Кирилл Митин, студент, Иван Трохин, инженер. Ракетомоделизм – первая ступень в космос
С приближением Дня космонавтики мы вспоминаем грандиозный триумф отечественной науки и техники. Однако именно после полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина фактически появился и стал стремительно развиваться новый вид технического творчества молодежи – ракетомоделизм. Здесь мы всегда вспоминаем светлой памяти выдающегося педагога и наставника, одного из известнейших корифеев отечественного авиа- и ракетомодельного спорта, более 50 лет бессменно руководившего кружками авиационного и ракетно-космического моделирования на подмосковной Электростальской станции юных техников, Заслуженного тренера России, мастера спорта СССР Виктора Семеновича Рожкова. Его трудовые заслуги были отмечены тремя государственными наградами, званием «Заслуженный работник образования Московской области», медалью «Звезда Икара» Международной авиационной федерации. Сегодня мы приводим рассказ одного из самых молодых его воспитанников – Кирилла Митина, ныне студента Электромеханического отделения Московского областного политехнического колледжа.
В мастерской станции юных техников пахло чем-то особенным – смесью клея, дерева, и азарта. Я – тринадцатилетний мальчишка; мир космических кораблей и далеких планет захватил меня полностью. Нашим руководителем был требовательный, но справедливый Виктор Семенович. Он учил нас всему хорошему, что знал сам.
Первая встреча с Виктором Семеновичем произвела на меня неизгладимое впечатление. Он говорил о ракетах с такой страстью, как будто речь шла о живых существах. Рассказывал об истории космонавтики, о выдающихся конструкторах, о полете Юрия Гагарина, о мечтах и покорении Вселенной силой человеческого разума. Для нас, школьников, это звучало как фантастика, но Виктор Семенович умел завораживать своей увлеченностью.
Кружок был настоящим центром малой космической мысли. Нас учили рассчитывать траектории полета летающих моделей, подбирать материалы, правильно собирать технику. Виктор Семенович терпеливо объяснял сложные физические законы, без понимания которых невозможно было построить даже самую простую модель ракеты.
Помню, как я впервые взялся за создание своей первой ракеты. Это было настоящее испытание, ведь здесь требовалась максимальная аккуратность и точность. Корпус ракеты изготавливали из чертежного ватмана. Позже, именно в обойму корпуса вставлялся заветный модельный реактивный твердотопливный микродвигатель, который был уже готовым изделием, но все равно вызывал трепет и восхищение.
Сборка ракеты заняла несколько дней. Я кропотливо вырезал детали по чертежам, аккуратно склеивали их, стараясь добиться идеальной симметрии. Виктор Семенович постоянно напоминал о важности каждого элемента. Даже незначительная погрешность в конструкции могла привести к неудачному запуску или даже к аварии.
После корпуса наступала очередь парашюта. Он предназначался для безопасного спуска ракеты на землю после выгорания заряда твердого топлива. Парашют я делал из тонкой и легкой ткани. Он должен был раскрыться в нужный момент полета, чтобы ракета не разбилась при приземлении на Землю. Это был еще один важный этап, требующий внимательности и терпения.
И вот, наконец, модель ракеты была готова. Она была не очень большой, но казалась настоящим носителем космического корабля – той самой «Королёвской семёркой», которая 12 апреля 1961 года вывела на околоземную орбиту космический корабль с Юрием Гагариным на борту. А запуск моей модели был еще впереди.
Виктор Семенович рассказал, что для безопасного запуска моделей ракет необходимо использовать дистанционный электрический пульт. Он объяснил, как это действует: при нажатии на кнопку «Пуск» в системе запуска работает физический закон Джоуля – Ленца, и электрический ток, проходя по проводам, нагревает специальную спираль, от которой воспламеняется реактивный микродвигатель, и… ракета устремляется в небо!
