Гражданская Авиация

Кибератака во время полёта: ИИ может защитить экипаж и пассажиров?

1.jpg

Представьте ситуацию: вы сели в самолёт, заказали себе завтрак, как вдруг происходит нечто странное – пилот объявляет, что все системы управления лайнером находятся в руках злоумышленников и остаётся только надеяться на чудо, чтобы ничего плохого не произошло. Кажется, этот сюжет более напоминает фантастический триллер. Но если немного подумать и вспомнить, что цифровизация охватила почти все сферы человеческой жизни, включая авиационную отрасль, не исключается и такой вариант развития событий во время путешествия. Но что делать, если это всё же произойдёт?

Можно ли защитить самолёт от хакеров?

Хакерские атаки осуществлялись уже в то время, когда только появились первые компьютеры и мобильные устройства и большинство людей не понимали, как всем этим пользоваться, попадаясь на уловки злоумышленников. Сегодня схемы атакующих настолько прогрессируют, что порой не сразу поймёшь их присутствие в своей жизни – только успевай разбираться с последствиями. Безусловно, в зоне риска находятся и авиационные системы, включая серверы и компьютеры авиакомпаний и аэропортов. Могут ли кибернападения угрожать пассажирским самолётам прямо в воздухе? Вполне себе.

Рассуждая на эту тему, доцент кафедры 106 «Динамика и управление летательных аппаратов» Московского авиационного института Михаил Тяглик, отметил, что для вероятного нападения со стороны хакеров и кибертеррористов в авиации действительно существует множество уязвимых мест. Эксперт напомнил, что, по оценке Европейского агентства по безопасности полётов (EASA), только за последний год авиационные системы подвергались нападкам более тысячи раз. И всегда есть шанс, что при очередном таком вмешательстве в работу систем сбой произойдёт на борту воздушного судна во время перелёта, и это приведёт к непрогнозируемому итогу.

— Можно ли защитить самолёт от киберугроз? Всё зависит от такого, как хорошо вы понимаете логику злоумышленников, интересующихся вмешательством в авиационные процессы. Если вы знаете, что им нужно получить в итоге, вы понимаете, каким системам сделает уделить максимум внимания для обеспечения их безопасности. Киберугрозы для мирового авиационного сообщества действительно стали серьёзным вызовом в последние годы. Сегодня это рассматривается как незаконное вмешательство в процесс управления воздушным движением, выдача ложных указаний, что может привести к авиакатастрофе. К сожалению, пока ещё нет конкретного документа, который бы чётко указывал как действовать экипажу и службам на земле в случае кибернападения. В подобных случаях следует больше рассчитывать на принятие превентивных мер, — отметил Михаил Тяглик.

Получается, выход только один: для избежания катастрофы мировому авиационному сообществу необходимо приложить максимум усилий для разработки защитных систем.

— Сейчас делают специальные системы предотвращения таких угроз. Доступ к системам ограничивается на разных уровнях, и взаимосвязи систем тоже регламентированы. Подключившись, например, к мультимедиа системе на борту нельзя получить доступ к другим системам. Плюс, каждая система резервирована, и есть такие, которые следят за работоспособностью и сбоями, распознавая несанкционированный доступ, – добавил специалист.

Он также не исключил, что новейшие программы обеспечения безопасности будут разработаны именно на базе искусственного интеллекта, который постоянно обучается, проводя анализ тех или иных нештатных ситуаций. Возможно, именно он станет сильнейшей защитой перед лицом атакующих.

— Появление новой серьёзной угрозы — повод консолидироваться для поиска новых решений защиты. Безусловно, без применения новейших технологий, включая ИИ, в этом деле не обойтись, — подытожил эксперт Московского авиационного института.

Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России