторг и наша ассоциация.

В мероприятиях форума и «Научно-технического конгресса по двигателестроению» примут участие ведущие специалисты авиационной, газовой промыш­ленности, энергетики и представители других отраслей и организаций, смежных с авиадвигателестроением. На форуме планируется проведение круглых столов, презентаций предприятий, пресс-конференций и переговоров. Будет опубликован каталог на основании полученной от экспонентов информации.

Темами экспозиции МФД в этом году станут – авиационные и космические двигатели; двигатели для судов, двигатели для газо- и нефтеперекачивающих агрегатов, а также для энергетических установок; электродвигатели, ветродвигатели; микродвигатели для спортивного моделизма; цифровые технологии в двига­телестроении; двойные технологии; компьютерные разработки; cтанкостроение; металлургия; топливо, масла, смазки; перспективные научные и инвестици­онные проекты; ремонт и сервисное обслуживание; подшипники; оборудование для неразрушающего контроля; подготовка кадров. Как видите, тематика нашего форума очень широка и далеко не ограничи­вается одними силовыми установками для авиации.

В ходе научно-технического конгресса пройдут пленарное заседание и симпозиумы по наиболее актуальным для двигателестроения на его современном этапе развития темам: это и общие перспективы развития ВРД, комбинированных, гибридных и электри­ческих силовых установок, и проблематика, связанная с прочностью, надежностью, новыми конструктивно-технологическими решениями двигателей, и индустри­альные силовые установки, и авиационная химмо­тология, и юридическое обеспечение деятельности предприятий, и многое другое.

Мы рассчитываем на большой интерес к нашей выставке со стороны профессионального сообщества и со стороны просто всех тех, кто неравнодушен к двига­телестроению. В 2018 году я сформулировал основную миссию форума следующим образом: «содействовать выполнению основной задачи отечественной авиаци­онной промышленности: пересадить пассажира на российские самолеты с российскими двигателями». Стоит ли говорить, что сегодня, в сложившейся обста­новке, это стало еще более актуальным.

В первый день Форума пройдет официальное его открытие в 11:00, а пленарное заседание научно-технического конгресса откроется в 14:00. Второй день будет посвящен встрече с авиакомпаниями, на которой будут представлены самолет МС-21 и двигатель ПД-14. Будут заслушаны предложения специалистов гражданской авиации по послепро­дажному обслуживанию двигателя ПД-14.

Девиз форума – «Цифровая среда в авиадвига­телестроении». Трудно переоценить роль цифровых технологий. Уже сегодня их постоянное развитие позволило повысить качество и производительность работ в 4-6 раз. Дальнейшее развитие этих техно­логий будет способствовать повышению эффектив­ности и качеству создания, изготовления и после­продажного обслуживания двигателей.

- Чем запомнился предыдущий Междуна­родный форум двигателестроения, который прошел в Москве в 2018 году?

- Форум был масштабный. Были представлены ключевые направления развития современного двигателестроения, а также смежных отраслей. Речь идет как о самих двигателях, так и о технологических решениях в целом. Можно было сделать полный срез актуальных отраслевых тенденций. МФД-2018 проводился под эгидой сразу двух юбилейных дат: 110-летия со дня рождения выдающегося конструктора и создателя первого отечественного реактивного двигателя Архипа Люльки и 10-летия образования Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).

ОДК разместила свою масштабную экспозицию в центре выставочного павильона и показала свои новейшие разработки в области авиационных, морских и наземных двигателей, а также в рамках выставки рассказала о ключевых достижениях за 10 лет со времени образования холдинга. Экспозиция ОДК отражала все основные направ­ления ее работы — от двигателей для гражданской и боевой авиации до газотурбинных установок промышленного назначения. Впервые на выставке ОДК показала натурный образец турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ. Следует отметить, что это был именно тот самый образец, который использовался в ходе наземных испытаний. Помимо этого ОДК, в частности, продемонстрировала на МФД турбовен­тиляторный двигатель для авиалайнера МС-21-300 ПД-14, турбореактивный двигатель поколения 4++ для истребителя Су-35 АЛ-41Ф-1С, вертолетный двигатель ВК-2500ПС, двигатели для морского применения, для космоса, для транспорта газа и энергетики.

ЦИАМ представил гостям ряд экспонатов, демонстрирующих результаты работ по перспек­тивным направлениям развития авиадвига­телестроения, например, макет гиперзву­кового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД). Широкий спектр разработок представили НПО «Наука» и «НПП «Аэросила»: вспомогательные и малоразмерные газотурбинные двигатели, воздушные винты, теплообменники, турбохолодильники, регуляторы избыточного давления и радиаторы. Всероссийский институт легких сплавов совместно с ОДК показал заготовки дисков и вала для перспективных авиационных и морских газотурбинных двигателей.

- Как бы Вы оценили нынешнее состояние отечественной двигателестроительной отрасли?

- Если говорить языком цифр, то активность отрасли только возрастает. Так, за 2021 год объем работ, выполненных на основных предприятиях двигателе- и агрегатостроения – членах АССАД, увеличился к уровню 2020 года на 7,6%. Можно отметить и рост общей численности работников. Двигателестроение сегодня – это не только создание и производство двигателей и агрегатов, но и непрерывная работа по формированию научно-технического и технологического заделов в инсти­тутах и ОКБ отрасли, модернизации основных фондов предприятий. Значительную позитивную роль сыграло создание в 2008 году Объединенной двигателестроительной корпорации в составе Ростеха. Это консолидировало отрасль, дало новый стимул, открыло много новых дорог.

