Кадры

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. Союз науки и производства

17-18 декабря, в Москве прошла национальная выставка-форум "ВУЗПРОМЭКСПО-2013". Отечественная наука - основа индустриализации». В огромном выставочном зале Московского Гостиного Двора, расположенном в самом центре Москвы, всего в 150 метрах от Кремля, свои экспонаты представили экспонаты десятки ведущих вузов и промышленных предприятий страны, были заслушаны доклады ведущих специалистов, рассказавших о своем опыте интеграции науки и промышленности, разработках и внедрении инновационных решений в самых разнообразных областях экономики от фармацевтики до космоса. Большое внимание выступавшие уделяли формированию предпринимательской среды и развитию инновационной инфраструктуры в ВУЗах. 

Выставка была организована Министерством образования и науки РФ, Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством экономического развития РФ, ее стратегическими партнерами выступили Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Государственная корпорация «Ростехнологии». Выставка сопровождалась проведением «круглых столов», семинаров и презентациями программ инновационного развития и инструментов интеграции промышленности и университетов.

Одним из наиболее ярких событий выставки, показавших, что взаимодействие науки и промышленности – не миф и не дань моде, а реальное дело, стало подписание Соглашения между Пермским национальным исследовательским политехническим университетом (ПНИПУ) и ОАО «Авиадвигатель» по совместному проекту создания высокотехнологичного производства газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Соглашение подписали ректор ПНИПУ, профессор, доктор физико-математических наук Анатолий Ташкинов и управляющий директор – генеральный директор ОАО «Авиадвигатель», профессор, доктор технических наук Александр Иноземцев.

Отмечая важность подписанного Соглашения, Анатолий Ташкинов подчеркнул, что очень символично, что обе стороны поставили свои подписи именно на выставке национального масштаба. Ведь здесь представлены лучшие проекты, которые были отобраны в ходе очень серьезного конкурса. Проекты, подкрепленные финансированием со стороны государства и софинансированием со стороны предприятий, заинтересованных в применении этих разработок. Часто бывает так, что сначала договаривающиеся стороны подписывают соглашение, а потом приступают к работе. У нас здесь все получилось по-другому. ПНИПУ и ОАО «Авиадвигатель» связывает многолетнее плодотворная работа, реализовано много серьезных проектов. ПНИПУ постоянно ощущает поддержку со стороны «Авиадвигателя» во всех проектах и начинаниях, во всем, что касается развития университета. Мы не мыслим своего существования без такого взаимодействия. Благодаря этому взаимодействию, ПНИПУ – не просто университет, который готовит кадры для промышленности, а партнер ведущего российского предприятия, предприятия мирового уровня, которое занимается разработкой перспективного авиадвигателя. «Причастность к этому проекту – для нас большая удача, предмет гордости и в то же время большая ответственность, - заключил ректор ПНИПУ. - Я уверен, что та работа, которая будет продолжена и реализована на основе подписанного Соглашения, пойдет на пользу не только нашим предприятиям, но и всему тому, что мы называем развитием инновационной экономикой России».

Точку зрения промышленности выразил Александр Иноземцев, который сказал, что сотрудничество с ПНИПУ принципиально важно для ОАО «Авиадвигатель». Никому не нужны новые технологии, новые здания и сооружения, если нет людей, нет специалистов, которые соответствуют этому высочайшему мировому уровню. «Поэтому мы придаем огромное значение этому сотрудничеству. Мы сотрудничаем уже много лет, и подписание Соглашения - это определенный этап нашей работы. Думаю, что впереди у нас самое интересное, на созданной учебной лабораторно-экспериментальной базе мы будем создавать реальные проекты и главный проект – это специалисты. И это ключевой момент наших взаимоотношений. Поэтому я поздравляю коллективы «Авиадвигателя» и Пермского политехнического университета, выпускником которого я являюсь и горжусь этим».

Наглядным подтверждением сказанному явился стенд ПНИПУ на котором в качестве экспонатов реальные конструктивные элементы двигателя ПД-14. Это корпус передний двигателя ПД-14, обтекатель реверсивного устройства, створка реверсивного устройства, патрубок и кронштейн крепления створок капота двигателя ПД-14. Каждый из этих элементов вобрал в себя много технических новинок и инновационных решений. При серийном производстве все они будут дешевле металлических. Для облегчения веса и увеличения долговечности они созданы из композиционных материалов на основе углеродных волокон, ячеистый корпус двигателя испещрен многочисленными отверстиями диаметров 1-2 мм, поглощающими звуковые волны от работающего двигателя. Конфигурация отверстий и их расположение - предмет специальных многолетних исследований. Характерно, что все представленные детали изготовлены в лабораториях ПНИПУ.

