Алена Моргуновская, Юлия Силина, специальные корреспонденты журнала «Крылья Родины».«Интеркосмос»: 45 лет полету первого в мире международного экипажа

12 апреля 2023 года исполняется 62 года со дня первого старта человека в космос. Много это или мало? Лишь или целых 62 года? Дорога в космос для человечества была проложена нашими соотечественниками: С.П.Королевым и первым космонавтом планеты Земля - Ю.А.Гагариным. С точки зрения любого человека – это было давно, почти целая жизнь, а с высоты Космоса и Вселенной, развития мировой цивилизации – совсем недавно - секунду, мгновение назад.

Современная пилотируемая космонавтика за это время развивалась, приобретала новые формы. Ныне никого не удивишь, что на МКС совместно работают международные экипажи из разных стран, что полеты осуществляются как на российских космических кораблях, так и на американских, что они стыкуются со станцией, международные экипажи проходят совместную подготовку на Земле и длительное время совместно работают в общем космическом доме. Полеты же в космос стали чем-то привычным, даже обыденным, для граждан Земли. Но всегда кто-то должен был быть первым, проложить дорогу, чтобы это стало привычным, обыденным, рутинным…

Алексей Александрович Губарев, командир первого международного экипажа по программе «Интеркосмос» и командир группы международных космических программ с 1976 по 1981 годы, внес большой вклад в развитие и освоения космоса как отечественного, так и международного: своим первым долгосрочным успешным месячным полетом на ДОС «Салют-4» в 1975 году они с Г.Гречко установили на тот момент рекорд по длительности пребывания и работы на орбите, что было особенно важно перед предстоящим советско-американским полетом «Союз-Аполлон» летом того же года, где отрабатывалась возможность стыковки нашей и американской техники. Вторым полетом в качестве командира первого в мире международного советско-чехословацкого экипажа подтвердил, что возможна качественная подготовка иностранных граждан и совместная работа в международном экипаже на орбите. И если изначально полет «Союз-Аполлон» (апробация стыковки техники разных государств) и полет международного экипажа с космонавтом-исследователем из социалистической страны – имели определенный оттенок политического характера, то в современной пилотируемой космонавтике они составляют основу международного сотрудничества на МКС, ну а длительность работы экипажей на орбите от одного месяца Губарева и Гречко в далеком 1975 перешагнула более, чем год.

1.jpg

Как говорят все космонавты, в том числе и Алексей Губарев, не бывает простых, привычных и обыденных полетов в космос: любой старт, работа на орбите и возвращение на Землю – это всегда риск. Это космонавты в своих репортажах демонстрируют жителям Земли «легкость» работы на орбите. И, несмотря на кажущуюся привычность полетов человека в космос для простого обывателя, легкость и доступность, это иллюзия: нештатная ситуация подстерегает исследователей космоса на каждом шагу, а за подготовкой к полету стоит огромная работа многих тысяч людей во всем мире, в том числе самих космонавтов. Но такую работу они выбрали для себя – работу на благо всего человечества.

В начале марта этого года исполнилось 45 лет со дня первого пилотируемого полета по программе «Интеркосмос». Его командиром был назначен Алексей Губарев, Герой Советского Союза, Лётчик-космонавт СССР, вместе с ним в составе первого в мире международного экипажа на космическую орбиту отправился чехословацкий космонавт Владимир Ремек, ставший первым в мире представителем третьей страны, а не одной из двух ведущих на тот момент космических держав – СССР и США. Сейчас, в современных реалиях, он считается первым космонавтом Евросоюза.

В том полете В. Ремек работал в экипаже в качестве космонавта-исследователя, а командиром был опытный советский космонавт-инструктор с А.Губарев. Они проходили подготовку в Звездном городке по специальной программе, разработанной для того, чтобы подготовить иностранных космонавтов из социалистических и дружественных СССР стран к полету. Первые шесть претендентов на полеты по программе «Интеркосмос» из ЧССР, ПНР и ГДР были подобраны уже с хорошим знанием русского языка или обучавшиеся до этого в СССР. Но тогда же в РУДН приступили к разработке специальной программы для обучения будущих иностранных космонавтов русскому языку, чтобы они могли полноценно общаться как с коллегами, так и с инструкторами и медиками. Программа космических полетов международных экипажей «Интеркосмос» предполагала участие летчиков из социалистических стран и их работу на советских станциях «Салют» и «МИР», поэтому было решено обучать их русскому языку, а не специалистов центра подготовки иностранным языкам. Так остается и по настоящее время. Иностранные космонавты, которые готовятся к полету в космос в ЦПК им.Ю.А.Гагарина в Звездном городке на российской технике в обязательном порядке изучают русский язык. Языком международного общения на МКС теперь являются русский и английский.