Продолжаются испытания новейшего российского авиалайнера МС-21 с отечественным двигателем нового поколения ПД-14, в создании которого приняло участие более 50% предприятий - членов нашей ассоциации. Другие ключевые направления работы Объеди­ненной двигателестроительной корпорации – это создание двигателя большой тяги ПД-35, двигателя ПД-8 для новой версии авиалайнера «Суперджет 100». Продолжаются работы по созданию и совер­шенствованию других двигателей.

Программа ПД-35 – это уже 18 «критических» технологий. Это и новые материалы, и новые покрытия, и новые конструктивные решения. Газоге­нератор ПД-35 в будущем может стать основой для создания двигателей в диапазоне тяг от 24 до 38 тс для перспективных широкофюзеляжных самолетов - как пассажирских, так и транспортных.

Создание двигателя ПД-8 имеет большое значение, в первую очередь, с точки зрения импор­тозамещения – ведь от этого проекта во многом зависит будущее и программы «Суперджет 100». В конструкции двигателя используются только отечественные материалы и комплектующие изделия. При проектировании и производстве применяются отработанные в ходе других проектов конструктивные решения, материалы и технологии, что значительно уменьшает стоимость разработки и технические риски успешной реализации проекта.

Если говорить о вертолетном направлении, то тут два магистральных проекта – это ВК-650В и ВК-1600В. Россия должна получить отечественные вертолетные турбовальные двигатели в новой для себя размерности, что также крайне важно для импортозамещения. Оба проекта – высоко иннова­ционные. Так, ВК-1600В – это первый в российской истории вертолетный двигатель, спроектированный только с использованием 3D-моделирования.

При этом газотурбинное двигателестроение сегодня – это далеко не только авиационные двигатели. В рамках деятельности тех же предприятий развиваются сегменты газотурбинных установок промышленного назначения, двигателей морского применения, ракетных двигателей для космических программ.

- Каковы основные направления техноло­гического развития отечественного двигателе­строения?

Можно выделить использование при создании перспективных двигателей полимерных компо­зиционных материалов, аддитивных технологий, высокотемпературных материалов, применение новых конструктивных схем, применение технологий «более электрических» двигателей, а также, конечно же, цифровые технологии, которые способны сократить трудозатраты на всех этапах жизненного цикла авиационного двигателя – от проектирования до эксплуатации.

Именно вопросам применения цифровых техно­логий в двигателестроении было посвящено заседание научно-технического совета АССАД, которое состо­ялось в июне 2022 года в НПП «Мера» в Мытищах. Наш НТС, в частности, решил с целью повышения эффективности и качества испытаний авиадвигателей рекомендовать предприятиям авиационного двига­телестроения и их партнерам внедрение цифровой среды при проведении испытаний. Для повышения доступности оценки проектных решений было рекомендовано применение технологий виртуальной реальности (VR-технологий).

- Недавно Международная ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» приняла перспективную программу своей деятельности на 2022-2026 гг. Каковы ее основные задачи?

- Главная цель – это развитие обмена передовыми научно-техническими достижениями в области создания новых двигателей, материалов, техноло­гических процессов, методов обеспечения ресурса, качественного ремонта и эксплуатационной эффек­тивности силовых установок. АССАД занимается как увязыванием взаимных интересов входящих в нее организаций, созданием благоприятного климата для взаимовыгодных кооперационных связей между опытно-конструкторскими, серийными и ремонтными предприятиями, так и аналитическими вопросами возможности применения их сил. Мы будем делать все что, в наших силах, чтобы способ­ствовать дальнейшему улучшению деятельности предприятий и развития двигателестроительной отрасли в целом.

Мы будем осуществлять систематический анализ технико-экономических показателей предприятий, уровня надежности эксплуатируемых двигателей, будем участвовать в разработке и внедрении мероприятий, повышающих надежность авиатехники, безопасность полетов и экономическую эффектив­ность при эксплуатации двигателей (совместно с НИИ промышленности и заказчика, предприятиями).

Важным направлением деятельности АССАД является проведение научно-технических советов. Развитию науки ассоциация всегда предавала принципиальное значение, ведь без постоянного совершенствования направлений и теоретических разработок нельзя создавать конкурентоспособные авиационные двигатели.

Какие направления можно еще выделить? Независимая экспертная оценка стоимости авиаци­онных двигателей и другой продукции, выпускаемой предприятиями - членами АССАД. Участие вместе с предприятиями в разработке предложений по совер­шенствованию законодательных и иных правовых актов, связанных с вопросами развития авиад­вигателестроения. Взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти в интересах развития предприятий – членов АССАД. Содействие модернизации основных фондов предприятий, включая стендовую испытательную базу.

Конечно же, будем продолжать укреплять деловые связи с Госкорпорацией Ростех, с Объеди­ненной двигателестроительной корпорацией, с которой у нас подписано Соглашение о взаимодей­ствии.

Мы издаем и будем издавать сборники «Созвездие», сводные каталоги АССАД.

Возвращаясь к теме предстоящего Междуна­родного Форума Двигателестроения, отмечу, что наша программа на 2022-2026 гг. как раз выделяет в качестве отдельного направления организацию выставок и научно-технических конгрессов, участие в международных салонах и выставках.

Я уверен, что и октябрьская выставка, и конгресс будут успешными, что будет дан старт новым партнерствам и проектам, а интерес общества к двигателестроению еще вырастет. Приглашаю всех на «Международный форум двигателестроения» и «Научно-технический Конгресс по двигателестроению»!

Статья проиллюстрирована фото с Международного форума двигателестроения (МФД-2018).

Автор фото: Альберт Янкевич, Игорь Егоров