Самолетостроение

Алена Моргуновская, Юлия Силина, корреспонденты журнала «Крылья Родины». АК-3 и КБ А. Кеменова – новая история авиационных легенд

1.jpg

Конструкторское бюро А. Кеменова – участник военно-технического форума «Армия», на котором КБ представило свой самолет АК-3. Узнаваемый силуэт машины однозначно напоминает о его прообразе – одном из знаменитых самолетов Великой Отечественной войны, Як-3. При этом, как рассказали его создатели, АК-3 - это современное переосмысление уже знакомых наработок – самолет полностью выполнен из новейших композитных материалов, в его кабине устанавливается современная авионика.

АК-3 имеет сдвоенное управление, что позволяет его использовать как для первоначального обучения, так и для обучения высшему пилотажу. Возможности самолета делают его подходящим и для участия в авиационных гонках и аэрошоу. Рабочие перегрузки, на которые он рассчитан – от +8 до -6G. Максимальная скорость в 410 километров в час и крейсерская в 340 километров в час позволяют как использовать его для достаточно дальних перелетов, так м демонстрировать самые требовательные фигуры пилотажа из доступных на поршневых самолетах.

Важным отличием АК-3 от своего исторического прообраза является безопасность. Легкий композитный самолет оборудован быстродействующей парашютной системой КС-100, изготовителем которой является другой российский производитель – компания МВЕН.

3.jpg

2.jpg

5.jpg

4.jpg

6.jpg

АК-3 – не единственная разработка КБ Кеменова, специалисты создали целую линейку современных платформ, основанных на исторических самолетах Великой Отечественной. Технологическая платформа семейства реплик истребителей времен ВОВ позволяет унифицировать процесс производства, что дает возможность уменьшить стоимость каждой единицы.

КБ появилось совсем недавно – в 2020 году, его направления работы – разработка и производство авиационной техники. Располагается площадка недалеко от Москвы – в подмосковной Рузе. Производство – тоже рядом, в том же Рузском районе, в поселке Тучково. Здесь находится производственный цех на 2000 квадратных метров и административные помещения.

Компания имеет лицензию Минпромторгга на разработку, производство, испытания и ремонт авиационной техники.

В планах КБ не только воссоздание реплик знаменитых исторических машин времен войны, но и работа над другими, уже более современными, проектами. Так, в числе текущих работ КБ – самолет АК-21, который создается как спортивно-пилотажный, рассчитанный на использование спортсменами, выступающими на соревнованиях по высшему пилотажу.

При его разработке конструктора учли все требования соревнований уровня Чемпионата России и Чемпионата мира. АК-21 обеспечивает возможность успешно выполнять все фигуры высшего пилотажа, входящие в программу чемпионатов в том числе в классе неограниченный (Unlimited). В соревновательном режиме самолет позволяет пилоту стабильно работать на высотах от 100 до 1000 метров, успевая выполнять фигуры и необходимые развороты в соревновательном квадрате, размеры которого составляют 1000х1000 метров. В перегоночном режиме самолет способен лететь до 3,5 часов, оптимальной высотой полета является высота около 500 метров.

В базовой комплектации АК-21 является одноместным, но предусмотрен и его вариант с двухместным расположением пилотов – такой вариант ориентирован на использование его для обучения спортсменов высшему пилотажу.

Диапазон эксплуатационных перегрузок у этого самолета гораздо больше, чем у АК-3. Пилотажный АК-21 в обоих модификациях может работать с перегрузками от +12 до -10 G. Его максимальная скороподъемность - 26 метров в секунду, максимальная скорость – 450 километров в час.

Кроме разработки и производства самолетов, в КБ занимаются созданием нескольких воздушных винтов, отвечающих требованиям тех типов поршневых самолетов, которыми занимаются здесь.