Мы пообщались с дочерью Лётчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Алексея Александровича Губарева Ольгой, попросив рассказать о ее отце, о подготовке к полету и об увековечивании памяти первого командира международного космического экипажа в целом и в Москве в частности.

Наша встреча с Ольгой Алексеевной проходила рядом с московской станцией метро Пражская, и это место было выбрано не случайно. Она живет рядом. Станция была открыта в 1985 году в ознаменование полета А.Губарева и В.Ремека - первого международного космического экипажа, который стартовал в 1978 году. Недалеко от одного из вестибюлей станции расположен небольшой сквер и монумент. То, что дочь Алексея Губарева живет рядом со станцией, которая была построена в честь полета ее отца, - совершенная случайность или запрограммированная свыше закономерность.

Семья космонавта Алексея Губарева жила в Звездном городке, в служебной квартире по месту его работы, который, в первую очередь, был военным летчиком, а уже во вторую – космонавтом. Прописан же, как сейчас говорят, зарегистрирован, он был еще и в Москве, что военнослужащим позволялось даже в советское время, так как по окончании военной службы, они могли вернуться туда, откуда уходили: на Берсеньевской набережной в начале 50-х годов прошлого века в комнате в коммунальной квартире ( когда А.Губарев уже был в отряде космонавтов, Ю.А.Гагарин помог его матери и сестре получить отдельную однокомнатную квартиру на 3-м Сетуньском проезде), откуда и ушел в летное училище, затем, после женитьбы, - на улице Достоевского, где жила его супруга, это рядом с метро Достоевская ныне, что тоже символично, рядом с Театром Российской (тогда - Советской) армии и недалеко от Центрального музея Вооруженных Сил РФ, почти центр Москвы, затем, в конце 50-х годов, дали всей семье квартиру на улице Панферова в блочной пятиэтажке, рядом с Ленинским проспектом, д.81, где уже и родилась Ольга Алексеевна. А.Губарев не был коренным москвичом, в отличие от его супруги, но стал вполне «укоренившимся», пробыв им более 45 лет.

2.jpg

Шли годы, дети выросли, уехали из Звездного городка на учебу в столицу и вернулись к «себе» в Москву, к тому же семья увеличилась, так как Ольга Алексеевна вышла замуж, поэтому на семейном совете было принято решение разъехаться путем обмена квартир. И местом нового «приземления» семьи был выбран Советский район, так назывался тогда ЮАО г.Москвы. Вместо квартиры на Панферова(ЮЗАО) и на Днепропетровской( ЮАО - это квартира мужа О.А.) они получили две двухкомнатных квартиры рядом с Варшавским шоссе. Тогда район Чертанова был новым, рядом еще не было метро, об этом «отдаленном» от центра Москвы даже пели песни (в спектакле Театра Сатиры «Маленькие комедии большого дома») . Сейчас же Чертаново-Центральное ЮАО считается географическим центром Москвы, так что можно считать, что семья все-таки «вернулась» в центр столицы, или центр «переехал». Губарев А.А. до середины 90-х годов оставался москвичом, пока окончательно не выбрал местом своего «приземления» Звездный городок.

На тот момент, в начале 80-х, ни сам Алексей Губарев, ни его семья не знали о том, что рядом с их новым местом жительства будет построена станции метро под названием «Пражская», да еще и в ознаменование его полета по программе «Интеркосмос» в честь первого в мире советско-чехословацкого международного экипажа, и тем более не предполагал, что будет сделан сквер, где расположится монумент - символические фигуры советского и чехословацкого космонавтов в скафандрах, которые стоят обнявшись на бетонном постаменте в виде стрелы. Открытие этого комплекса – метро Пражская, сквера и монумента «Интеркосмос» - состоялось осенью 1985 года, спустя семь лет после полета первого международного экипажа. Этот символический, казалось бы жест, как нельзя точно отражает ту дружбу, те человеческие и близкие, по сути - братские, отношения, которые Алексей Губарев и Владимир Ремек пронесли сквозь всю свою дальнейшую жизнь. Сейчас этот комплекс - монумент и сквер рядом со станцией метро Пражская - является одной из визитных карточек района Чертаново-Центральное ЮАО г.Москвы.

Также Ольга Алексеевна рассказала о том, что в школе ( бывшая №880, ныне ГБОУ г.Москвы «Школа №1173», учебный корпус №3) по адресу ул. Чертановская , д.44-А расположенной недалеко отсюда, в 2016 году по ее предложению и при поддержке муниципальных депутатов открылся музей Космонавтики им. Алексея Губарева, посвященный ее отцу. Основную часть экспозиции представляют личные вещи космонавта А. А. Губарева, а также вещи, книги и иные предметы, связанные с космической тематикой, заботливо собранные учащимися и их родителями.

