Подведены итоги евразийских форумов по развитию пассажирских маршрутов NETWORK 2024 и развитию грузовых маршрутов NETWORK CARGO 2024
В Москве завершили работу два крупнейших мероприятия в Евразийском регионе по развитию маршрутов: VII Евразийский форум по развитию пассажирских маршрутов NETWORK 2024 и VI Евразийский форум по развитию грузовых маршрутов NETWORK CARGO 2024. Форумы являются крупнейшими профессиональными коммуникационными площадками, которые объединяют все авиакомпании и аэропортовые группы.
NETWORK – это крупнейшая и единственная ежегодная в Евразийском регионе ключевая коммуникационная площадка для развития маршрутных сетей авиакомпаний и аэропортов.
NETWORK CARGO – единственный в Евразийском регионе коммуникационный форум для развития грузовых маршрутов, который объединяет все заинтересованные стороны в цепочке поставок авиационных грузов на одной площадке.
В течение 2 дней форумов было проведено более 10 деловых мероприятий.
В работе форумов NETWORK 2024 и NETWORK CARGO 2024 приняли участие представители ключевых авиакомпаний, аэропортов, туристических операторов Евразийского региона, посольств и генеральных консульств государств, национальных и региональных органов власти, курирующих вопросы развития авиатранспортного комплекса, внешнего и внутреннего туризма из Азии, Ближнего Востока, Африки, Европы, Центральной и Южной Америки и других регионов мира.
Проведение таких отраслевых мероприятий, как NETWORK, с привлечением международных авиакомпаний, аэропортов, авиационных властей, имеет высокую значимость для отрасли и форсирования действующих и перспективных программ и проектов, открытию новых международных авиационных связей.
В частности, в рамках сессий и панельных дискуссий форумов эксперты отметили:
Корень Антон Владимирович, руководитель Консорциума Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ).
«Российская Федерация и страны Евразийского экономического союза в последние годы столкнулись с ситуацией, когда динамичное развитие авиационного бизнеса, авиационных маршрутов зависит только от нас и от наших возможностей, в том числе в части существующего парка ВС.
Успешно справляясь с задачей развития мы видим какие высокие темпы роста развития авиаперевозок в нашем макрорегионе наблюдаются, как появляются новые авиакомпании, как развиваются новые авиационные маршруты, данная позитивная тенденция в дальнейшие годы будет поддержана своим независимым производством воздушных судов, и в целом мы прогнозируем очень хорошую перспективу на рынке авиационных перевозок Евразийского региона, потенциальный спрос на авиаперевозки достаточно высокий».
Шерышева Елена Ивановна, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии.
«Евразийские международные форумы Network и Network Cargo – уникальные деловые площадки, которые уже существуют не первый год и позволяют устанавливать новые контакты и двигаться вперед.
В сфере авиационного транспорта ЕАЭС ведет работу по гармонизации законодательства, выявлению проблем и их решений в области гражданской авиации, обеспечению справедливой и добросовестной конкуренции, обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.
Воздушный транспорт на сегодняшний день крайне перспективная и динамичная отрасль, которая является важной составляющей интеграционных процессов ЕАЭС, и направлена на создание единого транспортного пространства и общего рынка услуг в транспортной отрасли. Для достижения этих целей ЕЭК совместно с государственными учреждениями была разработана соответствующая дорожная карта на ближайшие годы, в которую включен также ряд мероприятий по воздушному транспорту гражданской авиации. Так, в частности, предусмотрено принятие нескольких документов, актов высших органов Союза, они будут иметь адресную направленность и будут обязательными к исполнению всеми членами ЕАЭС. Данная работа направлена на гармонизацию законодательства в области гражданской авиации стран – членов ЕАЭС, а также на обеспечение справедливой и добросовестной конкуренции, а также расширение воздушного сообщения в целом».
В рамках форума NETWORK 2024 особый интерес у делегатов вызвали следующие доклады: потенциал развития туристических авиационных сообщений в Шри-Ланку для Евразийского региона, доклад представил Пакир Мохидин Амза, Е.П. Посол, глава Дипломатической Миссии Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка в Российской Федерации
Выступая с обширным докладом, г-н Мохидин Амза подчеркнул историческую роль ланкийского государства как «связующего моста» между государствами Европы и Азии. Особенно привлекательный характер географическое положение острова Шри-Ланка приобрело с появлением регулярного международного авиационного сообщения. Ежегодный рост туристических потоков с разных концов света на остров является тому неоспоримым доказательством. Помимо прочих вопросов, глава дипмиссии подробно остановился на различных аспектах растущей туристической индустрии острова в части обслуживания пассажиров из стран ЕАЭС и СНГ.
