Самолетостроение

15 лет со дня первого полета SSJ-100: инновационные технологии и разработки ГосНИИАС

В рамках программ импортозамещения воздушных судов гражданской авиации в ГосНИИАС (ФАУ «ГосНИИАС», входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») был разработан полунатурный испытательный стенд «Электронная птица» самолёта SSJ-NEW для отработки и интеграции комплекса бортового оборудования (далее – КБО) и его программного обеспечения. Уникальный научно-технический задел института нашел применение не только в работах над новым импортозамещенным авиалайнером, но и над его предшественником – Sukhoi Superjet 100 (далее SSJ-100).

Изображение.jpg

15 лет назад состоялся первый полет самолета SSJ-100. Тогда в институте еще не существовало «Электронных птиц», однако активно проводились исследования в рамках научно-исследовательских работ (далее – НИР) по созданию перспективного КБО в рамках концепции интегрированной модульной авионики (далее – ИМА). Технология ИМА была применена в части КБО на борту нового перспективного гражданского суперджета.

Координатором и головным исполнителем НИР стал ГосНИИАС, так как компетенции института позволяют не только руководить работами высокой сложности, но и проектировать наиболее перспективные и эффективные решения в области авиационных систем. Концепция ИМА предполагала унификацию программного обеспечения и его отделение от аппаратной части, сокращение сроков сертификации и модернизации и, кроме того, переход к модульной авионике – это один из предварительных этапов будущей интеллектуализации КБО.

Основными работами ГосНИИАС для SSJ-100 стала разработка пилотажных тренажеров для подготовки экипажа. Прежде чем приступить к регулярным полетам пилоты должны пройти тренировки, которые включают в себя отработку процедур управления для всех этапов полета и отработку нештатных ситуаций. В создании таких тренажеров принимал участие ГосНИИАС.

По заказу компании «Гражданские самолеты Сухого» (далее – ГСС) институт должен был разработать программное обеспечение для комплексных пилотажных и процедурных тренажеров. В 2006 году между ГСС и ГосНИИАС был заключен договор на разработку и интеграцию в вычислительный комплекс тренажера математических моделей общесамолетных систем, вспомогательной силовой установки, двигателей, аэродинамики, системы дистанционного управления, а также на разработку и проведение квалификационных тестов для сертификации тренажера. Итого было разработано и интегрировано 28 математических моделей.

В рамках работ над тренажерами в ГосНИИАС был разработан интеграционный стенд, который служил прототипом процедурных тренажеров. Пилоты, проводившие тестирование стенда, отметили его удобство и функциональность, а главное – приближенность имитации к реальному полету. Впоследствии именно на основе этого стенда были разработаны процедурные тренажеры самолета SSJ-100.

И сегодня, и тогда инновационные технологии ГосНИИАС – это критические технологии в вопросах создания перспективных воздушных судов. Со временем научно-технический задел института совершенствуется, а компетенции ученых – повышаются. Ведь авиация является высокотехнологической и наукоемкой отраслью, а создание авиационной техники невозможно без проведения научно-прикладных исследований, концептуального проектирования, а также моделирования и прототипирования.

Источник: пресс-служба ФАУ «ГосНИИАС»