«Космические» достижения творческого подхода
Многолетний опыт Комиссии по техническому творчеству молодежи (КТТМ) Московского авиационного института (МАИ) и обобщение данных по отбору абитуриентов в данный вуз через бесплатную Всероссийскую заочную научно-техническую олимпиаду (ВЗНТО) приводят к действительно «космическим» выводам. Оказывается, что молодежь, успешно занимающуюся техническим творчеством, целесообразно зачислять в инженерные вузы, в частности авиационно-космического профиля, без учета результатов контроля знаний по общеобразовательным предметам. Это дает положительные результаты в учебе и в дальнейшей работе по специальности.
Как общественное объединение, КТТМ была создана в 1979 г. Комиссия поставила своей задачей привлечение в МАИ, в частности на двигательный факультет, технически одаренной молодежи. Была разработана система отбора в инженерный вуз через ВЗНТО с учетом успехов в техническом творчестве. В 1980-е и 1990-е гг. КТТМ успешно взаимодействовала в решение поставленной задачи с журналом «Крылья Родины». С 1994 по 1998 гг. победителей ВЗНТО зачисляли в МАИ без вступительных экзаменов, и результаты их дальнейшей учебы оказывались лучше, чем у студентов, которые поступили на общих основаниях.
В связи с реформами в отечественном образовании данная практика была прекращена, т.к. ВЗНТО – это не олимпиада по общеобразовательным предметам и комплексам общеобразовательных дисциплин. Вопросы ВЗНТО имеют исключительно профильную техническую направленность и для ответов на них необходимо изучать не школьные учебники, а научно-техническую литературу по будущей специальности.
В 1991 г. членами КТТМ была создана Заочная система профессионального воспитания (ЗСПВ) довузовской молодежи, в которую неотъемлемо вошла ВЗНТО. Идея ЗСПВ – это информирование об истории, передовом опыте и современном состоянии, в частности, авиационно-космической техники путем рассылки качественной информации технически одаренной молодежи еще за несколько лет до их поступления в инженерный вуз.
КТТМ плодотворно сотрудничает с рядом сохранившихся в нашей стране кружков детского технического творчества. В настоящее время эта комиссия является объединенной, поскольку ее члены работают в различных организациях. На протяжении более 40 лет успешной работы КТТМ еще в школьном возрасте, на уровне 6‑9‑х классов, выявляет детей, которые при дальнейшем поступлении в технические вузы показывают высокие учебные результаты, активно занимаясь научно-исследовательской и инженерной работой (например, имеют публикации в авторитетных научных журналах, научные разработки в сфере инновационной техники).
Для успешного обучения в техническом вузе и последующей инженерной работы по профилю необходим подлинный интерес к избранной специальности. Поэтому, если сопоставить ВЗНТО и конкурсный прием в технические вузы по результатам общеобразовательного характера, то можно опровергнуть состоятельность сложившегося подхода к отбору в технические вузы. Наши оппоненты не вполне правы, когда утверждают, что нельзя зачислять в технический вуз по результатам ВЗНТО, поскольку абитуриенту ответы на вопросы этой олимпиады может подсказать взрослый человек – специалист в соответствующей технической области. Во-первых, с победителями ВЗНТО проводится очное собеседование в вузе по тем вопросам, на которые они ответили заочно. Во-вторых, проводится очное собеседование с целью выявления достоверности предъявленных технически одаренными абитуриентами наградных документов, подтверждающих их успехи в техническом творчестве. Но самое главное, что уровень вопросов ВЗНТО таков, что порой на них не готовы ответить даже выпускники профильных вузов или очень трудно найти правильные и оригинальные ответы на интернет-сайтах.
В конце рассмотренного выше эксперимента по зачислению в технический вуз было введено собеседование по общеобразовательным предметам. Оно показало некомпетентность основной части победителей ВЗНТО по данным предметам! На ученом совете МАИ даже обсуждался вопрос об отмене их зачисления по результатам ВЗНТО, но было решено допустить их к обучению в МАИ. По результатам первой же зачетно-экзаменационной сессии они показали результаты, которые оказались лучше, чем у выпускников довузовской физико-математической школы МАИ. Причиной такого «космического» чуда явилось следующее обстоятельство. Эти студенты, понимая свои «глубокие» знания по физике, которую в сельской школе им преподавал агроном, и математике, преподаваемой там же фельдшером, по собственной инициативе поступили на работу на одну четверть ставки в научно-техническую библиотеку МАИ. Там они стали зачитываться литературой, которой им крайне не хватало в сельских школах.
Владимир Дубинин, Иван Трохин, Сергей Шкарупа.
Коллаж из архива авторов