Через тернии – к звездам!
Эта крылатая фраза как нельзя лучше подходит для описания жизненного пути летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреата Государственных премий СССР и РФ, доктора наук – Виктора Петровича Савиных.
С Президентом Московского государственного университета геодезии и картографии Виктором Савиных мы встретились в его просторном рабочем кабинете накануне 85-летнего юбилея и в канун Дня космонавтики. Несмотря на плотный график работы, мой собеседник согласился пообщаться на тему освоения космоса и своего личного участия в этом великом и трудном деле.
В Кировской глубинке
- Одно из моих первых детских впечатлений, - вспоминает Виктор Петрович, - старая понурая лошадь, которая медленно тянет телегу с мужиками, отправляющимися на фронт. Среди мобилизованных мой отец – Петр. Слава Богу, он вернулся израненным, но живым с той страшной войны…
Родился Виктор Савиных 7 марта 1940 года в деревне Берёзкины Оричевского района Кировской области. Это была глухая деревня, с десяток дворов. Родители - простые крестьяне. Семейство Савиных жило бедно. Да и как можно было сытно жить в военные и первые послевоенные годы? Из всей цивилизации – железная дорога, которая проходила совсем рядом. Школа была деревянная без электричества и с печным отоплением. Учеба Виктору нравилась и давалась легко. В аттестате о среднем образовании были четверки и пятерки, кроме… иностранного языка! Вместо оценки напротив этого предмета стоял жирный прочерк, поскольку учителя по нему просто не было. Кроме того, после той страшной войны ребята не могли спокойно слышать гортанную немецкую речь, которая вызывала в юных сердцах лишь злобу к побежденным фашистам. Одним из любимых предметов Виктора Савиных была география, а из художественной литературы очень нравились книги о путешествиях и дальних странах. Поэтому после школы он решил поступать в Пермский государственный университет на Географический факультет.
Но… Подвел все тот же немецкий язык, который надо было сдавать на вступительных экзаменах. А как, его сдашь если никогда не учил? Однако оценки, полученные на вступительных экзаменах в вуз, не пропали даром. С ними Виктора охотно приняли на первый курс Пермского техникума железнодорожного транспорта. Годы учебы пролетели быстро. Запомнился один яркий эпизод. Во время практики в поселке Козий Загон, Виктор Савиных вместе с однокурсниками вдруг увидел яркую звездочку, которая вопреки всем законам физики не падала вниз, а… стремительно под углом уходила в ясное ночное небо! Потом по радио передали о запуске первого в мире искусственного спутника Земли. После окончания техникума в 1960 году Виктор получил квалификацию «техник-путеец» и с марта по октябрь 1960 года отработал на Свердловской железной дороге бригадиром по ремонту искусственных сооружений 6-й дистанции службы пути.
Космическая тревога!
В том же году рядовой Савиных был призван в Железнодорожные войска. Сначала, конечно, отучился в учебке, где собрали всех выпускников техникумов с целью обучения специальности военного геодезиста-картографа. – Нашей задачей было, - вспоминает мой собеседник, - с помощью теодолита привязывать железнодорожную насыпь с карты на местность. На втором году службы случилось событие, которое сержант Савиных запомнил на всю свою жизнь.
- Среди ночи, - вспоминает Виктор Петрович, - раздалась громкая команда дневального: «Рота подъем! Тревога!». Мы быстро вскочили с коек, надели обмундирование и получили в оружейке автоматы. Командир роты включил радиотрансляцию. Все услышали слова Левитана: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!» У меня все похолодело внутри. В последний раз так объявили войну с Германией! Однако диктор сообщил о запуске первого в мире космического корабля «Восток» под управлением летчика-космонавта Юрия Гагарина. До сих пор помню, как мы радовались, обнимались и кричали «Ура!». Но себя я тогда в роли космонавта не представлял. Думал, что это удел специально подготовленных военных летчиков.