Министр-советник Посольства Федеративной Республики Бразилия в Российской Федерации г-н Маурисио да Коста Карвальо Бернардес, рассказал делегатам форума о Республике Бразилия как о туристическом направлении для жителей Евразийских государств. Высокопоставленный дипломат отметил, что Бразилия по уровню туристических потоков приближается к «доковидным показателям». Эта тенденция влияет и на год от года растущие доходы национального бюджета от туризма. При этом г-н Бернандес с сожалением отметил, что Евразийские государства на туристическом рынке Бразилии представлены минимально. Однако, 2-я в мире по уровню развития аэропортовая сеть страны и постоянное внимание правительства Республики этому вопросу, позволяют надеяться на позитивные изменения этого тренда в обозримом будущем.
Г-жа Лоренза Арлин Гонзалес-Макаиса, Советник-посланник Посольства Республики Филиппины посвятила свое выступление потенциалу развития авиасообщений между Филиппинами и евразийскими государствами. В своем докладе Госпожа Гонзалес-Макаиса подчеркнула роль Филиппин как ключевого «авиаузла» в Тихоокеанском регионе, который, находясь в равноудаленной степени от большинства крупнейших авиадержав, выступает в роли связующего звена между Россией и государствами Юго-Восточной Азии, между Арабским Востоком и странами Южной Америки, Японии и Австралии. В этой связи, представитель посольства Филиппин подробно рассказала о существующих крупнейших аэропортах страны, главным из которых является международный мега-хаб, манильский аэропорт - крупнейшая воздушная гавань столичного региона и страны в целом.
Маджид Хан, Генеральный директор The Saudi Air Connectivity Program (ACP). Рассказал о туристическом потенциале и возможностях авиасообщения аэропортов Саудовской Аравии. Глава государственной организации в своем докладе подробно осветил взаимодействие государственных органов власти страны, в рамках проектов развития туристической индустрии страны. Г-н Хан сообщил, что в его стране создан пул из органов власти и бизнес-структур, целенаправленно работающих в направлении развития национальной аэропортовой сети и формирования рынка туристических услуг. Построению полноценного рынка туризма в Саудовской Аравии уделяется внимание на уровне первых лиц государства, ставятся самые амбициозные цели. Особенно подробно г-н Хан остановился на перспективах создания сети курортов на побережье Красного моря, исторически особенно привлекательного для граждан государств Евразийского региона. Создание и полноценное функционирование подобной сети – невозможно без строительства региональных аэропортов, способных принимать международные рейсы, подчеркнул Маджид Хан.
Также в дополнение к выше указанным на форуме свои доклады и мнение по развитию авиации на уровне руководителей министерств, посольств, авиакомпаний представили делегаты из таких стран как Бразилия, Россия, Индия, Китай, Ирак, Иран, ОАЭ, Оман, Турция, Доминикана, Венесуэла, Эфиопия, Египет, Нигерия, Гана, Уганда, Буркина Фасо, Шри-Ланка, Вьетнам, Филиппины, Мьянма, страны Центральной Азии, ЕАЭС.
В рамках NETWORK CARGO участники обсудили вопросы развития новых логистических цепочек при перевозке грузов и принципы организации грузовых перевозок в мире и в Евразийском регионе.
Особый интерес вызвали доклады по организации авиаперевозок из Азии, Ближнего Востока, стран Африки. Представители компаний из разных регионов мира поделились информацией о текущих трендах, технологиях и особенностях перевозки авиационных грузов.
Баутин Георгий Георгиевич, руководитель дирекции управления транспортом, АО Почта России.
«Два года отечественные пассажирские перевозчики активно эксплуатируют оставшийся парк широкофюзеляжных воздушных судов, 85% перевозок грузов почтой осуществляется в багажных отделениях. Грузовая ниша существенно ниже, чем общий объем рынка данных услуг.
В ближайшее время постепенно широкофюзеляжный флот будет выбывать, в программе развития отечественного авиапрома широкого фюзеляжа представлены 2 самолета Ил-96, поставки которых ориентировочно будут произведены к 2030 году. В данных условиях этого будет явно недостаточно. Сложившаяся ситуация приведет к тому, что даже на социально значимых маршрутах борьба за оставшуюся емкость будет расти и тарификация пойдет вверх. В данных условиях профильным органам государственной власти необходимо обеспечить поддержку грузовой авиации в любых ее форматах от текущего субсидирования грузовых перевозок внутри страны до субсидирования международных перевозок и применения других мер поддержки».
Сычев Максим Валентинович, заместитель генерального директора, Внуково-Карго.
«Электронная коммерция. Особенность авиации во всём мире — это низкая доля по тоннокилометражу. Соответственно во всём мире это не больше 0,3%, но при этом авиация перевозит в стоимостном выражении грузов, которые составляют 35% мирового рыночного эквивалента. По доле перевозок мировая практика показывает, что от общего количества 87% составляют международные перевозки, все остальное – это внутренние перевозки.
