Кадры

Игнаткин Ю.М. зав. кафедрой "Проектирование вертолетов" МАИ

60 лет кафедре «Проектирование вертолетов» МАИ

Кафедра была образована в 1952 году в связи с возросшими в это время потребностями страны в большом количестве инженеров, обладающих профессиональными навыками в областях разработки, производства, испытаний вертолетов. В это время три конструкторских бюро, возглавляемых М.Л. Милем, Н.И. Камовым и А.С. Яковлевым, получили задание Правительства на разработку новых вертолетов, которые должны были производиться большой серией. Такое серьезное внимание к отечественному вертолетостроению было обусловлено, в первую очередь, эффективным применением американцами во время войны в Корее десантно-транспортных вертолетов Сикорского, а также перспективами применения этих уникальных летательных аппаратов, способных неподвижно зависать в воздухе и не требующих для взлета и посадки аэродромов.

История создания и развития кафедры связана с именами Бориса Николаевича Юрьева (ее основателя) и Ивана Павловича Братухина, руководившим кафедрой около 30 лет, которые стояли у истоков отечественной науки и практики вертолетостроения.

Б.Н. Юрьев, выдающийся ученый в области авиации, основоположник отечественного вертолетостроения, академик АН СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы участвовал в организации ЦАГИ, ВВИА, МАИ.

Будучи студентом и являясь учеником «отца русской авиации» профессора Н.Е. Жуковского построил первый в России вертолет одновинтовой схемы (натурный макет), экспонировавшийся на 2-й Международной выставки по воздухоплаванию в Москве в Манеже в 1912 году. За его разработку Б.Н. Юрьев получил Малую золотую медаль. Б.Н. Юрьев руководил разработкой экспериментальных вертолетов в отделе особых конструкций ЦАГИ, а в 1940 году он организовал при МАИ опытное конструкторское бюро по разработке серийных вертолетов – ОКБ-3. Затем этим ОКБ руководил И.П. Братухин – главный конструктор первых отечественных серийных вертолетов. В августе 1941 года первый экземпляр вертолета «Омега» был изготовлен в экспериментальных производственных мастерских МАИ. За разработку вертолетов серии «Омега» Б.Н. Юрьев и И.П. Братухин получили в 1946 году Государственную премию. В создании этих вертолетов активное участие принимали преподаватели, сотрудники и студенты МАИ, приобретая практический опыт по разработке и постройке вертолетов, что явилось базой для организации специализированной кафедры.

Одним из основных принципов подготовки инженера-вертолетчика, заложенных Б.Н.Юрьевым и развитый преподавателями кафедры последующих поколений, является системный комплексный подход при изучении специальных дисциплин, большинство из которых читаются преподавателями кафедры и включают несколько циклов: проектно-конструкторский, аэромеханический, эксплуатационно-технологический и информационных технологий. Взаимная увязка этих дисциплин между собой и их взаимосвязь с общеинженерными дисциплинами позволяет при обучении получить предметное, целостное представление о таком сложном летательном аппарате, каким является вертолет.

Теоретические знания по конструкции вертолетов закрепляются лабораторными занятиями, которые проводятся в лаборатории кафедры, обладающей большим набором препарированных натурных образцов отечественных и зарубежных вертолетов. Часть лабораторных работ проводится на реальных образцах вертолетной техники в учебных центрах вертолетных фирм ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» и ОАО «Камов», а также в вертолетном отделении ЦАГИ.

Дисциплины аэромеханического цикла подкрепляются лабораторными работами в аэродинамических трубах МАИ, на винтовом приборе кафедры, а завершается летной практикой на учебном аэродроме МАИ «Алферьево», где студенты на месте второго пилота под руководством опытных летчиков-инструкторов осваивают азы пилотирования самолетов или вертолетов, пройдя предварительную подготовку на авиационных тренажерах.

Особое внимание при подготовке инженеров-вертолетчиков уделяется приобретению студентами практических навыков в области проектирования и расчетов авиационных конструкций с использованием современных компьютерных технологий. Для этого на кафедре создан специальный компьютерный класс, оснащенный современной вычислительной техникой и пакетами прикладных программ, позволяющих студенту с первого курса использовать ЭВМ во всех изучаемых дисциплинах, а также получить дополнительную компьютерную подготовку с учетом специфики будущей работы после окончания института.

На кафедре организована дополнительная целевая индивидуальная подготовка студентов по договорам с предприятиями, на которых выпускники планируют работать после окончания МАИ.

Отличительной особенностью подготовки студентов является тесная связь с предприятиями вертолетной отрасли, когда технологические и конструкторские практики, курсовое и дипломное проектирование студенты проходят на учебных базах при ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» и ОАО «Камов» и в вертолетном отделении ЦАГИ. Это позволяет внедрить в учебный процесс передовой опыт отечественного вертолетостроения и интегрировать его с производственной деятельностью студентов с целью повышения качества подготовки специалистов и сокращения сроков их адаптации к будущей работе по специальности.

Кроме того, большинство студентов, начиная с 3-го курса совмещают учебу с работой на вертолетных фирмах. Студентам, работающим на ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», имеющим высокую успеваемость и выполняющим курсовые проекты по тематике фирмы, выплачиваются дополнительные именные стипендии им. М.Л.Миля, которые ежегодно получают 9-13 студентов.

Навыки научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы студенты приобретают в МАИ, участвуя в научно-исследовательских работах, проводимых на кафедре, в работе студенческих конструкторских бюро, где разрабатываются вертолеты, автожиры, дистанционно-пилотируемые вертолеты и другие летательные аппараты.

К учебному процессу на кафедре привлекаются ведущие специалисты вертолетных фирм, в том числе, академики РАН М.Н. Тищенко и С.В. Михеев. Оба – выпускники кафедры.

За 60 лет кафедра выпустила около 2500 специалистов, которые составляют костяк инженерных и и научных кадров ведущих отечественных вертолетных ОКБ: ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», ОАО «Камов», а также вертолетных отделений ЦАГИ и ЛИИ.

Выпускники кафедры также работают на серийных заводах и в НИИ, где занимаются производством, разработкой, эксплуатацией и испытаниями вертолетной техники.