Мечты сбываются
Служба подходила к концу. Работа на строительстве железной дороги под городом Серовым (Северный Урал) старшему сержанту Савиных нравилось. Геодезия оказалась очень интересным делом! Кроме того, его избрали секретарем комсомольской организации батальона управления. Парню предлагали продолжить службу, поступив в Львовское политическое училище, но его тянуло в гражданский вуз. После армии Виктор Савиных с блеском поступил на Оптико-механический факультет Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Учился он самозабвенно. В зачетке преобладали отличные оценки. Не случайно во время учебы в вузе он постоянно получал престижную Ленинскую стипендию. Здесь же в институте Виктор встретил любовь всей своей жизни - Лилию. Молодые люди сыграли веселую студенческую свадьбу, а на предпоследнем курсе у пары родилась дочь – Валентина. Во всей своей остроте встал вопрос: – Где жить? В ректорате предложили стать дворником. А что? И заработок, и отдельная комната в общежитии! Ленинский стипендиат, студент Савиных согласился на это предложение даже не задумываясь, что о нем скажут однокурсники. При этом работа в коммунальном хозяйстве вуза никак не отразилась на успеваемости Виктора. В итоге – красный диплом и возможность выбора распределения. Молодой специалист выбрал ЦКБ Экспериментального машиностроения в подмосковном Калининграде (ныне г. Королев). Ведь это была фирма самого Сергея Павловича Королева – создателя спутников и космических кораблей Советского Союза.
Космические карты
Люди старшего поколения прекрасно помнят популярную в 60-е и 70-е годы песню – «Заправлены в планшеты космические карты, и штурман уточняет который раз маршрут. Давайте-ка ребята споемте перед стартом. У нас еще в запасе – четырнадцать минут!» Вот этими-то космическими картами и занимался молодой научный сотрудник Виктор Савиных. Ну а если серьезно, Виктор Петрович считает, что ему удивительно повезло с направлением работы и начальством. Посудите сами, руководителем комплекса у него был один из ближайших соратников Сергея Королева академик Борис Черток, а непосредственным начальником талантливый ученый академик Борис Раушенбах. Именно под их руководством инженер, а потом старший инженер Виктор Савиных разрабатывал прибор ГШК-3 для ориентирования относительно Земли космического корабля «Союз». Конструктивно – это небольшой глобус в приборной панели корабля, который вращаясь показывает точку над которой пролетает в данный момент аппарат. Занимался Виктор Савиных и лунной тематикой. Например, принимал участие в разработке пилотируемого посадочного модуля, для высадки на Луне советского космонавта. Были и другие важные работы, связанные с системами ориентации космических аппаратов. В ходе работы на фирме С.П. Королева он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Ориентация космического корабля по Земле». Причем, авторитет в этой научной области у молодого ученого был такой, что именно его регулярно отправляли в командировки на Байконур для инструктажа космонавтов перед космическим полетом. После очередного занятия к нему подошел космонавт Николай Рукавишников, который спросил: - А сам-то, что к нам в отряд космонавтов не идешь? В ответ Виктор Петрович, заявил, что пока не думал над этим, но очень хотел бы полететь в космос. Опытный космонавт посоветовал написать заявление. Вскоре кандидатура Виктора была утверждена генеральным конструктором Василием Мишиным. Так, старший инженер Савиных был направлен на медицинскую комиссию, которую (увы!) «благополучно» провалил. Требовались дополнительные тренировки вестибулярного аппарата и упражнения по нормализации кровяного давления. С этой целью Виктор Петрович принял участие в уникальном медицинском эксперименте, в ходе которого 49 суток (!) пролежал, не вставая, на наклоненной в сторону головы койке. На мое немое удивление, космонавт скромно заметил: - Это далеко не предел. Другие испытатели по году так лежали! В итоге параметры здоровья молодого ученого пришли в норму и он, пройдя медкомиссию, был зачислен в отряд космонавтов.
