Алена Моргуновская, Юлия Силина, специальные корреспонденты журнала «Крылья Родины». К юбилею посадки на Неву планируют снять фильм о тех событиях
В августе этого года исполнится 60 лет с тех пор, как экипаж самолета Ту-124 сумел выполнить сложнейшую посадку на воду – пассажирский лайнер сел в акватории Невы прямо в центре города.
На встрече, посвященной подготовке памятного проекта, который должен будет рассказать об этом событии к юбилейной дате, его инициаторы, Андрей Леонтьев и Любовь Елизаветина, рассказали о том, как идет работа.
В настоящее время уже начались съемки документального фильма, авторы ставят перед собой амбициозную задачу – рассказать в своей картине о том, как на самом деле прошла посадка пассажирского самолета на Неву, разобравшись в том, что из фактов, которые об этом событии можно найти в интернете, правда, а что – лишь вымысел или попытка выдать желаемое за действительное.
Андрей Леонтьев – телевизионный журналист, путешественник и автогонщик, сам немного занимался пилотированием, и тематика авиации ему близка. Он рассказал на встрече о том, что работа над проектом уже идет полным ходом, часть материалов уже готова, но авторы по-прежнему работают над сбором фактов и поиском тех, кто был свидетелями этих событий. Также они рассчитывают при возможности связаться с родными и близкими как экипажа, так и пассажиров того рейса.
Как сам Леонтьев, так и его коллега по проекту, искусствовед Любовь Елизаветина, уверены, что увековечить память об этом событии необходимо. Ведь за пределами Петербурга (тогда еще – Ленинграда) о чудесной посадке мало кто знает. Многие уверены, что впервые посадить лайнер на воду удалось на Гудзоне – об этой облетевшей весь мир истории даже был снят. Но «Чудо на Неве» произошло гораздо раньше, а герои этой спасшей жизни всех пассажиров и экипажа незаслуженно забыты. В настоящее время, отметила Елизаветина, вспоминать о таких событиях – и напоминать о них обществу – крайне важно еще и потому, что это имеет огромное значение для воспитания патриотизма. Ведь именно российские, советские летчики сумели выполнить сложнейшую посадку – причем в условиях куда более тяжелых, чем пилоты, посадившие свой лайнер на Гудзон. На принятие решения и осуществление посадки там у экипажа было целых три минуты – это очень много по сравнению с тем, что летчикам летевшего над Ленинградом Ту-124 пришлось все сделать за 14 секунд.
Почему так мало? Чтобы понять это, нужно окунуться в события 21 августа 1963 года. Злополучный рейс, ставший потом легендарным, вылетел из Таллина в Москву ранним утром этого дня. Еще на взлете начались неприятности – заклинило переднюю стойку шасси, убрать ее или полностью выпустить было невозможно. Экипаж доложил об инциденте на землю, после чего их направили в Пулково – ленинградский аэропорт был готов принять самолет. Вернуться в Таллин борт не мог – эстонский город к тому времени накрыло туманом, и посадка была бы крайне опасна.
В питерском аэропорту Пулково (тогда он носил название Шоссейный) выразили готовность принять борт, к полосе были вызваны пожарные машины и скорая помощь. Во Внуково, куда должен был изначально лететь самолет, уже приехали эксперты в области авиации, они руководили полетом, давая советы пилотам. Самолет прошел над аэропортом Пулково, осмотрев предполагаемую зону посадки, и был направлен кружить над Ленинградом – вырабатывать топливо, так как с полными баками посадка была слишком опасна. Но неприятности экипажа на этом только начинались… Во время полетов над городом, которые тогда выполнялись на высоте 500-600 метров, заглох левый двигатель. Экипаж доложил об этом «земле» и получил расположение идти напрямик через центр города на Пулково – по данным приборов, топлива на это должно было хватить. Потом станет ясно – приборы ошибались. Еще позднее выяснится – такой сбой случался у них не так редко, поэтому летчики порой заправляли самолет с запасом.
Лайнер пошел над Ленинградом, пилоты пытались запустить левый двигатель. Еще во время выполнения кругов экипажу пришла в голову безумная идея – попытаться пробить пол в кабине и вытолкнуть переднюю стойку в посадочное положение механическим усилием, но это не удалось. И все же посадка в Пулково могла быть выполнена – такие посадки на задние шасси, с последующим скольжением носом по земле к тому моменту выполнялись неоднократно, в питерском аэропорту знали, как нужно действовать, чтобы максимально снизить риски в этом случае, и были готовы встретить борт.