Подписанный проект знаменует новый этап создания высокотехнологичного производства ГТД нового поколения. Созданные лабораторные установки – это площадки, полигон для отработки перспективных технологий и решений, прежде чем передать их в серийное производство. Сдача в производство сырых технологий – это потеря времени и денег. Ряд своих проблем «Авиадвигатель» решает силами университета, а что дает это университету? Во-первых, имея постоянный контакт с предприятием, он находится с ним в единой информационной среде, не понаслышке знает проблемы и потребности промышленности. Технологии разрабатываются не из удовлетворения любопытства за государственный счет, а ради результата и внедрения. Во-вторых, в результате взаимодействия уровень компетенции обеих сторон растет. В третьих, это гарантированный рынок сбыта продукции университета, который называется кадры. ВУЗ готовит специалистов под конкретное предприятие, под конкретные проекты. ВУЗ готовит образовательный продукт, находящий спрос практически с первого курса. Выпускники ПНИПУ, получив диплом, не оседают на рынках, в банках и еще абы где. Всем им гарантируется работа по специальности и надежный кусок хлеба. И в-четвертых, это позволяет университету зарабатывать деньги и коммерциализировать свою деятельность.

История сотрудничества крупнейшего тех­нического вуза Прикамья ОАО «Авиадвигатель» ведет отсчет со дня его образования. С момента основания кафедры «Авиационные двигатели» в 1955 году Пермский Политех подгото­вил более трёх тьгсяч специалистов для ОАО «Авиадвигатель». Новый импульс партнерства придало назначение в 2000 году заведующим кафедрой «Авиационные двигатели» выпускника Перм­ского Политеха, генерального конструк­тора ОАО «Авиадвигатель», доктора техни­ческих наук, профессора А.А. Иноземцева.

В 2013 году совместный проект ПНИПУ и ОАО «Авиадвигатель» стал по­бедителем открытого публичного конкур­са на право получения субсидий в рам­ках государственной поддержки развития кооперации вузов и организаций. (Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г №218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства»).

Структурные подразделения ПНИПУ, созданные на базе ОАО «Авиадвигатель», работают по одному из приоритетных направлений развития университета – «Авиационное двигателестроение и газотурбинные технологии». Для успешной работы здесь создан лабораторно-экспериментальная база, в коорую входят:

Центр акустических исследований выполняет работы высокой сложности по аналитическому, экспериментально­му определению акустических характе­ристик объектов с разработкой методов снижения шума и улучшения акустиче­ских характеристик. Центр акустических исследований имеет большой опыт рабо­ты по уменьшению шума промышленных установок и др.

Лаборатория динамической прочности авиационных двигателей создана как научно-исследовательское подразделение ПНИПУ. В лаборатории разрабатываются новые методы обеспечения динамической прочности авиационных двигателей и газотурбинных установок. Проводится анализ колебаний деталей и узлов, исследования сопротивления многоцикловой усталости и т.д.

Научно-образовательный центр авиационных композитных техноло­гий (НОЦ АКТ) разрабатывает современные кон­струкции и технологии производства деталей для авиационных двигателей и мотогондол, а также продукции других областей промышленности. Центр явля­ется основной технологической площад­кой ОАО «Авиадвигатель» для отработки конструктивно-технологических решений при создании перспективных изделий из композиционных материалов - в первую очередь двигательной установки ПД-14.

Лаборатория качества процессов обработки деталей занимается обеспечением условий разработки оптимальных параметров технологических процессов механической обработки материалов при изготовлении основных и ответственных деталей газотурбинных двигателей авиационного и наземного обеспечения для получения требуемых показателей качества в отношении геометрии, микроструктуры, прочности, стойкости к знакопеременным и циклическим нагрузкам и т.д.

Лаборатория исследований многоцикловой усталости проводит исследования и наполняет банк данных по конструкционной прочности материалов и конструкций характеристиками многоцикловой усталости Результаты исследований применяются для ресурсных расчетов и проведения сертификации двигателей по современным Авиационным Правилам, гармонизированным с зарубежными аналогами.

Все лаборатории и центры университета оснащены самым современным оборудованием и укомплектованы высококвалифицированным персоналом. Проводимые ими НИОКР находят внедрение в производство ОАО «Авиадвигатель», что наглядно подтвердил выставочный стенд ПНИПУ, где были представлены, в частности, конструктивные элементы перспективного двигателя ПД-14.

