Кадры

Памяти коллеги и товарища – Николая Михайловича ОРЛОВА (19.05.1935 – 22.06.2024)

1.jpg

22 июня 2024 г. в возрасте 89 лет скончался выдающийся организатор отечественного авиастроения ОРЛОВ Николай Михайлович, ветеран Министерства авиационной промышленности СССР (в 1979-1992 годах: главный инженер и потом начальник Главного управления по научным исследованиям, разработке и производству тяжёлых самолётов и вертолётов, член коллегии министерства), один из организаторов и заместитель генерального директора Россоюза – АО «Авиапром» (в 1992 – 2016 годах: директор подразделения «Тяжёлые самолёты и вертолёты»).

Коллектив АО «Авиапром» глубоко скорбит о смерти коллеги и близкого друга, высококлассного профессионала с огромным практическим опытом и талантливого руководителя.

Всю свою насыщенную плодотворную жизнь Николай Михайлович был предан детской мечте военной поры – чтобы наши самолёты были самыми лучшими.

Эта мечта привела его после окончания школы в 1953 году на Московский машиностроительный завод имени С.В. Ильюшина, по началу разметчиком. Отслужив в авиационных частях Советской Армии, он вернулся на родное предприятие и в совершенстве освоил все основные производственные специальности: и рабочие, и, после окончания МАИ, инженерные, пройдя трудовой путь от слесаря до заместителя главного инженера прославленного авиазавода.

Превосходные профессиональные и личные качества Николая Михайловича также в полной мере проявились после перевода его в аппарат Министерства авиационной промышленности СССР. Ветераны АО «Авиапром» ещё по совместной работе в министерстве хорошо знают его как высококлассного профессионала, талантливого инженера и организатора.

Работая с 1979 года в Минавиапроме СССР главным инженером 6 Главного управления, с 1988 года – начальником Научно-технического центра №7 и членом коллегии министерства, а с 1990 года - начальником Главного управления развития науки и производства тяжёлых самолётов и вертолётов (бывший 6 Главк), Н.М. Орлов внёс выдающийся вклад в обеспечение разработки и серийного производства военной и гражданской авиатехники. Сравнительно небольшой коллектив Главка в 100 человек под его руководством осуществлял повседневный контроль за производственной деятельностью авиастроительных предприятий Советского Союза, оперативно решая возникавшие технические и организационные проблемы во взаимодействии с другими главками Минавиапрома СССР.

Николай Михайлович считал, что Шестой Главк – это лицо авиационной промышленности страны в части развития, производства, поставок и поддержания лётной годности в эксплуатации тяжёлых пассажирских, транспортных и боевых самолётов, уникальных самолётов гидроавиации, всех типов вертолётов. И его слаженная команда отраслевого Главка вместе с такими же высококлассными профессионалами – руководителями авиационных КБ и серийных авиазаводов всегда была на высочайшем мировом уровне. В намеченные сроки разрабатывалась, спустя месяцы (не годы!) после первого полёта запускалась в серию и производилась строго в запланированном количестве вся авиатехника: уникальные стратегические бомбардировщики – ракетоносцы Ту-160, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, тяжёлые ВТС Ан-124 «Руслан», средние транспортные самолёты Ил-76ТД, ДРЛОиУ А-50, ударные вертолёты Ка-50 «Чёрная акула» и Ми-28, корабельные многоцелевые вертолёты Ка-32, тяжёлый транспортный вертолёт Ми-26, новое поколение гражданских самолётов – дальнемагистральные широкофюзеляжные Ил-96-300 и среднемагистральные Ту-204, пользовавшиеся спросом комфортабельные среднемагистральные широкофюзеляжные Ил-86, ближнемагистральные Як-42…

В конце1991 года министр авиационной промышленности СССР в последний раз вручил Шестому Главку переходящий красный вымпел победителя соцсоревнования, в том числе за обеспечение успешного серийного производства шестиместных многоразовых космических кораблей «Буран», выпуска опытного образца орбитального самолёта (ракетоплана) «Молния-1»… К 1991 году титаны отечественного авиастроения уверенно шагнули в новую эпоху – авиационная промышленность стала полноценной авиационно-космической.

После распада СССР, работая в Россоюзе – АО «Авиапром», Николай Михайлович активно использовал свой богатейший опыт, глубокие профессиональные знания и высокий авторитет среди коллег для восстановления разорванных кооперационных связей в отрасли, сохранения и развития потенциала отечественного авиастроения, укрепления сотрудничества авиастроителей России и стран СНГ. В последние годы работы в АО «Авиапром» Н.М. Орлов, вместе с другими ветеранами Минавиапрома СССР, оказал существенную консультационную поддержку при модернизации и возобновлении производства на новой технологической базе стратегических бомбардировщиков - ракетоносцев Ту-160…

Родина высоко оценила заслуги Николая Михайловича Орлова, наградив орденами «Знак Почёта» и «Трудового Красного Знамени», золотыми медалями ВДНХ и другими наградами, присвоив почётные звания «Заслуженный машиностроитель РСФСР» и «Почётный авиастроитель».

В нашей памяти Николай Михайлович Орлов навсегда останется как высокообразованный талантливый инженер и руководитель из плеяды выдающихся организаторов советской авиапромышленности, бескомпромиссный патриот, твёрдо отстаивавший национально-государственные интересы в авиастроении, а также как надёжный товарищ, всегда готовый прийти на помощь и словом, и делом.

Коллектив АО «Авиапром» скорбит о большой утрате и выражает глубокое соболезнование родным и близким Николая Михайловича ОРЛОВА.

По поручению коллектива и от себя лично –

Генеральный директор АО «Авиапром» Д.А. Волошин