«Салют-6»
Первым полетом в космос после участия в нескольких дублирующих экипажах у Виктора Савиных стала экспедиция на долговременную орбитальную станцию второго поколения – «Салют-6». Старт состоялся в сентябре 1981 года. Командиром экипажа был опытный (уже 3-й полет!) космонавт Владимир Коваленок. В этом космическом доме впервые появился второй космический узел для приема космический экспедиций посещения и грузовых кораблей «Прогресс». Вот, что рассказывает об этом Виктор Петрович:
- Старт прошел успешно. Вот она невесомость! Наш «Союз-7Т» работает как часы. Через несколько витков система автоматического сближения «Игла», в разработке которой я принимал участие, ювелирно подвела нас к сверкающей на солнце орбитальной станции «Салют-6». Ну вот мы и дома!
На протяжении 75-суточного полета космонавты работали очень дружно. Иначе не удалось бы выполнить столь плотную программу различных экспериментов и принять экспедицию посещения по программе «Интеркосмос» с монгольским космонавтом Жугдэрдэмидийном Гуррагчей. Виктор Петрович Савиных с удовольствием вспоминает, как работал со своим монгольским коллегой. В частности, с помощью, смонтированного на станции субмиллиметрового телескопа был впервые составлен подробный атлас Монголии.
Спасение мертвой станции
Драматические события по спасению внезапно потерявшей управление станции «Салют-7», стали звездным часом космонавта Виктора Савиных. Они были не раз описаны в литературе и кинематографе. Вот что говорит об этом мой собеседник:
- Поначалу ничто не предвещало беды. После очередной основной экспедиции станция исправно работала в беспилотном режиме. Я готовился к полету на «Салют-7» в составе экипажа, куда также входили космонавты Александр Волков и Владимир Васютин. Программа экспедиции обещала была быть очень насыщенной. В частности, мы должны были принимать тяжелый модуль военного назначения по программе «Алмаз». Внезапно меня срочно вызывают в Центр управления полетом. Прибегаю, а там… перед операторами пустые экраны и все приборы на нуле! Впоследствии выяснилось, что всего на всего поломался датчик, отвечающий за зарядку аккумуляторов. Те постепенно разрядились, и станция умерла. Был бы там экипаж все бы исправили за две минуты! Хуже всего, что обесточенная станция стала постепенно терять высоту и возникла опасность неуправляемого схода с орбиты. Западные газеты уже подняли вой по поводу якобы грядущей катастрофы. Было решено отправить экспедицию спасения. Мне, как инженеру, принимавшему непосредственное участие в создании станции, первому предложили в ней участвовать. И я, конечно, согласился. Вторым членом экипажа стал Владимир Джанибеков, поскольку у него был наибольший опыт ручных стыковок.
Далее Виктор Петрович рассказал о плотном графике тренировок и дооборудовании транспортного корабля. Туда установили лазерный дальномер и другую аппаратуру для облегчения ручной стыковки. Вместо третьего члена экипажа в корабле «Союз-Т-13» разместили дополнительный запас кислорода, воды и питания. Уже через 3 месяца состоялся старт. Рассказывает Виктор Савиных:
- Мы приблизились к «Салюту-7», который не подавал признаков жизни. Одно радовало – станция летела ровно, а не кувыркалась, как это было показано в фильме. Там вообще много чего было придумано для остроты сюжета. Например, никаких ударов кувалдой по станции в открытом космосе, конечно не было. В реальности это привело бы к ее разгерметизации. Не было и пожара, хотя опасность такая была. Что было на самом деле? Были холод и иней на приборных панелях отсеков. Было подключение напрямую аккумуляторов к солнечным батареям, когда голые провода скручивали вручную. И так 16 раз! Когда начали станцию понемногу прогревать, была тяжелая работа по удалению воды с помощью подручного материала. После прибытия грузового корабля, состоялся трудный 6-часовой выход в открытый космос для установки дополнительных солнечных батарей. Ну и, конечно, была большая радость после полного оживления станции. Такого, насколько я знаю, не было в мировой космонавтике ни до, не после нашего полета.