4.jpg

Ольга Алексеевна рассказала о жизни отца, о том, где родился, служил и работал А.А.Губарев, о том, как память об ее отце увековечивают и чтят во многих уголках нашей необъятной страны. Алексей Александрович родился под Куйбышевской (Самарской) области, где на его малой родине в с.Гвардейцы установлен бронзовый бюст, в школе, где начинал учиться до войны, создан музей, еще при его жизни, а недавно школе присвоили его имя. На дальнем Востоке в поселке Романовка, недалеко от Владивостока, где он служил, местная администрация установила монумент в его честь, сохраняет даже стену давно разрушенного дома, где он жил, чтобы укрепить ее и сделать памятную доску, что в этом доме когда-то жил Алексей Губарев. Очень трепетно относятся к памяти А.А.Губарева его коллеги по морской авиации в Крыму, в поселке Новофедоровка, где на его доме, еще даже в бытность Крыма в составе Украины в 2011 году была установлена мемориальная доска на средства, собранные жителями этого поселка. В музее Новофедоровки есть экспозиция, посвященная годам его службы в составе Черноморского флота. Своим первым космонавтом в Зеленограде , в Крюково особенно, его считают и жители этого района Москвы. А.А.Губарев, окончил Крюковскую школу, теперь это район Москвы Зеленоград ( школа №1912 имени Бауыржана Момышулы, Героя Советского Союза во время ВОВ, защищавшего в кровопролитнейших боях у деревни Крюково Москву). В ней расположен большой музейный комплекс, несколько залов, в том числе есть экспозиция, посвященная их знаменитому выпускнику-космонавту Алексею Губареву. Надо сказать, что Алексей Александрович очень любил Зеленоград и район Крюково, бывал в своей школе, поддерживал отношения до последних дней со своими одноклассниками, очень много в советское время делал для развития Зеленограда, который был флагманом советской электроники, часто бывал на предприятиях Зеленограда, помогал своим авторитетом и возможностями администрации Зеленограда решать хозяйственные вопросы в Правительстве СССР. О своей школе, юношеских годах в Крюково он много писал и вспоминал в своих книгах.

Сохранением памяти о своем отце Ольга Алексеевна занялась после его ухода из жизни, не сразу, но уже давно, где-то с 2016 года. Она рассказала, что сам А.А.Губарев, как и многие другие космонавты, не стремился к популярности – они все довольно самодостаточные люди, во многом живущие с ощущением, что «я себе уже все доказал». Поэтому, уверена Ольга Алексеевна, заниматься этим должны те, кто с ними близок – родные, друзья, коллеги, сослуживцы, земляки и просто неравнодушные люди. И такие люди находятся.

Например, депутат Государсвенной Думы от Самары, малой родины космонавта Губарева, А.Е.Хинштейн, который обратился в Правительство Москвы по просьбе Ольги Алексеевны с предложением назвать сквер рядом с метро Пражская «Интеркосмос», а одной из улиц в Москве присвоить имя космонавта Губарева, в частности, в районе Крюкова в Зеленограде рядом со школой, где космонавт учился и прославил этот район на весь мир: в любой его официальной биографии в Интернете есть строка о том, что он закончи школу в Крюково. И есть надежда, что жители Зеленограда, администрация района Крюково поддержат это. Просто в Москве есть закон о том, что увековечивание памяти возможно только через десять лет со дня смерти, поэтому надо еще немного подождать –до февраля 2025 года. Кроме того, Ольга Алексеевна считает, что район Чертаново в ЮАО города Москвы вполне может составить конкуренцию по «космичности» уже признанному СВАО, «космическому лидеру», где расположены и Музей космонавтики, и павильон «Космос» на ВДНХ, где живут многие космонавты. Зато в ЮАО уже есть свой монумент «Интеркосмос» первому в мире международному экипажу, который надо утвердить в соответствии с регламентом Городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов города Москвы. Надо будет ходатайствовать о присвоении школе №1173 имени Космонавта Губарева, где расположен музей А.А.Губарева. В этом, по словам Ольги Алексеевны, она рассчитывает и на помощь коллег-космонавтов, уже молодого поколения, которые представляют в Мосгордуме и в Государственной думе ЮАО - это Герой России Олег Германович Артемьев и Герой России Роман Юрьевич Романенко, которые при этом лично знали Алексея Александровича, а отец потомственного космонавта Романа Романенко к тому же работал на орбите с А.Губаревым и В.Ремеком, куда они к нему прилетели на станцию «Салют-6», был командиром всей группы космонавтов на станции, и сам принимал участие в программе «Интеркосмос». О.Г.Артемьев, помимо того, что является действующим космонавтом, он активно занимается популяризацией космонавтики, им предложено в Бирюлево-Западном(ЮАО) создать Молодежный космический центр, пока вопрос в стадии рассмотрения. И, согласно фильму Ф. Бондарчука «Притяжение», вторжение инопланетян состоялось именно в Чертаново.