В настоящее время грузовые авиакомпании формируют значимую долю рынка, но при этом все такие же, как и в мире так и в России большие доли перевозятся на пассажирских воздушных судах, более 54%. Текущая ситуация в мире — это действительно совокупность влияющих факторов санкций и ограничений, которые приводят к тому, что классические мировые маршруты рейсов как пассажирских, так и грузовых интенсивно увеличиваются. При этом показатели рынка электронной коммерции, которые были всю предыдущую историю до COVID и после, и до текущего санкционного периода показывают стабильный и постоянный рост.
Мировые показатели по доле перевозок электронной коммерции в настоящее время составляют 20% и ожидается их дальнейший рост до 30% от всего тоннажа, перевозимого авиаперевозками, этот фактор будет формировать по общим мировым оценкам перспективу дальнейшего развития ближайшие 10 лет.
Сегодня Российская Федерация находится на девятом месте по общей стоимости продаваемых товаров на рынке электронной коммерции, но при этом по итогам 2023-го года в Россия занимает лидирующую позицию по темпам роста этого сегмента. С учётом территориальных возможностей нашей страны, с учётом текущего состояния рынка и заинтересованности клиентов, у России действительно очень большие перспективы развития данного сегмента».
Свои решения по динамическому ценообразованию в части инновационных решений для грузовых авиаперевозок представила авиакомпания Волга-Днепр.
Также один из лидеров российского рынка авиаперевозок S7 Group представила профессиональный подход к динамическому ценообразованию в части пассажирских авиаперевозок. В частности, Пьянков Константин Вадимович, коммерческий директор S7 Group сообщил:
«В настоящее время органы власти обсуждают вопрос отмены динамического ценообразования, либо введения определенного норматива с целью его регулирования. Хочу отметить, что если начать сужать тот инструментарий динамического ценообразования, который имеют авиакомпании, то мы гарантированно получим снижение эффективности их работы.
Если мы посмотрим на то, с какой интенсивностью российские авиакомпании используют свой флот, то мы поймем, что эти авиакомпании являются лидерами во всем мире. Обратившись к нашему опыту хочу отметить, что в 2017-м году мы начали получать самолеты Embraer 170, мировой лидер по среднемесячному налету на этих самолётах выполнял налет в количестве 180 часов в месяц и радикально с того времени ничего не изменилось, а наши средние результаты по количеству полетов на данных самолетах в месяц за лето 2024 года составили более 300 часов в месяц. Соответственно эффективность и утилизация нашей авиакомпании, в том числе и других российских авиакомпаний, очень высока, а это значит, что доля постоянных расходов, которые авиакомпании перекладывают на пассажира минимальна. Ту избыточную маржинальность, которую хотят найти, конечно же там не найдут. В случае если данные предложения [по регулированию ценообразования] будут реализованы у нас в стране станет значительно дороже доступность перелетов».
Ведущие магистральные авиаперевозчики стран Евразийского региона, а также стран Африки, Южной Америки поделились опытом развития авиаперевозок, обсудили новые проекты развития крупных хабов на Евразийском и других континентах, вопросы эффективного сотрудничества и открытия новых рейсов. Большое внимание было уделено региональным перевозчикам разных стран, евразийским и российским компаниям, выполняющим магистральные рейсы.
Ключевым мероприятием NETWORK 2024 и NETWORK CARGO 2024 стала переговорная программа, в которой участники провели более 1500 заранее запланированных деловых встреч с целью индивидуального обсуждения вопросов сотрудничества в области развития маршрутных сетей. Результатом успешно проведенных переговоров станут новые открытые пассажирские и грузовые маршруты Евразийского региона.
В дополнение к переговорной программе в рамках NETWORK 2024 и NETWORK CARGO 2024 прошли следующие мероприятия:
- XII Стратегический форум гражданской авиации 2024 – крупнейшая профессиональная площадка для обсуждения ключевых трендов развития отрасли, вопросов стратегического планирования авиакомпаний, аэропортов и других предприятий отрасли.
- VI Евразийский международный форум по развитию грузовых авиаперевозок Air Cargo Strategy Forum 2024 – ключевая международная площадка для обсуждения вопросов развития грузовых авиаперевозок и цепей поставок в текущих условиях.
- VIII Евразийский международный форум «Маркетинг и коммерция авиакомпаний 2024» – ключевая международная площадка для обсуждения всех вопросов стратегического развития, маркетинговой и коммерческой деятельности авиакомпаний.
- VIII Евразийский международный форум «Маркетинг и коммерция аэропортов 2024» – ключевая международная площадка для обсуждения всех вопросов стратегического планирования и практических инструментов авиационной и неавиационной коммерческой деятельности аэропортов.