После прибытия транспортного корабля «Союз-Т-14» с космонавтами Георгием Гречко, Владимиром Васютиным и Александром Волковым было решено, что Георгий Гречко и Владимир Джанибеков отправятся домой, а Виктор Савиных, Владимир Васютин и Александр Волков останутся на «Салюте-7» в составе основной экспедиции. Так для Виктора Петровича спасательная экспедиция превратилась в плановую, которая продлилась 178 суток. Полет планировался более длительным, но к сожалению, из-за серьезной болезни Владимира Васютина, экспедицию было решено экстренно прервать. В связи с этим не состоялся интересный эксперимент с прилетом на станцию первого в мире полностью женского экипажа в составе космонавтов: Светланы Савицкой, Екатерины Ивановой и Елены Доброквашиной. И если Светлане впоследствии все же удалось слетать в космос, то Екатерина и Елена, к сожалению, так и не исполнили свою мечту.
На Земле, после завершения полета Виктору Савиных была вручена вторая звезда Героя Советского Союза, а Владимиру Джанибекуову присвоено воинское звание генерал-майор. Расследование показало, что «Салют-7» вышел из строя из-за несовершенства системы энергообеспечения станции.
Судьба была благосклонна к Виктору Петровичу. Его опыт и глубокое знание космической техники позволили ему еще раз слетать в космос для участия в экспедиции посещения на станцию третьего поколения «Мир». Кроме него в состав экипажа «Союз-ТМ-5» вошли: Анатолий Соловьев и болгарский космонавт-исследователь Александр Понайотов Александров. В ходе 10-суточного полета были проведены эксперименты по совместной советско-болгарской программе «Шипка».
В итоге космонавт Виктор Савиных 7 раз был готов отправиться на орбиту в составе дублирующих экипажей и трижды осуществил полет на советские орбитальные станции: «Салют-6», «Салют-7» и «Мир».
Возвращение в альма-матер
Между тем жизнь шла своим чередом. Виктор Петрович вспоминает, как в 1981 году к нему домой приехала делегация из родного вуза - Московского государственного университета геодезии и картографии. Выяснилось, что из-за скоропостижной кончины ректора Василия Большакова, вузу срочно требуется новый руководитель. Должность ректора была предложена Виктору Савиных. По его словам, он принял это предложение только, когда в результате согласований между министерствами было принято решение о возможности совмещения ректорской деятельности с космическими исследованиями по прежней специальности. Так начался новый этап жизни Виктора Петровича. В университете он с головой окунулся в управленческую работу, успешно совмещая ее с преподавательской и научной деятельностью. Так для студентов факультета Оптические приборы он читал курс лекций по теме – Дистанционное зондирование Земли из космоса. Именно это и было главным направлением научной работы Виктора Савиных. В ходе его деятельности были получены значимые результаты, связанные с исследованиями верхних слоев атмосферы Земли, разработаны и внедрены методы и технологии аэрокосмического мониторинга природной среды. Научную работу Виктор Петрович успешно сочетал с журналистской и писательской деятельностью. Он был главным редактором журналов «Российский космос» и «Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка». Член Союза писателей РФ. Вице-президент Оптического общества им. Д.С. Рождественского. Академик Международной академии астронавтики. Член экспертного совета Национальной премии «Хрустальный компас».
Эпилог
В завершении нашей встречи Виктор Петрович заявил, что верит в будущее российской космонавтики, хотя предпочел бы чтобы работы по космической тематике в нашей стране шли интенсивней, как это было во времена великого Сергея Павловича Королева.
В канун 85-летнего юбилея поздравляем Виктора Петровича Савиных с этой замечательной датой. Желаем ему крепкого космического здоровья и такой же неукротимой энергии в научной и общественной деятельности. Удачи Вам во всем - уважаемый космонавт России № 50 и космонавт № 100 планеты Земля!
Автор: Член Союза журналистов России Николай Кубанов