На выставке было представлено еще немало интересных экспонатов, свидетельствующих о высоком уровне научно-исследовательской работы вузов и предприятий. МГТУ гражданской авиации представил макет системы посадки, разрабатываемой по заданию «Аэрофлота». Прибор позволяет визуализировать траекторию снижения самолета при заходе на посадку с помощью специальных очков. Пилот одевает очки и видит перед собой последовательно появляющиеся стерео изображения рамок, от самой дальней точки глиссады, до последней, прямо перед порогом ВПП, в каждую из которых он должен провести самолет. Так трассируется траектория движения самолета. Изображения рамок «висят в пространстве» и хорошо видны в любую погоду. Система работает полностью в автономном режиме, с ее внедрением отпадет необходимость в приводных ближнем и дальнем радиомаяках и всенаправленных маяках VOR, не понадобятся курсовой и глиссадный радиомаяки. Все это значительно упростит навигацию воздушного судна. На сегодня система находится в стадии разработки, пока создан опытный образец.

ОАО «Радиотехнический институт им. академика А.Л. Минца» и МАИ представили натурный образец мобильного аэростатного радиотехнического комплекса (МАРК) с объемом оболочки 15 куб.м. Он может быть использован для оперативного развертывания систем радиосвязи при сложном рельефе местности, для видеонаблюдения и охраны объектов, в том числе государственных границ, для информационного обслуживания массовых публичных мероприятий. Он может также использоваться для постановки помеховых непрерывных и мерцающих радиосигналов. Такой привязной аэростат с электронным оборудованием использовался на прошедшем авиасалоне МАКС 2013. Рабочая высота подъема аэростата до 500 м. Вес полезной нагрузки до 5 кг и начинка зависит от назначения аппарата. Антенна радиопередатчика и положение камеры видеонаблюдения могут управляться оператором с пульта управления, размещенном в спецавтомобиле. На крыше автомобиля установлена телескопическая мачта высотой 12 м для установки метеодатчиков и радиоантенн.

На стенде авиационной корпорации «Рубин» был представлен широкий спектр разработанных ею агрегатов взлетно-посадочных устройств, тормозных и гидравлических систем, в том числе тормозные монодиски из нового композиционного углеродного фрикционного материала «Термар-АДФ-ОС».

ОАО «НПО "Лианозовский электромеханический завод», входящий в состав Концерна ПВО "Алмаз-Антей", показал свои разработки: доплеровский метеолокатор «ДМРЛ-С» и трассовый радиолокационный комплекс «Сопка-2». Метеолокатор «ДМРЛ-С» обеспечивает получение информации о полях облачности, осадков и связанных с ними опасных явлениях погоды (гроза, град, ливни, и т.д.), интенсивности и накопленном количестве осадков, параметрах ветра и турбулентном состоянии атмосферы, поляризационных характеристиках метеоотражений и других геофизических явлениях и процессах. «ДМРЛ-С» предназначен для обеспечения метеорологической информацией прогностических и гидрологических органов Росгидромета, метеорологических служб аэродромов гражданской авиации и Министерства обороны, а также других потребителей радиолокационной метеорологической информации. ОАО «НПО «ЛЭМЗ» приступило к серийному производству «ДМРЛ-С» с 2011 года, что позволит осуществить планы Росгидромета по созданию единого метеорадиолокационного поля над территорией Российской Федерации. В рамках двух Федеральных целевых программ: «Модернизация ЕС ОрВД РФ (2009-2015г.г.)» и «Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией РФ на 2008-2015г.г.» предусмотрена установка около 140 «ДМРЛ-С».

Трассовый радиолокационный комплекс «Сопка-2» S-диапазона предназначен для использования в качестве источника радиолокационной информации для систем управления воздушным движением и контроля воздушного пространства. Одновременно в ТРЛК организован отдельный канал для получения информации об интенсивности и границах метеообразований аналогично данным, получаемым со специализированных метеолокаторов диапазона S. ТРЛК «Сопка-2» обеспечивает обнаружение воздушных объектов, измерение дальности, азимута и других навигационных данных.

Всероссийский НИИ радиоаппаратуры (ВНИИРА), также входящий в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ознакомил с моноимпульсным вторичным радиолокатором (МВРЛ) «Аврора-2» расширенного наблюдения в режимах АЗН-В и S. Такой радиолокатор представляет новое поколение средств наблюдения. Необходимость в его разработке появилась в связи с предстоящим переходом на технологию автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В). К 2015-2020 гг. планируется переоборудовать аэропорты гражданской авиации системами АЗН-В 1090S.

Можно было ходить по выставке часами, открывая для себя все новые и новые примеры плодотворного сотрудничества ВУЗов и промышленных предприятий, что хорошо подтвердило правоту девиза выставки «Российская наука - основа индустриализации».