- XIV Евразийский международный форум «Региональная авиация 2024» – ежегодное крупнейшее в Евразийском регионе профессиональное мероприятие для обсуждения ключевых вопросов развития региональной и местной авиации на уровне государства и бизнеса.
- V Евразийский международный форум «Склады и грузовые терминалы - 2024» – основная профессиональная отраслевая площадка для обмена опытом, обсуждения трендов и презентации инноваций в части проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации грузовой терминальной инфраструктуры. В повестке форума – инновации и тренды развития авиационных и мультимодальных грузовых терминалов.
- Практические семинары по стратегическому планированию для аэропортов и авиакомпаний от ведущих международных экспертов ЦСРТ и ЦСР ГА.
- Выставка аэропортов, авиакомпаний, туристических операторов, туристических властей регионов, провайдеров инновационных услуг и решений для авиационной отрасли.
- Другие крупные деловые мероприятия.
- Экскурсионная историческая программа, авиационный вечер в панорамном ресторане 360° с уникальными видами на самые знаковые достопримечательности Москвы с высоты птичьего полета. Делегаты форума NETWORK посетили специальное экскурсионное мероприятие (авиационная программа в Музее Победы).
Также 16 сентября 2024 года в рамках ключевых форумов по развитию маршрутов NETWORK - 2024 и NETWORK CARGO - 2024 состоялась Церемония награждения Евразийской премии в области авиационного маркетинга.
Лауреаты Евразийской премии в области авиационного маркетинга были определены по результатам экспертной оценки в соответствии с перечнем объективных измеряемых критериев, качественных характеристик деятельности компаний, их высоких достижений в прошлом году и в первой половине этого года.
В число лауреатов Евразийской премии в области авиационного маркетинга 2024 года вошли:
Программа воздушного сообщения Саудовской Аравии (ACP).
Программа воздушного сообщения Саудовской Аравии (ACP) активно участвует в деле укрепления партнерства в евразийском макрорегионе и неуклонно обеспечивает поддержку курса на развитие туристических связей между странами. Реализуется системный подход и качественная маркетинговая работа.
S7 Airlines.
S7 Airlines является одним из лидеров евразийского рынка авиаперевозок, продолжает эффективную деятельность, работает над развитием хабов. Особенно эксперты отмечают, что авиакомпания проводит большую работу в том числе в области GR, формируя правильное понимание у органов власти и отраслевого сообщества эффективных подходов к регулированию гражданской авиации. Вся эта работа направлена на развитие и устойчивый рост отрасли.
Аэропорт Геленджик.
Аэропорт Геленджик реализует один из самых ярких инвестиционных проектов. Эксперты отмечают, что после реализации инвестиционного проекта и возобновления авиасообщений сам новый терминал с уникальной архитектурой будет являться эффективным маркетинговым инструментом привлечения авиакомпаний.
Авиакомпания Волга-Днепр.
Авиакомпания Волга-Днепр является одним из исторических лидеров рынка Евразийского региона, поддерживая ранние достижения, показывает высокие результаты в новаторстве при освоении труднодоступных регионов Евразии. Все сложности текущего периода компенсируются высокими достижениями на новых рынках.
Евразийская премия в области авиационного маркетинга была учреждена для поощрения организаций авиационной отрасли Евразийского региона, показавших наилучшие результаты коммерческой или маркетинговой деятельности.
Организатором форумов NETWORK 2024 и NETWORK CARGO 2024 выступил Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА).
Стратегический партнер форумов: Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ).
Генеральный информационный партнер мероприятий: официальный печатный орган Министерства транспорта Российской Федерации – газета «Транспорт России».
Консорциум, в составе которого в том числе Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) и Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ), входит в рейтинг RAEX крупнейших консалтинговых групп в области стратегического планирования и организационного развития, являясь лидером в авиационных проектах.
Консорциум объединяет первые в России, ЕАЭС и странах СНГ консалтинговые центры, в продуктовой линейке которых более 100 видов профессиональных услуг в области отраслевого стратегического планирования, управленческого и инвестиционного консалтинга в области пилотируемой и беспилотной авиации, а также организации по проектированию авиационной, транспортно-логистической инфраструктуры.
Под руководством и при участии Консорциума было реализовано более 400 стратегических проектов в интересах авиакомпаний, аэропортов, авиапромышленных холдингов и других предприятий отрасли, федеральных и региональных органов власти. По профессиональным обоснованиям консорциума в Евразийском регионе было открыто более 1500 новых авиационных маршрутов. Подробности на сайте transport-strategy.org.
ЦСР ГА также является одним из крупнейших в мире организаторов профессиональных транспортных мероприятий. Ежегодно количество проводимых международных форумов и конференций достигает 20.