В день запуска погода была солнечной и безветренной. Мы – Виктор Семенович, мои одноклассники и я – собрались на открытой площадке, взяв с собой пульт запуска, запасные детали и, конечно же, наши модели ракет. Меня переполняло волнение. До этого я почти не спал всю ночь, представляя, как моя маленькая ракета взмывает в большое небо.
Виктор Семенович, как обычно, был спокоен и сосредоточен. Он проверил наши модели ракет, убедился, что парашюты в порядке, и напомнил нам о технике безопасности, подчеркнув, что самое главное – соблюдать все инструкции, ведь мы имеем дело с огнём.
Настала моя очередь. Я аккуратно установил ракету на стартовую площадку, подключил провода к электровоспламенителю двигателя и отошел на безопасное расстояние, держа в руках пульт дистанционного запуска. Сердце бешено колотилось в груди. Я сосредоточил взгляд на ракете. Виктор Семенович скомандовал: «Ключ на старт! Даю отсчет: три, два, один, пуск!». Я нажал на кнопку. Раздался короткий гул, и из днища ракеты, где располагался двигатель, вырвался столб дыма и огня. Ракета дрогнула, словно набираясь сил, и стремительно взмыла в небо. Я замер от восторга. Она действительно полетела!
Ракета поднималась все выше и выше, оставляя за собой след из белого дыма. Звук двигателя постепенно затихал, сменяясь свистом ветра. Я не отрывал взгляда от ракеты, следя за каждым ее движением. Казалось, что ракета приближается к звездам, как, когда-то, Первый искусственный спутник Земли. Вскоре после достижения апогея сработал заряд замедлителя двигателя и над ракетой раскрылся купол парашюта. Она начала медленно опускаться на Землю, покачиваясь на ветру. Я не мог отвести от нее взгляд, с замиранием сердца наблюдая за ее благополучным спуском.
И вот, наконец, ракета приземлилась. Я был вне себя от радости! Бросился к месту посадки, чтобы посмотреть на свое творение, только что вернувшееся из короткого «космического» путешествия. Она была цела и невредима. Виктор Семенович подошел ко мне, похлопал по плечу и сказал: «Отлично! Молодец. Хороший запуск». Его похвала была для меня лучшей наградой.
В тот день я испытал чувство, которое трудно передать словами. Это был не просто запуск миниатюрной ракеты. Это был мой первый шаг в огромный, захватывающий мир ракетостроения и космической техники. Я прикоснулся к решению такой масштабной задачи, как мирное освоение космоса, и почувствовал себя частью чего-то великого и благородного. Это было для меня таким важным событием, как когда-то вступление человечества в космическую эру.
После этого запуска я еще больше увлекся ракетомоделированием. Начал изучать устройство ракет, законы физики, которые используются в ракетодинамике, и другие смежные науки. Занятия в ракетно-космическом школьном классе стали для меня самым интересным уроком. Мы с ребятами разрабатывали и запускали более сложные модели, участвовали в соревнованиях, учились работать в команде, преодолевать трудности. Благодаря занятиям под руководством Виктора Семеновича я научился быть усидчивым, внимательным к деталям, анализировать ошибки и делать выводы.
В ракетомодельной мастерской я с одноклассниками учился не только конструировать модели ракет, но и делал первые шаги в инженерном деле. Приходилось использовать знания по математике и физике, работать с инструментами, учиться находить нестандартные решения. Все это очень пригодилось мне в дальнейшей жизни.
Виктор Семенович был для всех нас не просто руководителем кружка, а настоящим наставником и другом. Он всегда был готов помочь, подсказать, поддержать. Он верил в нас, в наши способности, и это вдохновляло нас на новые свершения. Он был тем самым человеком, который смог зажечь в нас искру интереса к космосу, к науке и технике. Спустя годы я вспоминаю Виктора Семеновича с теплотой и благодарностью. А моя первая модель ракеты стала для меня символом будущей мечты, стремления к знаниям и упорному труду на благо человечества.
Фото с сайта https://habrastorage.org