Но тут во время захода на центр города и планируемого прямого прохода над ним к Пулково остановился второй двигатель. Самолет начал критически терять высоту, которой и без того было мало. Экипаж пилотов в составе командира воздушного судна Виктора Мостового и второго пилота Василия Чеченева должен был принять решение, что делать дальше. Тут в историю рейса, который мог закончиться трагедией, наконец вмешалась счастливая случайность – Чеченев, который до перехода на работу в гражданские авиалинии служил военным летчиком и имел опыт посадки самолетов на воду, крикнул своему командиру «Надо садиться на Неву!». Мостовой отдал управление своему напарнику – и дальше посадку выполнял уже Василий Чеченев.
Посадить самолет на воду – непростая задача, плотность воды может буквально уничтожить неправильно севшее воздушное судно, разломав его, или удар о воду может стать слишком сильным, что приведет к травмам, а, может быть, и гибели пассажиров. Но проблема была не только в этом – центр Петербурга полон мостов над Невой. Пилотам нужно было не только сесть на воду, но и уложиться в короткое расстояние между мостами. Это удалось – Чеченев прошел Литейный мост, потом практически «перескочил» Большеохтинский, дернув нос «на себя» - это помогло еще и частично сбросить скорость. Над строившимся тогда мостом Александра Невского самолет прошел буквально в нескольких метрах и коснулся воды в районе Александро-Невской лавры. На торможение у пилотов было чуть более километра – такого расстояние до следующего моста. Не успей они остановить самолет – тот врезался бы в опоры, и катастрофа все же произошла бы… Но пилотам удалось успеть. По разным рассказам, самолет остановился то ли в двухстах метрах от опоры, то ли вовсе в двадцати-тридцати метрах. Конечно, определить это точно уже невозможно – экипаж и сами пассажиры оценивали расстояние только на глаз, а после посадки к лайнеру подошел буксир, который и подтащил его к ближайшему месту, где можно было выйти на берег – к плотам напротив территории завода в конце Гранитной улицы, рядом с Финляндским железнодорожным мостом. Там пассажиры и сошли на берег, самолет буксир оттянул чуть дальше по Неве и оставил на воде, вернувшись после этого к своей работе.
Позднее самолет затонул, несмотря на попытки не допустить этого – вода прибывала слишком быстро из-за пробоин. Но через несколько дней он был поднят со дна. Правда, впоследствии борт не сохранился – он был определен как не подлежащий ремонту, у него отрезали кабину, которая была направлена в качестве учебного пособия в одно из летных училищ, а остальные элементы корпуса отправили на металлолом.
Об этой истории тогда постарались забыть, а пилотов едва не сделали виноватыми – вместо того, чтобы поблагодарить за спасение пассажиров, им вменили разгильдяйство и невнимательность. К счастью, после писем пассажиров и появившихся в прессе публикаций, государственные и авиационные власти сменили гнев на милость, оба пилота-героя смогли постепенно вернуться к летной работе. Правда, так и не получили награды, хотя одно время даже говорили о том, что указы о награждении были подписаны. Но, как позднее рассказал сам Чеченев (и это подтверждала супруга Мостового Жанна), наград летчикам так и не дали.
Сейчас, спустя шестьдесят лет после того случая, обратившиеся к этой истории энтузиасты не только мечтают снять самый полный фильм, рассказывающий об этих событиях, но и поставить памятник рядом с место высадки пассажиров. Работа над проектом памятника также уже начата, но пока, как подчеркнули и Андрей Леонтьев, и Любовь Елизаветина, рано говорить об успехе этой амбициозной идеи. В том числе потому, что проекту памятника необходимо финансирование, которое сейчас найти не так просто. Инициаторам проекта уже удалось найти около двадцати процентов необходимой сумму, но сбор средств продолжается. К участию в проекте приглашают частных инвесторов, меценатов, авиаторов и всех, кому не безразлична эта история. Кто-то откликается и оказывает поддержку проекту, в благодарность за это, отметили его организаторы, на памятнике будут указаны имена тех, кто помог его создать, если воплотить этот проект все же получится.
Ну, а пока работа над ним только идет, и мы желаем успеха его авторам – ведь первая в мире успешная и полностью безопасная для пассажиров посадка на воду произошла именно в Ленинграде в 1963 году, а не на Гудзоне в 2009, и память об этом важно не только хранить, но и рассказывать о том гостям города на Неве, как рассказывают о его истории многие памятники Северной столицы.